А. А. Аксарин
консультант отдела охранынедвижимых памятников историии культуры департамента культуры
Министерства культуры,молодежной политики и спорта
Правительства Самарской области


АРХИТЕКТУРНОЕ НАСЛЕДИЕ САМАРЫ
Проблемы и пути сохранения



А. А. Аксарин


В 1990 г. Самара была официально включена в Список исторических населенных мест России. Тем самым наш город с его более чем четырехвековой богатейшей историей получил признание в качестве одного из носителей генофонда отечественной культуры. Сегодня это крупный индустриальный мегаполис, расположившийся в уникальном ландшафтном регионе Самарской Луки с ее Жигулевскими горами и Самарского урочища при впадении реки Самары в Волгу. Протяженность города вдоль левого берега Волги составляет более 50 км, в поперечном направлении – до 20 км, а численность населения приближается к полутора миллионам.


Синагога. Архитектор
З. В. Клейнерман. 1909 г.

Если следовать определению «Хартии архитектурного наследия», принятой в 1996 г. на Международном Конгрессе реставраторов в Москве, современная Самара обладает всей полнотой сложного комплекса архитектурного наследия, уникально сочетая объекты, сохранившиеся в подлинном виде, имеющие историческую, научную и иные ценности:
– строения и конструкции, равно как их элементы, части и структуры;
– комплексы строений – однородные группы городских и сельских построек;
– достопримечательные места – сов-местные творения человека и природы;
– исторические города – поселения или их части, прошедшие длительный путь развития с присущими им планировкой, комплексами и открытыми пространствами;
– проектные, архивные и исторические документы, отражающие строительную деятельность человека.


Проект реставрации фасада Синагоги

Архитектурное наследие Самары до самого недавнего времени отличали объем и целостность. Еще в начале девяностых облик старого города, сложившийся на рубеже XIX–XX вв., с локальными вкраплениями архитектуры 1930–50-х гг. и более позднего времени, являл его исторический центр от стрелки рек Волги и Самары до улицы Полевой (это ее историческое название – здесь когда-то проходила городская черта). Регулярный план, полученный при Екатерине II и последовательно развивавшийся до 1853 г., определил пространственную организацию Самары с ортогональной сетью улиц и площадей. На ней до сих пор прочитывается «неожиданный» ромб в том месте, где при Петре I построили земляную крепость.


Бывшая дача К. П. Головкина. 1908-1909 гг.

До середины XIX в., когда два опустошительных пожара уничтожили большую часть ранней деревянной застройки, каменных домов в Самаре было мало. С провозглашением Самарской губернии в 1851 г., подъемом в городе промышленности и торговли у нас развернулось масштабное строительство зданий и сооружений в камне и кирпиче, появились свои профессиональные архитекторы. Сохранившееся до наших дней архитектурное наследие последующего периода представлено всеми стилями, распространенными в России того времени. В городе еще существуют здания с «образцовыми» фасадами в духе позднего классицизма, но наиболее широко представлены произведения архитектурной эклектики, русского и кирпичного стилей, исторических и романтических стилизаций начала XX в. и, конечно же, модерна. Достаточно высокий уровень архитектуры объяснялся и тем, что над многими проектами построек для Самары работали известнейшие зодчие обеих столиц: Н. И. де Рошефор, М. Н. Чичагов, В. А. Шретер, Э. И. Жибер, Ф. О. Богданович, А. И. фон Гоген, Ф. О. Шехтель.
Богатые местные купцы и промышленники часто инициировали проведение конкурсов на проекты своих особняков через Санкт-Петербургское архитектурное общество. Результаты публиковались в столичном журнале «Зодчий», а эти постройки украшают город и по сей день.


