А. А. Аксарин
консультант отдела охранынедвижимых памятников историии культуры департамента культуры Министерства культуры,молодежной политики и спорта Правительства Самарской области АРХИТЕКТУРНОЕ НАСЛЕДИЕ САМАРЫ
В 1990 г. Самара была официально включена в Список исторических населенных мест России. Тем самым наш город с его более чем четырехвековой богатейшей историей получил признание в качестве одного из носителей генофонда отечественной культуры. Сегодня это крупный индустриальный мегаполис, расположившийся в уникальном ландшафтном регионе Самарской Луки с ее Жигулевскими горами и Самарского урочища при впадении реки Самары в Волгу. Протяженность города вдоль левого берега Волги составляет более 50 км, в поперечном направлении – до 20 км, а численность населения приближается к полутора миллионам.
Если следовать определению «Хартии архитектурного наследия», принятой в 1996 г. на Международном Конгрессе реставраторов в Москве, современная Самара обладает всей полнотой сложного комплекса архитектурного наследия, уникально сочетая объекты, сохранившиеся в подлинном виде, имеющие историческую, научную и иные ценности:
Архитектурное наследие Самары до самого недавнего времени отличали объем и целостность. Еще в начале девяностых облик старого города, сложившийся на рубеже XIX–XX вв., с локальными вкраплениями архитектуры 1930–50-х гг. и более позднего времени, являл его исторический центр от стрелки рек Волги и Самары до улицы Полевой (это ее историческое название – здесь когда-то проходила городская черта). Регулярный план, полученный при Екатерине II и последовательно развивавшийся до 1853 г., определил пространственную организацию Самары с ортогональной сетью улиц и площадей. На ней до сих пор прочитывается «неожиданный» ромб в том месте, где при Петре I построили земляную крепость.
До середины XIX в., когда два опустошительных пожара уничтожили большую часть ранней деревянной застройки, каменных домов в Самаре было мало. С провозглашением Самарской губернии в 1851 г., подъемом в городе промышленности и торговли у нас развернулось масштабное строительство зданий и сооружений в камне и кирпиче, появились свои профессиональные архитекторы. Сохранившееся до наших дней архитектурное наследие последующего периода представлено всеми стилями, распространенными в России того времени. В городе еще существуют здания с «образцовыми» фасадами в духе позднего классицизма, но наиболее широко представлены произведения архитектурной эклектики, русского и кирпичного стилей, исторических и романтических стилизаций начала XX в. и, конечно же, модерна. Достаточно высокий уровень архитектуры объяснялся и тем, что над многими проектами построек для Самары работали известнейшие зодчие обеих столиц: Н. И. де Рошефор, М. Н. Чичагов, В. А. Шретер, Э. И. Жибер, Ф. О. Богданович, А. И. фон Гоген, Ф. О. Шехтель.
Большинство самарских архитекторов получали профессиональное образование в СПб Академии художеств и Институте гражданских инженеров, либо же в Московском училище живописи, ваяния и зодчества. Наиболее яркий след в облике города оставили работы А. У. Зеленко, Д. А. Вернера, А. А. Щербачева, Ф. А. Черноморченко, Ф. П. Засухина, П. В. Шаманского и З. В. Клейнермана, а также выучившихся у своих земляков талантливых самоучек Н. Г. Мошкова и Я. С. Решетникова. По их проектам было возведено множество жилых и общественных зданий, промышленных построек, ставших памятниками самарского зодчества: административные учреждения, банки, учебные заведения и общественные собрания, больницы, городской театр и цирк, православные храмы, два монастыря, католический костел, лютеранская кирха и одна из крупнейших в свое время синагог, дворянские и купеческие особняки, доходные
В то же время, с середины 1990-х гг. неуклонно развивается процесс вторжения современного многоэтажного домостроения в историческую среду старой Самары, где сосредоточена большая часть памятников зодчества и которая сама по себе является объектом архитектурного наследия. При этом сносится фоновая историческая застройка, разрушаются масштаб и целостность архитектурно-исторической среды, искажаются силуэт и панорама города с Волги. Некогда город раскрывался к ней террасами, теперь многоэтажные и протяженные дома-пластины вырастают по набережной и ближайшим кварталам, заслоняя купола и шпили церквей. Улицы в исторической части, достаточно широкие для некогда двух-четырехэтажной Самары, после застройки современными, до 16-ти этажей, зданиями, превращаются в подобие внутриквартальных проездов. Зачастую при возведении нового дома наносится прямой ущерб расположенному рядом историческому объекту. |