И. В. Яроцкая,
архитектор, фото А. С. Минина ВОСКРЕШЕНИЕ «ВОСЬМОГО ЧУДА СВЕТА»
За последнее столетие Янтарная комната Екатерининского дворца может
претендовать на первенство среди других исторических интерьеров по числу
публикаций в прессе и репортажей по телевидению и радио. Огромное количество
самых невероятных рассказов о появлении, исчезновении и о воссоздании
Янтарной комнаты окутало ореолом загадочности ее историю. Немного памятников,
которые переживали такое количество трансформаций и материализовались
в яркий символ российско-германских государственных и культурных связей.
Янтарная комната и Янтарный кабинет стали синонимами, и лишь особенно
увлеченные знают разницу между этими двумя интерьерами.
Площадь Янтарного кабинета, выполненного немецкими мастерами для прусского
короля Фридриха I, предположительно по проекту арх. А. Шлютера, должна
была составить около 36 кв. м. Площадь же Янтарной залы в Царскосельском
дворце занимала 100 кв. м. Создав янтарным панелям блистательное окружение
в виде золоченой барочной резьбы, зеркальных пилястр, бронзовых светильников,
дополнив янтарный декор флорентийскими мозаиками, Ф. Б. Растрелли превратил
камерный кабинет в парадный зал, которым восхищались современники. Он,
по словам академика А. Ферсмана, стал «восьмым чудом света». Янтарная
комната вошла в историю не только как блестящий интерьер, но и как шедевр
ювелирного искусства. И все благодаря уникальной резьбе виртуозно выполненных
медальонов с многофигурными композициями, маскаронами, миниатюрными
гирляндами фруктов, многочисленными инталийными орнаментами и пейзажами
на пластинках розрачного янтаря и многими другими элементами, которыми
изобиловали янтарные панно.
Возрождая из руин Екатерининский дворец, реставраторы, зал за залом,
воссоздали Большую анфиладу Ф. Б. Растрелли. К 1968 г. богатое убранство
Янтарной комнаты без янтарного декора и флорентийских мозаик было воссоздано,
а места расположения самих панелей затянуты штофом. Шло время, и надежд
найти уникальный шедевр практически не оставалось. Специалисты понимали:
если произойдет чудо, и панели будут найдены, занять свое прежнее место
не позволит их состояние. Одним из доказательств этого вывода служат
снимки, напечатанные в декабре 1944 г. в немецком журнале «Panteon»,
на которых изображены янтарные панели, смонтированные в одном из помещений
Кенигсбергского орденского замка. На снимках четко видны колоссальные
утраты янтарного декора, на больших рамах отсутствуют сложные элементы
резьбы, многофигурные медальоны – на их местах видна деревянная подоснова
щитов.
проекта, включавшего в себя прорисовку всех янтарных панно в натуральную
величину, создание цветовых эталонов всех неповторяющихся элементов
интерьера. Проект позволил определить высотную взаимосвязь всех объемных
составляющих, конструктивную основу и способы крепления янтаря. По результатам
научных изысканий архитекторы получили важные данные по разновременным
наслоениям в отделке интерьера, из-за которых облик Янтарной комнаты
менялся в процессе формирования, а то и искажался в процессе многочисленных
реставраций, – все это прослеживалось в деталях панелей. Воспроизведение
янтаря на фотографиях имеет свою специфику, что усложняло определение
формы деталей на черно-белых фотографиях. Создавая элементы декора,
мастера прошлого учитывали характер и особенности используемых кусков
янтаря, поэтому при внешней схожести в интерьере отсутствуют абсолютно
одинаковые детали, такие, как: акантовые листья, маскароны, картуши
и многие другие; они разнятся, неся в себе почерк резьбы мастера, выполнявшего
эти элементы.
починок. Для изготовления деревянной основы панелей был подобран материал,
который минимально реагирует на изменения температурно-влажностного
режима, технологами была предложена авиационная фанера. Определенную
проблему для исследований составляли разработки по колорированию янтаря.
Было научно доказано, что мастера XVIII в. подкрашивали янтарь, вываривая
его в натуральных растительных красителях и добиваясь огромного богатства
цветовой гаммы. После многочисленных экспериментов была определена цветовая
палитра воссоздаваемого интерьера. Для этого использовались маленькие
фрагменты и детали, осыпавшиеся с панелей и чудом уцелевшие в годы войны,
а также исторические янтарные предметы, входившие в коллекцию Екатерининского
дворца, идентичные по времени и месту создания с Янтарным кабинетом.
Самый простой по исполнению вид работ – плоский набор. Он включает
следующие операции: распил кусочков янтаря на тонкие пластины; придание
им очертаний, согласно архитектурным прорисовкам; плотную подгонку каждого
фрагмента друг к другу; кабашонирование – придание слегка выпуклой формы;
шлифовку; полировку; маркировку каждого кусочка и временную постановку
на подоснову с помощью мастики до момента колорирования.
Шаг за шагом реставраторы возрождали уникальный интерьер, и вот-вот
наступит момент, когда взорам тысяч зрителей предстанет результат многолетнего
труда исследователей, искусствоведов, архитекторов, ювелиров, камнерезов,
лепщиков, резчиков, живописцев, – труд наших современников, которые
в конце XX в. возродили утраченные традиции высокого искусства ремесел. |