Г. В. Семенова
Ведущий специалист КГИОП


ИСТОРИЯ С ПРОДОЛЖЕНИЕМ
В Царском Селе положено начало реставрации уникальной дачи



Общий вид. 1985 г.
Фото В. И. Шлакана

Полтора десятка лет на месте главного дома дачи княгини Юсуповой можно было видеть лишь обгоревшие стены да провалы крыш. Одной из ярких архитектурных достопримечательностей Петербурга грозило полное разрушение. Любые попытки КГИОП найти для нее использователя до недавних пор заканчивались неудачей. Но однажды дело сдвинулось, и вот уже второй год здесь идет реставрация. Памятник постепенно возвращается к жизни. В настоящее время заканчивается воссоздание купола (проект 1998 г. ОАО «Литейная часть-91»). Произведена разборка послевоенных перегородок, выполнены первоочередные реставрационные работы. В 2003 г. в арх. мастерской «Рест-Арт-Проект» разработан эскизный проект реставрации.


Главный фасад. Обмеры. 1946–1947 гг.

Дача выстроена вдоль юго-западной границы императорского Отдельного парка по дороге из Пушкина в Павловск. Асимметричен в плане ее окруженный садом главный дом со стильными фасадами в формах архитектуры второго барокко, бельэтажем, мансардами и венчающим центральную часть объема высоким куполом. В ансамбль дачи входит и небольшой домик садовника. Въезды на территорию со стороны Павловского шоссе в ограде оформлены воротами. Их кованые створы украшал вензель владелицы – «ЗЮ».
История строительства дачи кн. Юсупо-вой (урожд. Зинаиды Ивановны Нарышкиной, 1797–1897) овеяна ореолом тайны и романтики, сопутствовавших экстравагантной жизни этой представительницы древнего рода. Однако если изучить архивы, все становится вполне обычным для Царского Села, города дворцового ведомства, земли коего принадлежали царствующему императору, не подлежа отчуждению. Строительство здесь регулировалось особо жестко. Разрешение на отвод участка на правах Всемилостивейшего пожалования мог дать лишь царь, что после застройки документально оформлялось в виде «данной». Именно на таких условиях существовали домовладения кн. П. Багратиона, Кочубеев, гр. В. Гудовича, кн. О. Гогенфельзен (Палей) и др.


Боковой фасад. Эскизный проект 2003 г.
ООО «Рест-Арт-Проект»

Строительство дач шло в последний период формирования Отдельного парка. Как сплошные зеленые кулисы, вдоль его границы смотрелись включенные в сложившуюся систему парковых дорог участки с садами. Основная часть насаждений, образовавших аллеи и куртины между Павловским шоссе и Верхней (Ново-Павловской) дорогой, появилась здесь благодаря трудам садовых мастеров Царскосельского дворцового правления Ф. Ф. Лямина и И. Ф. Пипера в 1839–1847 гг.1 Украшение нового парка было предметом большой озабоченности Николая I, от которого и исходила идея устройства богатых дач. Особое внимание уделялось социальному положению и «благонадежности» будущих дачевладельцев. Однако выбор был невелик – об отводе мест просили, в основном, небогатые обыватели Царского Села – булочники, камердинеры, военные. Осенью 1855 г. царь утвердил план отвода шести дачных «мест» в Отдельном парке, разработанный арх. А. Ф. Видовым. Вдове тайного советника кн. Юсуповой первой по ее прошению предоставили большой участок площадью около 2,2 га. Проект известного петербургского зодчего И. Монигетти император утвердил 20 января 1856 г.


Фрагмент декоративного убранства. 1947 г.
Фото Д. Л. Гольда

Строительство велось на деньги владелицы и завершилось в 1859 г. в отсутствие княгини. Та не могла вернуться из-за границы ввиду несанкционированного отъезда и неразрешенного второго брака. В документах того периода ее именуют «супругой французского генерального советника», не упоминая прежних титула и фамилии. Представителем заказчицы был ее поверенный, стройкой руководили вначале сам Монигетти, а затем каменных дел мастер Торичелли. «Данную» на право владения от имени Александра II управляющий Царскосельского дворцового правления отправил с большим опозданием в 1863 г. через полицейский участок по петербургскому адресу княгини. Текст без общепринятой в Царском Селе формулы «на вечное и потомственное владение» не лишен интереса: «По Указу Его Величества Государя
Императора Александра Николаевича, самодержца Всероссийского и проч. и проч. дан сей лист супруге французского генерального советника графине Зинаиде Ивановой де Шово маркизе де Серр на владение двумя местами с имеющимися на оных строениями, состоящими в г. Царском Селе 3 части по левой стороне Павловского шоссе под No 1 и 2. Земля мерою, как значится на включаемом у сего плане погону: с правой стороны 60 саж. с левой 69 саж.; а в остальной задней части места 85 саж. 2 арш., всего же квадрату 6364 саж. г. Царское село Майя 22 дня 1863 г. Подписано: Его Императорского Величества и проч.».


