Ирина Радченко

А. ВАХМИСТРОВ:
НАД КОНЦЕПЦИЕЙ ГЕНПЛАНА
МОЖНО РАБОТАТЬ ДО КОНЦА ГОДА



Строители, архитекторы, проектировщики города работают над формированием главного градостроительного документа, по которому будет развиваться северная столица России в ближайшие двадцать лет – Генерального плана. Его разработка идет непросто. Наша беседа с вице-губернатором Санкт-Петербурга Александром Ивановичем ВАХМИСТРОВЫМ началась с вопроса: в чем выражается сегодняшняя специфика этой работы?

А. Вахмистров: Мы впервые разрабатываем Генеральный план в новой политической и экономической ситуации. Не хочу сказать, что прежде это было делом простым. Однако существовали директивы сверху, и в основных показателях экономики Советского Союза всегда четко обозначалась роль Ленинграда как промышленного центра. Ставились определенные задачи и ориентиры по выпуску продукции и, соответственно, росту производственных мощностей. В основу генеральных планов всего социалистического периода закладывались установки по развитию промышленности и инфраструктурных отраслей. Исходя из этого делался обсчет потребности в рабочей силе, изучалась демографическая перспектива. В первую очередь определялись площадки для индустриального строительства, сообразно этому планировалось образование и развитие новых жилых массивов, например Ржевка-Пороховые, Купчино, Шувалово-Озерки и т. д. Под такую теорию и составлялся генплан. Во всяком случае, вопросов, где, сколько и чего нужно построить, при разработке этого неизменно сложного документа не возникало.
По нормативным требованиям, Генеральный план должен разрабатываться на 20 лет. При отсутствии сегодня столь долгосрочных прогнозов экономического развития страны, ее Северо-Западного региона и нашего города, мы можем позволить себе лишь примерно представить, как все будет складываться на исходе двух десятилетий. Несмотря на всю добротность утвержденного в 1985 г. предыдущего генплана, действие которого юридически распространяется на период до конца будущего года, нормальной работы по нему выпало всего-навсего около пяти лет. Начиная с девяностого года мы стали одного за другим лишаться большинства прежних экономических приоритетов, и поэтому существенная доля предусмотренных в документе резервов расширения производственных мощностей, жилищного строительства оказалась невостребованной.
Простейшая арифметика: по этому плану можно было бы работать еще около 15 лет, но кардинально изменились наши приоритетные цели. Поэтому мы пошли – и сейчас двигаемся – иным путем. Хотя очевидно, что базироваться следует на действующем Генеральном плане, не изобретая неких прожектов и не «рисуя» ничего экстраординарного.

Для Петербурга всегда актуально звучал жилищный вопрос, а в наше время его решение больше, чем когда-либо, должно опираться на ясное представление о будущей динамике народонаселения. В какой мере она учитывается генпланом?


А. Вахмистров:
Имеются разные демографические сценарии. Однако, обсуждая эту тему с Губернатором В. И. Матвиенко, а раньше с ее предшественником В. А. Яковлевым, мы сошлись на главном: для Петербурга еще многие годы будут характерны «средние» показатели прироста народонаселения. По нашим прогнозам, не ожидается никаких демографических всплесков либо падений. Численность населения города на всем протяжении действия нового Генерального плана будет близка к цифрам 4,7–5 млн. человек. При этом, с учетом приоритетности социальных ориентиров перед экономическими, мы считаем необходимым выйти к 2025 г. на иной уровень обеспеченности петербуржцев жильем – 30 квадратных метров общей площади на одного человека – близкий к среднеевропейскому. Отсюда вытекает необходимость определения территориальных резервов для нового жилищного строительства в пределах городской черты.

Но ведь это изменит пассажиропотоки и, естественно, потребует гигантских усилий по совершенствованию и без того весьма проблемной для Петербурга транспортной схемы?

