Б. М. Кириков, М. С. Штиглиц
Яркий и плодовитый виртуоз архитектуры эклектики
(к 200-летию А. И. Штакеншнейдера)
Крупнейший зодчий Петербурга середины XIX в., художник, педагог, мастер
широкого диапазона. Самый яркий и плодовитый представитель ранней эклектики,
работавший в русском национальном стиле, в формах ренессанса и барокко,
умело используя передовые достижения строительного дела. Автор великокняжеских
дворцов и загородных резиденций в Петербурге, Петергофе, Крыму. Строил
также в Умани, Новгороде, Орловской губернии.
Андрей Иванович (Генрих Иоганн) Штакеншнейдер (1802–1865) родился в
Гатчине в семье немецкого подданного Иоганна Штакеншнейдера, «владельца
находящейся в четырех верстах от г. Гатчины на реке Пудость мукомольной
мельницы». Дед архитектора – Фридрих Штакеншнейдер, приехал в Санкт-Петербург
из герцогства Брауншвейг в конце XVIII в. по вызову Павла I «для заведения
кожевенных заводов».
В 1815 г. А. Штакеншнейдер был принят в Академию художеств, но из-за
недостатка средств не смог закончить обучение. В 1821 г. поступил на
службу чертежником в Комитет для строений и гидравлических работ, работал
с О. Монферраном, который впоследствии покровительствовал талантливому
ученику и содействовал его переходу (1825 г.) в Комиссию о построении
Исаакиевского собора. Но, несмотря на высокое покровительство и неутомимый
труд, Штакеншнейдер долго не мог получить государственный чин: мешали
этому иностранное подданство и неоконченное образование.
Когда материальные затруднения и переутомление привели к тяжелой болезни,
Монферран выхлопотал ему заграничную поездку для лечения, после которой,
подав прошение об увольнении с государственной службы и получив блестящий
аттестат и рекомендации от своего учителя, Штакеншнейдер перешел к частной
практике. Уже первый заказ был весьма ответственен: перестройка усадьбы
графа А. Ф. Бенкендорфа под Ревелем. Архитектор выполнил ее наподобие
средневекового замка в готическом вкусе. Работа понравилась Николаю
I, посетившему усадьбу, и оказалась судьбоносной в карьере архитектора.
Вся дальнейшая деятельность Штакеншнейдера так или иначе связана с заказами
императорского двора. Сначала это были проекты перестроек и внутренней
отделки. Он оформил интерьеры дачи принца П. Г. Ольденбургского на Каменном
острове (наб. Мал. Невки, 11, 1831–1833) и Каменноостровского дворца,
перестроил дом Г. Г. Кушелева на Фонтанке, 32 и построил вокзал в Павловске
(не сохранился). Павильон для отдыха царской семьи – Никольский домик
в Петергофе (1835 г.) выполнен по его проекту в стиле русских народных
усадеб.
Мариинский дворец, главный фасад
Мариинский дворец, Ротонда, фрагмент
Дворец «Собственная дача», северный
фасад
Дворец Белосельских-Белозерских
|
Заслуги архитектора перед двором оценили в 1830-х годах: в 1833 г.
он получает должность архитектора конторы великого князя Михаила Павловича,
в 1834 г. ему присвоено звание академика, а в 1854 г. – профессора Академии
художеств.
В 1837 г. Штакеншнейдер вновь едет за границу, теперь уже знакомиться
с европейской архитектурой и пополнять свой опыт в Италии, Франции,
Англии и Германии. Вернувшись через год, он получил первый крупный заказ
– на строительство дворца для дочери Николая I Марии, ставшей женой
герцога Лейхтенбергского. Композиционная схема главного фасада следует
правилам классицизма: центр и края выделены ризалитами, нижний ярус
рустован, верхний – с двумя рядами окон – объединяют трехчетвертные
колонны и пилястры. Но здесь же проступают и постклассицистические черты:
нейтрализация контраста между стеной и ордером, сухость рисунка, тонкая
разработка деталей вместо монументального лаконизма. Анфилады асимметричного
здания располагаются крестообразно, причем у основной, перпендикулярной
фасаду, главные помещения раскрыты одно в другое, как в Таврическом
дворце. В интерьерах преобладает изящная переработка мотивов античной
архитектуры, но система эклектики проявилась отделкой ряда помещений
в характере ренессанса и рококо. Штакеншнейдер ввел здесь и технические
новшества: несгораемые металлические перекрытия и световые фонари с
железным каркасом; штукатурка потолков наносилась по железной сетке.
