Г. В. Семенова
Ведущий специалист КГИОП ИСТОРИЯ С
ПРОДОЛЖЕНИЕМ
Полтора десятка лет на месте главного дома дачи княгини Юсуповой можно было видеть лишь обгоревшие стены да провалы крыш. Одной из ярких архитектурных достопримечательностей Петербурга грозило полное разрушение. Любые попытки КГИОП найти для нее использователя до недавних пор заканчивались неудачей. Но однажды дело сдвинулось, и вот уже второй год здесь идет реставрация. Памятник постепенно возвращается к жизни. В настоящее время заканчивается воссоздание купола (проект 1998 г. ОАО «Литейная часть-91»). Произведена разборка послевоенных перегородок, выполнены первоочередные реставрационные работы. В 2003 г. в арх. мастерской «Рест-Арт-Проект» разработан эскизный проект реставрации.
Дача выстроена вдоль юго-западной границы императорского Отдельного парка по дороге из Пушкина в Павловск. Асимметричен в плане ее окруженный садом главный дом со стильными фасадами в формах архитектуры второго барокко, бельэтажем, мансардами и венчающим центральную часть объема высоким куполом. В ансамбль дачи входит и небольшой домик садовника. Въезды на территорию со стороны Павловского шоссе в ограде оформлены воротами. Их кованые створы украшал вензель владелицы – «ЗЮ».
Строительство дач шло в последний период формирования Отдельного парка. Как сплошные зеленые кулисы, вдоль его границы смотрелись включенные в сложившуюся систему парковых дорог участки с садами. Основная часть насаждений, образовавших аллеи и куртины между Павловским шоссе и Верхней (Ново-Павловской) дорогой, появилась здесь благодаря трудам садовых мастеров Царскосельского дворцового правления Ф. Ф. Лямина и И. Ф. Пипера в 1839–1847 гг.1 Украшение нового парка было предметом большой озабоченности Николая I, от которого и исходила идея устройства богатых дач. Особое внимание уделялось социальному положению и «благонадежности» будущих дачевладельцев. Однако выбор был невелик – об отводе мест просили, в основном, небогатые обыватели Царского Села – булочники, камердинеры, военные. Осенью 1855 г. царь утвердил план отвода шести дачных «мест» в Отдельном парке, разработанный арх. А. Ф. Видовым. Вдове тайного советника кн. Юсуповой первой по ее прошению предоставили большой участок площадью около 2,2 га. Проект известного петербургского зодчего И. Монигетти император утвердил 20 января 1856 г.
Строительство велось на деньги владелицы и завершилось в 1859 г. в отсутствие княгини. Та не могла вернуться из-за границы ввиду несанкционированного отъезда и неразрешенного второго брака. В документах того периода ее именуют «супругой французского генерального советника», не упоминая прежних титула и фамилии. Представителем заказчицы был ее поверенный, стройкой руководили вначале сам Монигетти, а затем каменных дел мастер Торичелли. «Данную» на право владения от имени Александра II управляющий Царскосельского дворцового правления отправил с большим опозданием в 1863 г. через полицейский участок по петербургскому адресу княгини. Текст без общепринятой в Царском Селе формулы «на вечное и потомственное владение» не лишен интереса: «По Указу Его Величества Государя
Проект Монигетти, как в решении планировки участка, так и в оформлении фасадов осуществили с частичными изменениями. Чертежи, хранящиеся в Эрмитаже, отражают процесс работы зодчего, поиск архитектурного решения, однако утвержденного и осуществленного проекта среди них нет.2 Однако в РГИА имеется копия генерального плана с утверждающей визой и подписью архитектора. По чертежу, устройство хозяйственной зоны в противоречие правилам застройки Царского Села 1808 г. намечалось со стороны улицы. Это, похоже, и послужило причиной его переработки. Особенности объемно-пространственного решения подсказывают, что Монигетти полагал сделать дачу композиционным центром Отдельного парка. Однако при реализации проекта эта роль была значительно снижена. Наиболее существенным отступлением стало изменение ориентации главного корпуса строго по сторонам света, так как кухонный флигель лицевым фасадом вывели в ограду. Из-за этого так и не построили цветочный павильон с оранжереями, который вместе с флигелем придавал симметрию и равновесие композиции. Деревянную конюшню (утрачена в 1930-е гг.) возвели на другом месте, рядом с домиком садовника. Подверглась существенной переработке планировка сада, которая включала устройство регулярного партерного участка с фонтаном и полукруглой видовой площадкой на границе с Отдельным парком. В южной части намечалось устроить круглый пруд с островком. Ландшафтную композицию обогащали большие садовые диваны подковообразной формы, имевшие широкое распространение в русских усадебных парках.
Архитектура главного дома навеяна мотивами итальянских вилл. Его компактный объем был центром объемно-пространственной композиции сада. Парадные залы и кабинеты восьмигранной конфигурации в плане, образуя сквозные анфилады и связи с садовым ландшафтом, занимали бельэтаж. Одним из лучших в архитектуре Петербурга считается решение главного фасада с большой овальной террасой, плавно спускающейся в сад двумя лестницами. Облик его в то же время ассоциируется с постройками царскосельских парков. Наиболее ярко проявляется сходство с павильоном Эрмитаж. Общие черты видны в выразительном ступенчатом силуэте и решении плана с выступающими круглящимися ризалитами бельэтажа, характерной конфигурации мансардной крыши и венчающего купола. В архитектурной обработке фасадов использованы изысканные формы барокко, рисунок которых напоминает убранство растреллиевского павильона. Прием размещения кухни и комнат прислуги в отдельном флигеле, под углом примыкающем к основному объему, восходит к композиции императорского Баболовского дворца ( 1780-е гг., арх. И. В. Неелов). 1 Семенова Г. В. Отдельный парк в Царском Селе. Памятники истории и культуры Петербурга. Исследования и материалы. Выпуск 4. СПб., 1997., с. 111–131. |