А. Вахмистров:
Да, и это непростая задача, в основу решения которой заложено развитие дорожного хозяйства – строительство КАД, Западного скоростного диаметра, многочисленных «пробивок» скоростными магистралями с запада на восток, с севера на юг и т. п. Дополнительно зарезервировано несколько створов под мосты и тоннели. Мы пока не говорим о сроках, когда все они будут построены, а лишь о том, что это должно в принципе быть. Вообще, генплан как таковой не предусматривает сроков реализации – завтра, послезавтра или через двадцать лет, в нем градостроительно намечаются наиболее вероятные варианты развития событий. Кстати, в Петербурге имеются створы мостов, которые держатся в резерве еще с 30-х годов. Или такой яркий пример – пробивка Измайловской перспективы, предусмотренная еще первым генеральным планом Трезини. Не стоит думать, будто бы, начиная с петровских времен, наши строители были так плохи, что не сумели ее осуществить. Может быть, этой пробивки не будет вообще никогда, но такой вариант градостроительного решения сохраняется. Вот и новая транспортная схема, призванная оптимизировать направления грузо- и пассажиропотоков, рассматривается в концептуальном плане.

Как видится индустриальная составляющая застройки Петербурга в грядущем двадцатилетии?

А. Вахмистров: Исходя из того, что экстенсивного (за счет прироста территорий) развития города на ближайшие годы не планируется, нами четко описаны резервы сложившихся в Петербурге индустриальных зон: Ржевка, Парнас, Металлострой и др. Все новые производства, которые требуют больших технологических пространств, должны организовываться на окраинах города. Думается, что промышленный рост Петербурга следует обеспечивать прежде всего за счет судостроения и энергомашиностроения, для чего у нас имеются все необходимые территориальные резервы на действующих верфях и заводах. Дополнительный резерв расширения производства «тяжелых» отраслей у нас предусмотрен при создании новой объединенной верфи, если таковая будет в действительности нужна городу.
Что касается развития других направлений, например, пищевой промышленности, то в этом случае подразумевается уплотнение существующих индустриальных зон на Парнасе и в целом ряде других районов города. Сборочное производство различного рода планируется дислоцировать в
технопарках нежилых зон, допустим, вдоль Кольцевой автодороги – это специальное функциональное зонирование, под которое также зарезервированы площадки. Главное, на чем следует сосредоточить внимание, – это необходимость обеспечить экономический прогресс города за счет наукоемких технологий, не требующих прироста территорий.
Не станем забывать об основной функции федерального уровня, доставшейся Петербургу. Мы являемся крупнейшим транспортным узлом. Отсюда проистекает необходимость развития Большого морского порта. Неслучайно в контексте Генерального плана оно предусматривается не только в пределах границ города, но и в увязке с деятельностью терминалов Усть-Луги, Высоцка, Приморска и других территорий Ленобласти. Акватория Финского залива после утраты портов, перешедших под юрисдикцию государств Балтии, должна стать основной для экспортной отправки российских грузов во многие страны мира. Наши главные производственные мощности сосредоточены именно в европейской части, и не слишком велик экономический резон доставлять продукцию через всю страну во Владивосток или транспортировать на север в Мурманск с его экстремальными условиями судоходства.
По мере возвращения Петербургу роли главных торгово-морских ворот в Европу все острее будет ощущаться необходимость формирования оптимальной транспортной схемы подвозки и вывозки грузов. В городской черте планируется сосредоточить по преимуществу контейнерные терминалы. В этой связи для нас особую значимость имеют как прокладка железнодорожных линий, которые обеспечат бесперебойное следование поездов к причалам, так и возможности уже упомянутых трасс – Западного скоростного диаметра, КАД с выходом на федеральные магистрали, что необходимо для нормального грузового автосообщения с портом.
Принципиально в основу Генерального плана ложится сочетание перспектив развития промышленности с формированием новой транспортной схемы. Конечно, если мы провозглашаем себя мегаполисом европейского уровня, то по планируемым стандартам (30 м2 жилплощади на душу населения) потребуются большие преобразования жилых массивов как в историческом центре, так и в новых районах с выводом из этих зон производства и наделением их новыми функциями. Предусматривается, что несколько больших территорий, на сегодняшний день уже ставших «псевдопромышленными» (Обводный канал, Митрофаньевское шоссе, Выборгская набережная), будут зарезервированы под проекты типа «Сити», где сочетаются здания делового, общественного и коммерческого назначения.
Тех, кто непосредственно занимается проектированием и строительством, объективно интересует вопрос: когда же в Петербурге все будет возводиться по Генеральному плану. Ваши прогнозы насчет сроков придания документу силы закона?
А. Вахмистров: Желательно, чтобы еще до мая концепция генплана была рассмотрена Правительством СПб. Затем она будет направлена на общественное обсуждение и в Законодательное Собрание с расчетом, что в этом году депутаты успеют ее принять. Та детализация (функциональное, правовое зонирование, элементы, схемы инженерного обеспечения, размещения головных источников и т. п.), которая последует в дальнейшем, потребует еще около года, но это уже будет делом техники и не затронет вариантов развития Петербурга.