Развитию одного из направлений эклектики послужила постройка Собственной
дачи в Петергофе. Перестроив в 1843–1850 гг. старое здание, архитектор
превратил его в комфортабельную резиденцию цесаревича (будущего Александра
II). Наружное и внутреннее убранство дачи, включая мебель и безделушки,
выдержано в стиле барокко. Так началось широкое распространение необарокко
в архитектуре середины XIX в.
В том же стиле Штакеншнейдер возвел и дворец князей Белосельских-Белозерских.
Их большой дом на углу Невского пр. и Фонтанки, выполненный в формах
классицизма (1800 г., Ф. И. Демерцов), Штакеншнейдер кардинально перестроил
в 1847–1848 гг. Избрав стиль барокко, который отчетливее всего ассоциировался
тогда с понятием дворца, он создал один из программных и лучших образцов
архитектуры историцизма. Штакеншнейдер ориентировался на творчество
Ф. Б. Растрелли, и в данном случае очевидна параллель со Строгановским
дворцом на углу Невского пр. и Мойки. Мезонины с дугообразными фронтонами
перекликаются с Фонтанным домом (наб. р. Фонтанки, 34). И хотя формы
дворца несколько «засушены», их отличают крупный масштаб, изящество
и импозантность, выдержанность избранного стиля. Большинство парадных
интерьеров стилизовано в духе барокко и рококо. Фигуры атлантов на фасаде
дворца выполнил скульптор Д. И. Иенсен, который основал первую в Петербурге
мастерскую терракотовой скульптуры и постоянно работал со Штакеншнейдером.
Архитектура дворца получила высокую оценку современников, автора признали
«преемником вкуса и искусства графа Растрелли». Дача князей Белосельских-Белозерских
на Крестовском острове, построенная им же и также в духе барокко, не
сохранилась.
Став в 1867 г. архитектором Высочайшего двора, Штакеншнейдер продолжил
возводить великокняжеские дворцы в Петербурге и окрестностях. В 1857–1862
гг. вместо старых зданий на набережной Невы построен жилой комплекс
для великого князя Михаила Николаевича, сына Николая I. В панораме набережной
главный фасад перекликается с Зимним и Мраморным дворцами. Здесь зодчий
в числе первых в петербургской архитектуре соединил в одной фасадной
композиции приемы и элементы разных исторических источников: ренессанса,
барокко, стиля Людовика XVI. Это здание – прообраз зрелой эклектики,
в которой смешение разных стилевых приемов станет определяющим принципом.
Такое разностилье форм, ассоциируясь с традициями дворцовой архитектуры,
должно было подчеркивать импозантность постройки. Фасад выделен сильным
рельефом. Тонкие колонны и продолжающие их кариатиды работы Иенсена
полны игривой грации. Скульптурные детали – неотъемлемая часть композиции.
Это прекрасный пример синтеза архитектуры и декоративной скульптуры
в эклектике.
Ново-Михайловский дворец
Ново-Михайловский дворец, Большой зал
Дворец великого князя
Николая Николаевича
(вид со стороны сада)
Дворец Бельведер, Луговой парк Петергофа
|
Легкость, изящество и щедрая «кружевная» орнаментация отличают великолепный
ансамбль интерьеров, где классицистические формы сливаются с перепевами
тем барокко и рококо.
