Л. А. Кирикова
ст. н. с. Музея истории
Санкт-Петербурга


НА РУБЕЖЕ СТОЛЕТИЙ
«Северный модерн» в архитектуре Петербурга



Католический костел.
Ковенский пер., 7

В Невской куртине Петропавловской крепости в конце прошлого года работала передвижная выставка «Архитектура 1900-х: Стокгольм, Хельсинки, Таллинн, Рига, Санкт–Петербург», организованная Государственным музеем истории Санкт–Петербурга, Эстонским, Финским, Латвийским, Шведским музеями архитектуры и Административным советом Готланда. Уже побывав до этого в Таллинне, после северной столицы она отправилась в Ригу и Хельсинки. В августе 2004 г., в дни научной конференции по проблемам изучения архитектурных связей между различными странами в период 1895–1915 гг., с выставкой познакомится и Стокгольм.

Подлинная архитектурная графика, репродукции из журналов начала ХХ в., старые и современные фотографии отражают различные стилевые направления этого времени – от поздней эклектики до ретроспективизма. Более всего на выставке представлена архитектура национального романтизма, получившая на рубеже XIX–XX вв. массовое распространение в северных странах.


Балконная решетка дома Лидвалей.
Каменноостровский пр., 1-3

Национально-романтическое движение, охватившее все сферы культурной жизни, породило целое направление в зодчестве, ставшее аналогом европейскому модерну. Программная новизна, направленная на преодоление эклектики, переплеталась с романтическим обращением к прошлому, к средневековым и народным традициям. Глубокое чувство северной природы проявилось и в суровости архитектурных образов, и в выявлении декоративных свойств естественных материалов, и в стилизациях на темы местной флоры и фауны.


Р. Ф. Мельцер.
Собственный дом
на Каменном острове. 1904–1906 гг.

Скандинаво-финская архитектура национального романтизма представлена работами И. Г. Классона, Ф. Боберга, К. Вестмана (Стокгольм); Л. Сонка, Э. Сааринена, А. Линд-грена, Г. Гизелиуса (Хельсинки); К. Пекшена, Э. Лаубе, А. Ванага (Рига); К. Бурмана (Тал-линн). В Петербурге под влиянием этого направления сложился близкий по стилю вариант, получивший название «северный модерн». Его основоположником и лидером стал петербургский зодчий, швед по национальности и по подданству Ф. И. Лидваль. Первым и программным произведением «северного модерна» стал основной корпус доходного дома семьи Лидвалей (1901–1902, Каменноостровский пр., 1–3). Асимметричная композиция, богатая пластика фасадов, насыщенных стилизованными рельефами на темы северной природы, широкая палитра отделочных материалов (гранит, горшечный камень, гладкая и фактурная штукатурка) – все это придает постройке Лидваля особую живописность и северный колорит. Некоторые детали – изображение сов на фасаде, шестиугольные окна со скосами наверху, – впервые примененные в архитектуре Петербурга, стали почти постоянным атрибутом «северного модерна». В доходном доме Мельцеров (1904–1905, Б. Конюшенная ул., 19) Лидваль наделил почти скульптурной экспрессией угловую часть здания с полукруглым эркером-башней, напоминающим постройки стокгольмского архитектора Ф. Боберга.


А. Оль. Дача писателя
Леонида Андреева
на Карельском перешейке.
Проект. 1907 г.
(Не сохранилась)

Своеобразную версию «северного модерна» дал архитектор Р. Ф. Мельцер в построенных на Каменном острове особняке Э. Г. Фолленвейдера (1904–1905) и собственном доме (1904–1906).
Влияние финской школы национального романтизма наиболее сильно проявилось в творчестве И. А. Претро. В доходном доме Т. Н. Путиловой (1906–1907. Большой пр. П. С., 44) с массивной угловой башней, стрельчатыми порталами и застывшими у главного входа филинами чувствуется сила и мощь северных замков. Произведение Претро во многом напоминает здания телефонной компании Л. Сонка (1904) и страховой компании «Похьола» Э. Сааринена, Г. Гизелиуса и А. Линдгрена (1900–1901) в Хельсинки. Но, несмотря на сходство динамичной композиции, остроконечных башен и порталов, Претро находит свое прочтение образа. Ступенчатый ритм эркеров, длинный угловой балкон на скругленном углу, объединяющий два фасада, и другие приемы можно считать находками зодчего.
В русле «северного модерна» работали также Н. В. Васильев и А. Ф. Бубырь, построившие дом А. Ф. Бубыря (1906–1907, Стремянная ул., 11). Здание является одним из лучших произведений петербургского модерна.


И. А. Претро.
Дом Т. Н. Путиловой
на Большом пр. П. С. 1906–1907 гг.

Основной акцент фасада – асимметрично расположенный трехгранный эркер, верхняя часть которого вписана в щипец. Декоративная насыщенность достигнута широкой палитрой отделочных материалов: гранит, горшечный камень, гладкая и фактурная штукатурка, кирпич, майолика, медь, дерево. Неповторимый вид придает фасаду разнообразный скульптурный декор, как бы вводящий зрителя в сказочный мир северной природы. Стилизованные изображения сов, дятлов, рыб, мухомора, елочек выполнены в материале облицовки и стали частью стены.

Черты «северного модерна» проявились и в ряде, казалось бы, далеких от него произведений. Так, в здании католического костела (1907–1909, Ковенский пер., 7), прообразом которого послужила церковь Нотр-Дам Ла Гранд в Пуатье, архитекторы Л. Н. Бенуа и М. М. Перетяткович ввели гранитную облицовку и мотив асимметричной башни с тройной нишей и вертикальными тягами, часто встречающимися в работах финна Э. Сааринена. Подчеркнутая монументальность, впечатление «суровости», создаваемое крупными объемами, облицованными блоками гранита, характерны для здания Мечети (1910–1920, Кронверкский пр., 7, арх. Н. В. Васильев при участии С. С. Кричинского и А. И. Фон Гогена).


Дом Мельцеров. Б. Конюшенная, 19

С «северным модерном» связаны едва ли не самые яркие страницы петербургского дачного строительства, которое в начале ХХ в. переживало настоящий бум. Наиболее оптимальной средой для этого архитектурного направления явился Карельский перешеек с его специфическим природным ландшафтом и финским этническим населением. Самым значительным произведением «северного модерна» на Карельском перешейке был дом писателя Леонида Андреева в Ваммельсуу (1908 г., не сохранился, арх. А. Оль). В этом сооружении отразились впечатления от дачи-студии «Виттреск» Э. Сааринена, Г. Гизелиуса и А. Линдгрена, у которых стажировался автор.


Фрагмент дома А. Ф. Бубыря.

«Северный модерн» привнес в архитектуру Петербурга новые черты: свободную и часто асимметричную группировку объемов, сильную пластику, активный силуэт. Введение различных по цвету и фактуре материалов в отделку зданий, использование рельефов на темы северной природы придавало строениям особую живописность и оживляло фронт застройки петербургских улиц.





>> К СОДЕРЖАНИЮ >>