Жилой дом на ул. Фрунзе

Большинство самарских архитекторов получали профессиональное образование в СПб Академии художеств и Институте гражданских инженеров, либо же в Московском училище живописи, ваяния и зодчества. Наиболее яркий след в облике города оставили работы А. У. Зеленко, Д. А. Вернера, А. А. Щербачева, Ф. А. Черноморченко, Ф. П. Засухина, П. В. Шаманского и З. В. Клейнермана, а также выучившихся у своих земляков талантливых самоучек Н. Г. Мошкова и Я. С. Решетникова. По их проектам было возведено множество жилых и общественных зданий, промышленных построек, ставших памятниками самарского зодчества: административные учреждения, банки, учебные заведения и общественные собрания, больницы, городской театр и цирк, православные храмы, два монастыря, католический костел, лютеранская кирха и одна из крупнейших в свое время синагог, дворянские и купеческие особняки, доходные
и мещанские дома. Архитектурное наследие Самары того периода нашло подробное отражение в исследованиях Е. И. Кириченко. В альбоме «Русский модерн» представлены самарские произведения этого направления, изучать которые к нам приезжали специалисты из Великобритании и США.
Советское время добавило к архитектурной сокровищнице города произведения конструктивизма, классицистические ансамбли 1950-х гг., красивейшую на Волге набережную.
На сегодняшний день в Самаре на государственном учете состоят 1702 ценных объекта архитектурного наследия, приняты на государственную охрану 246 памятников, в том числе 50 – федерального значения. Однако приходится констатировать, что в настоящее время сохранность всего этого богатства находится под угрозой. Объективно усугубляют ситуацию общее ухудшение экологической обстановки в городе, изменения в инженерной геологии его исторической территории (переувлажнение грунтов в связи с протечками водонесущих коммуникаций, блуждающие токи, просадки грунта в местах засыпанных органикой оврагов) и развитие оползневых процессов на Волжском склоне. Все более ощутимо негативное воздействие транспорта. Это происходит на фоне хронической нехватки средств на поддержание технического состояния и реставрацию памятников.


Особняк архитектора А. У. Зеленко. Архитекор А. У. Зеленко. 1900 г.

В то же время, с середины 1990-х гг. неуклонно развивается процесс вторжения современного многоэтажного домостроения в историческую среду старой Самары, где сосредоточена большая часть памятников зодчества и которая сама по себе является объектом архитектурного наследия. При этом сносится фоновая историческая застройка, разрушаются масштаб и целостность архитектурно-исторической среды, искажаются силуэт и панорама города с Волги. Некогда город раскрывался к ней террасами, теперь многоэтажные и протяженные дома-пластины вырастают по набережной и ближайшим кварталам, заслоняя купола и шпили церквей. Улицы в исторической части, достаточно широкие для некогда двух-четырехэтажной Самары, после застройки современными, до 16-ти этажей, зданиями, превращаются в подобие внутриквартальных проездов. Зачастую при возведении нового дома наносится прямой ущерб расположенному рядом историческому объекту.
Если этот катастрофический процесс не остановить в ближайшее время, мы рискуем навсегда потерять ту самую историческую часть Самары, которую все знали и любили. Что отцы города хотят видеть на ее месте, еще один спальный район или все-таки историко-культурный центр? Муниципальным властям, специалистам в области градостроительства и планирования городского хозяйства пора наконец выработать и принять осмысленную концепцию градостроительной и инвестиционной политики для исторической части города. И уже в ее контексте следует регулировать потоки вложений в новое строительство, воссоздание объектов архитектурного наследия и развитие инженерной инфраструктуры территорий прежней застройки. В тех же интересах должен быть возвращен авторитет статусу Главного архитектора города, усилены позиции государственного органа охраны памятников истории и культуры. В свою очередь, архитектурной общественности Самары (по крайней мере, некоторой ее части) стоило бы пересмотреть профессиональное и этическое отношение к оставленному предшественниками наследию. В целом же, вопрос его сохранения нуждается в межрегиональной и федеральной поддержке, причем не только финансовыми рычагами, но также авторитетом специалистов и силой общественного мнения.

>> К СОДЕРЖАНИЮ >>