Михаил Микишатьев,
член Союза художников С.-Петербурга ПЕТЕРБУРГ ВЛАДИМИРА
АНТОЩЕНКОВА
Творчество В. С. Антощенкова – незаурядного фотохудожника – в последние годы стало неотъемлемой частью культурной жизни
нашего города. Работы Владимира Семеновича были представлены на нескольких выставках, в том числе и четырех персональных
Владимир Семенович всегда в поиске необычного, и чем бы ни занимался, становится профессионалом в высшем смысле этого слова. Помню, как был восхищен в начале 80-х, услышав на волнах приснопамятной УКВ станции «Ленинград» тенор Владимира
Антощенкова в ансамбле с лютней Алексея Лесникова. Исполняли песни английского Ренессанса... В давние шестидесятые годы, когда еще никто не помышлял о «евроремонтах», квартира Антощенкова поражала друзей и знакомых лаконичностью обстановки, белизной стен и мебелью, сделанной руками хозяина, причем основным ее строительным материалом была... чертежная бумага, нещадно переводившаяся студентами и пудами шедшая на выброс. По собственной технологии Владимир Семенович вырабатывал из нее белоснежный картон особой прочности, из которого конструировал шкафы, стелажи и полки. Надо ли говорить о тщательности и изяществе их исполнения? В ряду увлечений была и фотография. Он мог, к примеру, отлив в воде фантастические формы из расплавленного металла Вуда или воска, делать с них стереоскопические снимки в цветном освещении. В начале 1970-х годов Владимир Антощенков увлекся фотосъемкой Ленинграда. Вот только объектом его внимания стали не прославленные памятники, а то, что апостол постмодернизма
Чарльз Дженкс назвал «bizarre architeсture» (архитектура странная, немного сумасшедшая). Но если Дженкс имел в виду специально
созданные монструозные сооружения, то Антощенков отыскивал и подсматривал в обыденной жизни города поразительные
странности, которые мы не замечаем «замыленным» взглядом.
Например, глянув сбоку на фасад россиевского павильона Аничкова дворца, он мог увидеть вереницу колонн, меж которых один
из витязей просунул наружу руку с венком. Мог удивиться нелепому соседству какого-нибудь обшарпанного херувимчика с казенной
вывеской. А то и узреть глазом архитектора зависшую над ободранной стеной капитель от исчезнувшей пилястры. Богатый материал
давали знаменитые петербургские брандмауэры, дымовые, вентиляционные, водосточные трубы, выявляющие архитектурную
На вернисажах Антощенкова специалисты отмечают точность выверенной композиции его работ, симметрию, гармоничную
уравновешенность многих из них. Здесь, конечно, сказались глаз архитектора, математический склад ума, привычка к анализу,
дошедшая до интуиции. Поражают совершенство печати, чистота, четкость проработки мельчайших деталей при колоссальной
широте светотеневых градаций – от глубочайшего черного до истаивающих серебристых оттенков. Работы могут быть скромны по
размерам, но многим из выполненных недавно присущи монументальный размах и романтический пафос. При этом великий город |