ПЕТЕРБУРГСКАЯ ПРЕМЬЕРА ОТ HILTON

фициальное открытие гостиницы Хэмптон на территории конгрессно-выставочного центра «Экспофорум» состоялось 23 июня, вскоре после завершения там работы ПМЭФ-2016. Буквально накануне этого события в должность генерального управляющего петербургским кластером отелей Hilton и Hampton by Hilton вступил Франсуа Морван. Он и стал гидом у представителей городских СМИ, приглашенных сюда на экскурсию в середине июля.

Восьмиэтажное здание общей площадью более 9 тыс. м2, входит в состав комплекса, который был спроектирован в архитектурной мастерской «Евгений Герасимов и партнеры». Интересно, что невзирая на совсем еще «младенческий» возраст питерского Хэмптона его номерной фонд уже сейчас заполняется практически под завязку. Так происходит благодаря не одной только репутации брэнда. Располагаясь в районе с развитой инфраструктурой, к тому же в считанных минутах езды от аэропорта «Пулково» и Московского проспекта, да еще имея отличное транспортное сообщение с историческим центром и пригородными музеями-заповедниками Северной столицы, новый отель заведомо «обречен на популярность» как у туристов, так и у деловой публики, на которую у Hilton не в последнюю очередь рассчитаны такие трехзвездочные гостиницы.

В отеле есть свой ресторан, а каждый из 207 номеров (141 стандартный, 63 семейных и 3 для гостей с ограниченными возможностями) оснащен индивидуальной системой кондиционирования, удобной кроватью, рабочим столом, плазменным телевизором, MP3-будильником, сейфом, чайником, гладильной доской, утюгом, феном и переносным столиком для ноутбука. Помимо бесплатного Wi-Fi, здесь организован весь сервис для полноценной работы: имеются свой бизнес-центр, плюс две переговорные комнаты вместимостью до 50 человек каждая, центр печати фотографий, компьютерные места, факсы и принтеры, доступны услуги курьерской почты. В стоимость проживания входят ежедневный завтрак, пользование фитнес-залом, открытым с шести утра до десяти вечера, услуги по доставке гостей в аэропорт «Пулково», а также до станции метро «Московская» и обратно. Открытие отеля Hilton в соседнем здании, как сообщил г-н Морван, запланировано на конец этого года.



«ДВОРЯНСКОЕ ГНЕЗДО» В ЦАРСКОМ СЕЛЕ

16 июля в Зубовском флигеле Екатерининского дворца открылась совершенно особая выставка. В ГМЗ «Царское Село» впервые обратились к теме, раскрывающей «второй план» императорской резиденции – жизнь ближнего окружения ее венценосных владельцев. Экспозицию выставки под названием «Дворянское гнездо» в Царском Селе» составили более 100 предметов убранства из дома Кочубеев – живопись, изделия из бронзы, мебель, фарфор, скульптура.

Представители нескольких поколений этого старинного дворянского рода верно служили Романовым. Сам же особняк рядом с Екатерининским парком в начале прошлого века задумал построить действительный статский советник и церемониймейстер Двора Его Императорского Величества Василий Кочубей (1868–1940). Его идею, создав ярчайший образчик неоклассицизма, начал воплощать архитектор Александр Таманов. На финальном этапе руководство проектом передали Николаю Лансере. Точно следуя в русле первоначального авторского замысла, он совместно с коллегами – Всеволодом Романовым и Всеволодом Яковлевым –завершил в 1914 г. оформление изысканных интерьеров здания.

С 2012 г. в особняке Кочубеев располагается Учебный центр подготовки руководителей СПб филиала Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики». Некоторое время назад руководство этого вуза приняло решение познакомить с сохраненной здесь коллекцией произведений изобразительного и декоративно-прикладного искусств максимально возможный круг людей, которые интересуются отечественной историей. Обращение к музейной дирекции за помощью в продвижении такой инициативы стало закономерным шагом. Так и реализовался совместный выставочный проект ГМЗ «Царское Село» и НИУ ВШЭ – Санкт-Петербург.

Среди многочисленных экспонатов выставки немало истинных шедевров, однако некоторые из них заслуживают особого упоминания. К примеру: каминные часы из бронзы в стилистике «второго рококо» – прекрасное изделие самого известного из петербургских бронзовщиков XIX в. Феликса Шопена. На протяжении более чем сорока лет, начиная с 1843 г., его фабрика не только являлась крупнейшим производителем художественной обстановочной бронзы, но и работала по «высочайшим» заказам. Или напольная ваза эпохи модерн (Россия, Санкт-Петербург, ИФЗ, 1910-е гг.), подглазурная роспись которой, вероятнее всего, принадлежит кисти одного из ведущих художников фарфоровой мануфактуры Григория Зимина (1875–1958), создавшего большое количество эскизов с пейзажными сюжетами и виртуозно владевшего этой техникой. Автором еще одной работы – мраморного бюста женщины под покрывалом (Италия, Рим(?). 1881), представленного в числе выставочных экспонатов в Зубовском флигеле – является выдающийся скульптор из плеяды русских «итальянистов» Виктор Бродзский (1826–1904). Работы этого мастера отличают виртуозное мастерство обработки и редкое умение использовать все фактурные возможности камня. Произведения Бродзского – пример хорошего вкуса, классической правильности форм и выразительности образов. Кстати, и Парадную лестницу Екатерининского дворца украшают две его скульптуры – «Спящий амур» и «Просыпающийся Амур».

Выставка будет работать до 30 сентября 2017 года.