Разрез здания по анфиладе парадных помещений. Обмер 1947 г. Архитекторы Ю. В. Белинский, Д. Л. Гольд

Проект Монигетти, как в решении планировки участка, так и в оформлении фасадов осуществили с частичными изменениями. Чертежи, хранящиеся в Эрмитаже, отражают процесс работы зодчего, поиск архитектурного решения, однако утвержденного и осуществленного проекта среди них нет.2 Однако в РГИА имеется копия генерального плана с утверждающей визой и подписью архитектора. По чертежу, устройство хозяйственной зоны в противоречие правилам застройки Царского Села 1808 г. намечалось со стороны улицы. Это, похоже, и послужило причиной его переработки. Особенности объемно-пространственного решения подсказывают, что Монигетти полагал сделать дачу композиционным центром Отдельного парка. Однако при реализации проекта эта роль была значительно снижена. Наиболее существенным отступлением стало изменение ориентации главного корпуса строго по сторонам света, так как кухонный флигель лицевым фасадом вывели в ограду. Из-за этого так и не построили цветочный павильон с оранжереями, который вместе с флигелем придавал симметрию и равновесие композиции. Деревянную конюшню (утрачена в 1930-е гг.) возвели на другом месте, рядом с домиком садовника. Подверглась существенной переработке планировка сада, которая включала устройство регулярного партерного участка с фонтаном и полукруглой видовой площадкой на границе с Отдельным парком. В южной части намечалось устроить круглый пруд с островком. Ландшафтную композицию обогащали большие садовые диваны подковообразной формы, имевшие широкое распространение в русских усадебных парках.


Утвержденный план участка кн. З. И. Юсуповой, 1856 г. Арх. И. Монигетти

Архитектура главного дома навеяна мотивами итальянских вилл. Его компактный объем был центром объемно-пространственной композиции сада. Парадные залы и кабинеты восьмигранной конфигурации в плане, образуя сквозные анфилады и связи с садовым ландшафтом, занимали бельэтаж. Одним из лучших в архитектуре Петербурга считается решение главного фасада с большой овальной террасой, плавно спускающейся в сад двумя лестницами. Облик его в то же время ассоциируется с постройками царскосельских парков. Наиболее ярко проявляется сходство с павильоном Эрмитаж. Общие черты видны в выразительном ступенчатом силуэте и решении плана с выступающими круглящимися ризалитами бельэтажа, характерной конфигурации мансардной крыши и венчающего купола. В архитектурной обработке фасадов использованы изысканные формы барокко, рисунок которых напоминает убранство растреллиевского павильона. Прием размещения кухни и комнат прислуги в отдельном флигеле, под углом примыкающем к основному объему, восходит к композиции императорского Баболовского дворца ( 1780-е гг., арх. И. В. Неелов).
Впоследствии наиболее крупные работы на даче производились в 1910-е гг., когда она принадлежала внучке первой владелицы, графине Сумароковой-Эльстон, княгине Юсуповой и использовалась особо активно. Кабинет в мансарде над кухней устроили, вероятно, для ее сына. Пристройкой полукруглого ризалита и треугольного помещения для винтовой лестницы расширили жилые апартаменты на антресольном этаже с юго-западной стороны. Переход из кабинета в комнаты сделали рядом в надстройке. Скорее всего, тогда же заделали западающие части стен между ризалитами на северо-западном фасаде. При этом изменения исторического облика фасадов были внесены тактично, с учетом элементов авторских решений Монигетти. Таковы и новое овальное окно-люнет в надстроенном переходе в кухонный корпус, и переделанные в прямоугольные с лучковой перемычкой окна овальной формы в мансарде на главном фасаде, и оформление увеличенных оконных проемов в антресольном этаже на юго-западном фасаде. На хозяйственном дворе, который находился в глубине участка, по проекту арх. А. П. Вайтенса построили бревенчатый птичник (утрачен). Эта небольшое строение удивительно сочетало формы архитектуры модерна и западнорусских крестьянских построек.
В 1933 г. облик интерьеров жестко изменило приспособление дачи под лабораторию (мукомолку) и квартиры сотрудников Всероссийского института растениеводства. Здание, пострадавшее за время войны и оккупации 1941–1944 гг., восстановили без реставрации. Старые балконы с изящными коваными решетками разобрали, зато пристроили две новых террасы со стороны северо- и юго-западного фасадов. Частично уцелевшую к тому моменту отделку интерьеров окончательно уничтожили перепланировкой и приспособлением под детский санаторий. Лестницу перенесли в объем центрального зала, заменив его перекрытие бетонными плитами. Еще до начала этих работ впервые в 1947 г. по заданию ЛО института «Академпроект» арх. Ю. В. Билинский и Д. Л. Гольд (1918–2003) выполнили обмер и фотофиксацию фасадов и интерьеров. В дополнение к двум фотографиям начала 1900-х гг. они являются основным иконографическим материалом по первоначальному облику памятника, представляя большой интерес для его изучения и реставрации. Территория дачи последнее время была разделена между тремя использователями, что создает значительные затруднения для реставрации сада. Впрочем, и сейчас, в процессе уже начавшихся реставрационных работ, выявляются многие проблемы, которые еще предстоит решить в интересах обеспечения сохранности этого уникального объекта культурного наследия Санкт-Петербурга.

1 Семенова Г. В. Отдельный парк в Царском Селе. Памятники истории и культуры Петербурга. Исследования и материалы. Выпуск 4. СПб., 1997., с. 111–131.
2 Листов В. Н. Ипполит Монигетти. Л., 1976, с. 29–36.

>> К СОДЕРЖАНИЮ >>