А. Генералова


Памятников никогда не будет слишком много


Мы подчас забываем, что уникальное лицо Санкт-Петербурга сформировано именно архитектурой.От планировки “идеального города” Ж.Б.Леблона до изящного павильона К.Росси в Михайловском саду – все подчинено целостности замысла. И, несмотря на то, что город вступил в эпоху новых градостроительных концепций, и районы новостроек удалены, к сожалению, от первоначальной идеи не только территориально, тем не менее, стремление архитекторов связать их прямыми перспективами проспектов с центром, ансамблевое решение площадей, забота о силуэте – все это роднит на уровне планировки “новый город” со старым Петербургом. Но на уровне деталей… Отсутствие малых архитектурных форм и скульптур – современной, но монументальной в новых районах – с одной стороны, и перенасыщение исторического центра псевдоисторическими скульптурными и архитектурными формами, поощряющее повторение пластических решений прошлого, малоактуальных для начала XXI века.

В поиске современных решений этой проблемы особое значение приобретают конкурсы. Конкурс – это всегда отказ от стереотипов, способ создать концепцию и донести ее до зрителя. Хотя бы одна удачная идея, одна находка – уже победа, от которой выигрывают все, это еще один шаг вперед.

Несомненно, таким шагом и явилась работа архитектора Г.К.Челбогашева, занявшая первое место на конкурсе “Памятник жертвам радиационных катастроф и аварий”, проведенном Союзом Архитекторов СПб в апреле этого года по запросу администрации Калининского района. Решение изначально предлагалось искать с помощью архитектурных средств, создать не просто отдельно стоящий памятник, а некую значимую архитектурную форму. В этом проявилось понимание особенности самой темы… Трагедия, возможная только на исходе XX века, требовала отражения с необычной точки зрения, должны были быть найдены особые выразительные средства.

Простая геометрическая форма Черного Куба с апокрифическим текстом-предупреждением по четырем граням обращена ко всем сторонам света. Это – послание всему человечеству. Бассейн, наполненный песком, в котором и находится куб, создает ощущение неожиданного перехода от живой природы к безжизненной пустыне вечности. Четыре мостика образуют тонкую, как сама жизнь, связь внутреннего пространства памятника с внешним миром. Внутреннее пространство – не храм, посвященный какой-либо религии, это - символ памяти героизму людей, сражавшихся с последствиями атомных катастроф. Свет сквозь прорези букв и верхний фонарь проникает в мемориальное пространство памятника. Сдержанность и строгость решения, характерные для монументальной традиции Петербурга, нашли новейшую воплощение.

Сам автор так объяснил свой подход. Памятник для него – не надгробный обелиск с именами героев. Памятник несет в себе грандиозное символическое значение. Это – напоминание о том, что человечество борется не только с природными стихиями, но и силами, которые оно же и разбудило. Это – одновременно – и предупреждение об ответственности за свою дерзость, и памятник человеческому мужеству и самоотверженности.

И та, и другая сторона нашли свое выражение в проекте, которому единодушно присвоено первое место и который также заслужил высокую оценку и диплом на региональном смотре-конкурсе “ЗОДЧЕСТВО-2000”.

Разница между первым и вторым местом – гораздо более существенная, чем одна ступень пьедестала. Это - принципиально разный подход. Для решения отнюдь не тривиальной задачи автор проекта, занявшего второе место, использовал вполне “типовой” набор мемориальных элементов – каменный портал, стоящий в глубине парка, сухое деревце, расколотые ступени. Все в целом – привычное и узнаваемое, но не формирующее уникальное архитектурное пространство.

Наш город, несомненно, заслуживает более интересных решений, чем серая безликость повторений. Возможно, уже скоро в Калининском районе появится памятник, который будет интересно показать и гостям нашего города. Именно такие небольшие, но важные по своему значению памятные знаки и формируют уникальный облик городов.


>> К СОДЕРЖАНИЮ >>