АРХАИЧЕСКАЯ СТАТУЯ КОРЫ В ЭРМИТАЖЕ

В рамках года Греция-Россия 2016 была организована серия крупных выставочных проектов в знак дружбы и сотрудничества между нашими странами. Их программа стартовала в греческой столице. 11 марта Музей Акрополя предоставил свои пространства для демонстрации всемирно известных золотых греко-скифских предметов кургана Куль-Оба из собрания Государственного Эрмитажа.

Ответным шагом, предпринятым меньше чем через месяц – 8 апреля, стало начало работы выставки одного шедевра из этого афинского музея в нашем Эрмитаже. В Северную столицу (да и в Россию вообще) впервые прибыла и была открыта для всеобщего обозрения архаическая статуя Коры, знакомая всем и каждому еще по иллюстрации в школьном учебнике Истории древнего мира.

Музей Акрополя, основанный в 1865 г., является одним из самых посещаемых в Греции. Скульптуры, украшавшие Парфенон, Эрехтейон, храм богини Ники, а также вотивные статуи, к которым относятся архаические Коры, всегда признавались наиболее ценными из его экспонатов.

Обмен шедеврами из крупнейших музеев, воплотившими наиболее характерные особенности античного этапа истории двух стран, призван послужить представлению их всемирно известных античных собраний. Архаические статуи Кор (Кора - греч. «девушка») по праву считаются особенно изысканными творениями древнегреческой скульптуры. В Римском дворике Эрмитажа (зал № 108) на постоянной экспозиции Отдела Античного мира представлена мраморная статуя Коры, выполненная аттическим скульптором в 520 - 510 гг. до н.э. и найденная в 1886 г. на Афинском Акрополе, неподалеку от Эрехтейона.

Выставка греческой скульптуры эпохи Архаики продолжила культурную программу перекрестного года, став большим событием для посетителей Государственного Эрмитажа, любителей древности и ценителей искусства.



ВЫСТАВКА ИЗ ПЕТЕРГОФСКОГО СОБРАНИЯ В ИТАЛИИ

La Venaria Reale – летняя загородная резиденция, основанная неподалеку от Турина по желанию герцога Савойского Карло Эммануэле II во 2-й половине XVII в. Здесь 15 июля 2016 г. начала работу моно-выставка «Великолепие царского двора. Романовы и императорская резиденция Петергоф». Тем самым получила зримое продолжение традиция сотрудничества двух знаменитых музеев, связанных культурной коллаборацией в рамках Ассоциации Европейских Королевский Резиденций (ARRE).

Выставка включает три тематических блока и демонстрирует более 100 предметов из фондов живописи, мебели, керамики, фарфора, ткани, металла и драгоценных металлов. Она продлится до конца января следующего года и, что особенно примечательно, для ГМЗ «Петергоф» стала первым за последние двадцать лет опытом представления части своего великолепного собрания на западноевропейской музейной площадке.

На пресс-конференции, приуроченной к этому событию, гендиректор ГМЗ «Петергоф» Елена Кальницкая ввела журналистов в курс дела: «Все, кто побывал в Венария Реале за время подготовки этой выставки, были очарованы этим местом. Несмотря на то, что она открывается в высокий сезон в Петергофе, когда в день у нас бывает до 50 тысяч человек, мы решили привезти в Италию самые лучшие петергофские экспонаты: 90% вещей, которые увидят зрители, из постоянной экспозиции. Мы стремились собрать воедино и привезти в Италию музейные предметы из нашего собрания, которые могли бы рассказать не только об истории Петергофа, вкусах его владельцев, но и о путях развития русской культуры, в которой так много итальянских черт».

В свою очередь первый замминистра культуры РФ Владимир Аристархов отметил: «Сотрудничество между Россией и Италией в области культуры имеет многовековую историю. Сегодняшняя выставка не случайна – это звено в цепи успешного взаимодействия на протяжении длительного времени. Именно Петергоф является самой известной и самой роскошной резиденцией русских императоров, и на этой выставке зрителя ждет большое путешествие во времени и пространстве».

В торжественной церемонии открытия экспозиции и встрече с прессой также приняли участие российский генконсул в Милане Александр Нуризаде, замминистра культуры Италии Илария Борлетти-Бютони, президент музея «Венария Реале» Паола Зини и его директор Марио Туретта.



ОЧЕРЕДНОЙ ВЫПУСК ЖУРНАЛА «ЭРМИТАЖ»…

…Был представлен 15 апреля 2016 г. Основными темами номера стали: история сотрудничества Государственного Эрмитажа и музеев Польши, выставка «Станислав Август и Екатерина II», Иранский конгресс и странствия Ибн-Батутты, проект на 56-й Венецианской биеннале под названием «Готика», «испанская» коллекция и выставка испанских мастеров из эрмитажного собрания в Амстердаме, отчеты о главных прошлогодних выставках в самом музее и зарубежных экспозициях с его участием.

Журнал является основным периодическим изданием одного из крупнейших музеев мира. На его страницах рассказывается о самом Эрмитаже и вдающихся событиях его жизни, подробно повествуется о хранителях, истории, атрибуциях, реставрации, выставках, научных и археологических открытиях, публикуются эссе об искусстве, интервью с признанными авторитетами в мире культуры, разворачиваются дискуссии о будущем музеев.

Будучи сосредоточенным на охвате всех известных нам эпох и стилей мирового искусства, представленных в главном российском музее, его журнал мало походит на привычную периодику эстетической и историко-просветительской направленности. «Эрмитаж» входит в число лучших изданий в области культуры и искусства в России и за рубежом, неоднократно отмечен крупнейшими международными конкурсами, представлен на важнейших мировых арт-площадках современного искусства.