В архитектурном декоре дворца, возведенного зодчим в 1853–1861 гг. для
другого сына Николая I – великого князя Николая Николаевича, мотивы
итальянского Возрождения должны навевать ассоциации с ренессансными
палаццо. Фасады обработаны в три яруса полуколоннами и пилястрами. Подчиняясь
членению этажей и шагу окон, ордер дробит фасады на множество ячеек.
Равнозначность элементов, дробность композиции и обилие мелких деталей
– также характерные особенности эклектики. Громоздкий массив дворца
тяжеловесен и инертен, но фасады прорисованы изящно и утонченно. Парадная
лестница впечатляет динамикой пространства. В интерьерах мастерски обыграны
формы ренессанса, барокко и рококо, есть даже мавританский кабинет.
Владение князя занимало целый квартал, где располагались манеж, жилые
дома для свиты и прислуги и прочие службы.
Возведение дворца на месте разобранных Адмиралтейских казарм было решающим
для формирования Благовещенской площади.
В старинном квартале расположен собственный дом Штакеншнейдера на Миллионной
ул., 10, где жила семья зодчего, были его архитектурная мастерская,
службы и квартиры, сдававшиеся внаем. Перестроив ряд зданий между Миллионной
и Мойкой, он сформировал целый комплекс с внутренними дворами и с зимним
садом в одном из них. Лицевой трехэтажный корпус со стороны улицы решен
в духе итальянской архитектуры XVI в. В особняке на Мойке на знаменитые
штакеншнейдеровские «субботы» и спектакли собиралась культурная элита
столицы: Тургенев, Гончаров, Достоевский, Брюлловы, Айвазовский и другие,
бывала и талантливая молодежь.
Штакеншнейдер, признанный при дворе как мастер интерьера, выполнил ряд
работ в юго-западной части Зимнего дворца, перестроил парадную анфиладу
и жилые помещения Старого Эрмитажа и залов Малого Эрмитажа. Особо впечатляет
Павильонный зал, в отделке которого варьируются мотивы эпохи Возрождения,
– отделанный белым мрамором с изящными колоннами, тонко прорисованным
лепным декором потолка, хрустальными люстрами и большими арочными окнами
по трем сторонам, двухсветный зал легок и изыскан.
Помещения во дворцах Стрельны, Гатчины, Ораниенбаума и Царского Села
также оформлял этот блестящий мастер интерьера. Но больше всего работ
зодчий выполнил в Петергофе и его окрестностях – излюбленной резиденции
Николая I. Помимо упомянутых выше Собственной дачи и Никольского домика,
предвестников формирования двух направлений эклектики – необарокко и
русского стиля, зодчий преобразил ландшафт Колонистского и Лугового
парков. Облик Царицына и Ольгина павильонов (Колонистский парк), Розового
павильона и Бельведера (Луговой парк) навеян античной архитектурой древнеримских
вилл. Их композицию отличают смелая асимметрия и открытость. В духе
античности выдержан и дворец в Сергиевке – имении герцогов Лейхтенбергских.
На Бабигонских высотах им построена и живописно вписана в ландшафт церковь
Св. царицы Александры по типу московских храмов XVII в. В Троице-Сергиевской
пустыни на Петергофской дороге покоится прах великого архитектора.
Феноменальная работоспособность, высокая эрудиция и тонкое чувство стиля
отличали творчество зодчего. Воспитанный в духе классицизма мастер одним
из первых нарушил его строгие каноны, заложив основные направления новой
эпохи. Все поколения архитекторов XIX в. оглядывались на его наследие.
Имя Андрея Ивановича Штакеншнейдера значится в ряду великих зодчих,
а судьба его произведений оказалась счастливой: большинство из них хорошо
сохранилось, став золотым фондом петербургской архитектуры ранней эклектики.
Можно сказать, что это самый «охраняемый» архитектор нашего города –
никто из выдающихся зодчих не создал в центре Петербурга и его пригородах
такого числа памятников, состоящих под государственной охраной.
|