Михаил Микишатьев, член Союза художников С.-Петербурга

ПЕТЕРБУРГ ВЛАДИМИРА АНТОЩЕНКОВА
К юбилею мастера



Элегантная элегия

В непосредственной близости

Творчество В. С. Антощенкова – незаурядного фотохудожника – в последние годы стало неотъемлемой частью культурной жизни нашего города. Работы Владимира Семеновича были представлены на нескольких выставках, в том числе и четырех персональных
(в Музее истории С.-Петербурга, Музее кирпича, в ЦВЗ «Манеж» и др.). Они есть даже на смотровых площадках бастионов Петропавловской крепости, где круглый год экспонируются под открытым небом.
Их автор не принадлежит к профессиональному цеху репортеров или ремесленников, он – архитектор, педагог, ученый, завкафедрой градостроительства СПбГАСУ. Архитектура – вообще искусство особое, художественная интуиция оплодотворена в нем математической логикой. А у Антощенкова это качество предопределено всем внутренним складом личности, ее поразительной самоорганизацией, что под стать герою повести Д. Гранина о биологе Любищеве. Когда я познакомился с Владимиром Семеновичем в середине 1970-х гг., в нем меня поразили контраст совершенно седых волос с молодым, ношески румяным лицом, проницательный взгляд ярко-голубых глаз и блуждающая на губах тонкая ироничная улыбка.
Он никогда и ничего не мог делать «просто так». Преподавание архитектуры превратил в поиски системы композиционного тренажа студентов, изобретая хитроумные методики обучения, тестирования и оценок. Увлекаясь музыкой, добивался аутентичного звучания при исполнении старинных произведений. Воспитание сыновей превратил в увлекательную игру-сотворчество.

Египет в Петербурге

Владимир Семенович всегда в поиске необычного, и чем бы ни занимался, становится профессионалом в высшем смысле этого слова. Помню, как был восхищен в начале 80-х, услышав на волнах приснопамятной УКВ станции «Ленинград» тенор Владимира

Шедевр дизайна

Антощенкова в ансамбле с лютней Алексея Лесникова. Исполняли песни английского Ренессанса... В давние шестидесятые годы, когда еще никто не помышлял о «евроремонтах», квартира Антощенкова поражала друзей и знакомых лаконичностью обстановки, белизной стен и мебелью, сделанной руками хозяина, причем основным ее строительным материалом была... чертежная бумага, нещадно переводившаяся студентами и пудами шедшая на выброс. По собственной технологии Владимир Семенович вырабатывал из нее белоснежный картон особой прочности, из которого конструировал шкафы, стелажи и полки. Надо ли говорить о тщательности и изяществе их исполнения? В ряду увлечений была и фотография. Он мог, к примеру, отлив в воде фантастические формы из расплавленного металла Вуда или воска, делать с них стереоскопические снимки в цветном освещении. В начале 1970-х годов Владимир Антощенков увлекся фотосъемкой Ленинграда. Вот только объектом его внимания стали не прославленные памятники, а то, что апостол постмодернизма

Существа

Чарльз Дженкс назвал «bizarre architeсture» (архитектура странная, немного сумасшедшая). Но если Дженкс имел в виду специально созданные монструозные сооружения, то Антощенков отыскивал и подсматривал в обыденной жизни города поразительные странности, которые мы не замечаем «замыленным» взглядом. Например, глянув сбоку на фасад россиевского павильона Аничкова дворца, он мог увидеть вереницу колонн, меж которых один из витязей просунул наружу руку с венком. Мог удивиться нелепому соседству какого-нибудь обшарпанного херувимчика с казенной вывеской. А то и узреть глазом архитектора зависшую над ободранной стеной капитель от исчезнувшей пилястры. Богатый материал давали знаменитые петербургские брандмауэры, дымовые, вентиляционные, водосточные трубы, выявляющие архитектурную
анатомию домов или бесцеремонно вторгавшиеся в нее. Но все эти работы отнюдь не напоминали фотошутки на тему «что бы это значило» и неизменно имели достоинства настоящих произведений искусства.
Вначале Владимир Семенович снимал старинными широкоформатными камерами-гармошками, со штатива, с наводкой на матовое стекло. Качество снимков поражало воображение. Спустя годы появилась широкоформатная же зеркалка – «Киев-6с» со сменной оптикой, затем – «Хассельблад». Раздвигались горизонты интересов фотографа, усложнялся язык изобразительных приемов. Был период увлечения широкоугольной оптикой. Возникали новые серии, посвященные крышам Петербурга, его промышленной архитектуре, появились жанровые, портретные работы. Но всегда оставались острота взгляда, ирония и удивление перед многообразием проявлений мегаполиса.

Ангел-хранитель архитектуры

На вернисажах Антощенкова специалисты отмечают точность выверенной композиции его работ, симметрию, гармоничную уравновешенность многих из них. Здесь, конечно, сказались глаз архитектора, математический склад ума, привычка к анализу, дошедшая до интуиции. Поражают совершенство печати, чистота, четкость проработки мельчайших деталей при колоссальной широте светотеневых градаций – от глубочайшего черного до истаивающих серебристых оттенков. Работы могут быть скромны по размерам, но многим из выполненных недавно присущи монументальный размах и романтический пафос. При этом великий город
всякий раз раскрывается в новых ипостасях, которых не увидишь на привычных видовых панорамах. В последние годы творчество В. С. Антощенкова еще мощнее заявило о себе, когда он перешел на печатание экспозиционных работ крупного формата.
Особую целостность выставкам Антощенкова придает его манера оформления работ – скромная и изящная. Все обрамления
сделаны автором из излюбленного им материала – бумаги, хотя в это не верится, настолько четки и конструктивны они.
В 2002 г. издательство «Святослав» выпустило небольшой альбом фотографий В. С. Антощенкова – «Несерьёзный Петербург». Но, как теперь принято, тираж мизерный – 1000 экземпляров. Поэтому не многие счастливцы стали его обладателями.
Этой осенью все мы – поклонники творчества и добрые друзья Владимира Семёновича, – поздравляя Мастера с солидным
юбилеем, желаем ему неиссякаемого оптимизма и остроты взгляда. А спонсорам и меценатам рекомендуем издать солидный и
многотиражный альбом, чтобы наш город, увиденный глазами незаурядного фотохудожника, стал достоянием многих ценителей
красоты.

>> К СОДЕРЖАНИЮ >>