Каким образом будут сочетаться в генплане необходимость сберечь архитектурное достояние и новые строительные задачи города?

А. Вахмистров: Может быть, скажу не слишком популярную вещь: мне кажется, что мы чересчур тщательно охраняем исторический центр от вмешательства, в то время как необходимость внедрения в его границы чего-то нового вместе с более активной реконструкцией объективно диктуется временем. Такие прецеденты, пусть пока в теоретическом воплощении, уже появляются – к примеру, идея новой сцены Мариинского театра. В свое время было очень много, как оказалось, напрасного и теперь полностью схлынувшего шума из-за Башни Мира, которая временно стоит на Сенной. Нельзя превратить обширное городское пространство в неприкосновенную коллекцию музейных экспонатов. Тем более что далеко не все в центре достойно считаться памятниками, взять хотя бы пятые, шестые и т. д. проходные дворы. Их, в лучшем случае, можно отнести к примерам рядовой архитектуры доходных домов. Давайте оставим это в единичных вариантах. Оберегать их в неизменном виде и одновременно пытаться решить проблему расселения коммуналок, регенерации (в хорошем смысле) исторического центра не представляется возможным.
Однако чтобы расселять, необходимо осваивать новые территории. Генеральным планом такое предусмотрено, но это можно будет сделать, только когда начнется крупномасштабное жилищное строительство с привлечением бюджетных и ведомственных источников, ипотечной системы и др. О социальной значимости таких проектов свидетельствует многое. Возьмем недавно завершившиеся выборы. Один политолог, характеризуя их, заметил, что Выборгский район голосовал более демократично, потому что там сосредоточился, в основном, народ, некогда массово переселенный из коммунальных квартир. Не думаю, что люди, переехав в перспективе из центра в новое комфортабельное жилье, например, в северо-приморской части, Коломягах, Каменке, на юго-западе, районах Финского залива, нового морского фасада, будут в особых претензиях к изменившимся бытовым условиям.

Насколько, по Вашему мнению, соответствует уровень профессионализма и технической оснащенности стройиндустрии Петербурга тем задачам, которые предстоит решать городу при реализации нового Генерального плана?

А. Вахмистров:
Конечно, еще не в полной мере. Но мы говорим о конкретной ситуации на сегодняшний момент. Развитие строительного комплекса – процесс эволюционный. Всего каких-то пять лет назад он не отвечал тем задачам, за которые берется, но без особых проблем решает сейчас. Самое важное, что Губернатором В. И. Матвиенко и нашим Правительством выбран курс на дальнейшее, и причем активное, развитие Санкт-Петербурга. В свете этого законодательная и исполнительная городская власть, реализуя механизм принятия правовых и распорядительных актов, должна создать атмосферу, которая будет благоприятствовать внедрению новых технологий и оборудования, созданию эффективного инвестиционного климата. Казалось бы, все это азбучные истины, но именно такая постановка вопроса позволит реально воплотить концептуальные и практические положения Генерального плана.

Беседовала Ирина Радченко


Редакция «ДиС» сердечно поздравляет вице-губернатора С.-Петербурга А. И. Вахмистрова с 50-летием и награждением Орденом Дружбы, желая крепкого здоровья, сильной воли и неиссякаемой энергии в решении больших и сложных градостроительных задач.


>> К СОДЕРЖАНИЮ >>