М. С. Штиглиц
доктор архитектуры
начальник отдела КГИОП


ТАМ, ГДЕ ПРЕЖДЕ ЗАВОДЫ ДЫМИЛИ
ЧИТАЕМ: «MANCHESTER», СЛЫШИМ: «ПЕТЕРБУРГ»



Участники конгресса TICCIH на территории «Нового двора» Голутвинской мануфактуры. (Москва, 2003 г.)

Каменная летопись города – это не только дворцы и особняки. Северная столица всегда считалась крупнейшим промышленным центром. Одним из наших символов стал кораблик на шпиле Адмиралтейства – первой отечественной верфи Петра Великого. Важное направление исторического развития Петербурга отражено внушительным разнообразием промышленных построек. Особый характер обширных территорий и в историческом центре, и за его пределами формируют индустриальные объекты: массивные корпуса заводов и фабрик, их высокие трубы, водонапорные башни и т. д. Сегодня они сохраняют значение важных, иногда ведущих компонентов городского пейзажа. Расположенные вдоль Невы и ее рукавов, Обводного канала и взморья, они имеют обширную сферу обзора и определяют облик всего города.

ВЕДЬ МЫ ЭТОГО ДОСТОЙНЫ

Старый двор Голутвинской мануфактуры.
Здесь разместилась фирма «L’Oreal»

Петербург – Екатеринбург – Манчестер. Что общего, и почему эти города объединил маршрут, обусловленный интересами «индустриальной археологии»? Такой термин бытует в международной науке и практике сохранения промышленного наследия.
В июле прошлого года Россия принимала XII Международный Конгресс TICCIH. В первый раз сообщество собралось в 1973 г. в Айронбридже (UK), а спустя два года – в немецком Бохуме. Каждый из этих городов стал своего рода Меккой для занятых изучением и музеефикацией промышленного зодчества. Но вот впервые единомышленники из более чем двадцати стран собрались в московском Президент-отеле, чтобы, поделившись идеями, оценить достижения россиян. За неделю – свыше 80(!) докладов с информацией со всего света – Англии, США, Швеции, Японии, Латвии, Греции, Испании, Финляндии, Бельгии, Франции и Германии. Среди тем – всемирно известные объекты, включая американский город текстильщиков Лоуэлл, британский музей-заповедник Айронбридж, немецкий Эмшер-парк. Одно из главных московских впечатлений – поездка по старинной железной дороге. Уже восстановлены сделанные по проекту арх. А. П. Померанцева ее первые станции, и прежде всего «Воробьевы горы». Запомнилось посещение текстильной мануфактуры Истоминых в Голутвинской слободе. Этот замечательный комплекс построек реставрируется и перепрофилируется в соответствии с международной практикой. У работ, начатых здесь лет восемь назад, особый экономический статус. Они финансируются государством и частниками. Введена в строй первая очередь комплекса – «Старый двор». Там уже функционирует представительство знаменитого «L’Oreal» (ведь мы этого достойны!). А в «Новом дворе» после реконструкции обоснуется офисный центр АО «Нафталан». Упомяну и воссоздание известного шедевра конструктивизма – Бахметьевского гаража (проект К. С. Мельникова). Сооружение с боем отстояли от сноса, и здесь вот-вот откроется торговый центр.

Жилые дома в перепрофилированной индустриальной зоне г. Манчестера (Великобритания)

Еще больше порадовал уральский этап конгресса. Увидев не только показательные столичные и «свердловские» примеры, мы побывали на старых заводах, в частности, Горноблагодатском, спускались в шахты, осматривали одну из первых домен на родине П. Бажова в Полевском, посетили солеварный музей в Соликамске и металлургический музей-заповедник в Нижнем Тагиле, увидели восстановленную Невьянскую башню Демидовых. За считанные годы на Урале произошли удивительные изменения. Расширилась и пополнилась коллекция Екатеринбургского завода-музея. Здесь, в центре города, у плотины, под открытым небом собрана уникальная коллекция старой уральской техники. В дополнение к реальному музею нижнетагильских металлургов придумана виртуальная экспозиция. После всего для участников и гостей конгресса в Нижнем Тагиле на необычном фоне огромных домен металлургического завода-музея был дан концерт симфонического оркестра.
Впечатлений и информации от поездки по нашим промышленным территориям, казалось, хватило с избытком, однако дополнительную пищу для размышлений дало непосредственное знакомство с сохранением исторической индустриальной застройки в Манчестере. Эта экскурсия осуществилась в рамках недели городов-побратимов. Текстильный центр времен английской индустриальной революции и, кстати, побратим нашего Петербурга – Манчестер стал ярким примером бережного отношения к промышленному наследию, которое дало свои положительные плоды. Когда у британцев отпала надобность в старых промышленных зданиях со складами, офисами и производственными площадями и центр города опустел, манчестерские власти стали перед дилеммой – строить новые дома или использовать покинутые фабрики. Выбрали второй вариант. В результате центр города полностью перебрался в опустевшие краснокирпичные корпуса. Восстановленные и преобразованные, они теперь используются под банки, гостиницы, офисы, студенческие общежития и элитное жилье. По сути, городу дали новую жизнь, сохранив своеобразную историческую среду.

ПРЕИМУЩЕСТВО ПАРАДОКСА

Домна Северского трубного завода (г. Полевской )

И все же вернемся на реальную петербургскую почву. Как обстоит дело с охраной и новым использованием индустриального наследия у нас? В последние годы в результате технологических усовершенствований, вывода экологически вредных и ликвидации неконкурентоспособных производств наметилась тенденция к освобождению и отдельных зданий, и целых производственных территорий. В силу ряда рыночных факторов сокращаются площади большинства предприятий в центре, где земля изрядно дорога. Среди них, заводы Ф. К. Сан-Галли (Лиговский пр., 60–62), Лангензиппен (М. Монетная, 2) и Л. Нобеля (Большой Сампсониевский пр., 30), фабрики С. С. Бехли (Моисеенко, 22), «Треугольник» (наб. Обводного кан., 136–138), Мельцера (наб. Карповки, 27–29) и «Красное знамя» (Красного Курсанта, 25–27), мануфактуры «Воронин, Лютш и Чешер» (Кожевенная лин., 34) и Новая бумагопрядильная (наб. Обводного кан., 60), электротехнический з-д Н. К. Гейслера (Яблочкова, 12), табачная ф-ка «Лаферм» (Средний пр., 36–38) и др.
В отличие от прочих европейских мегаполисов, в Петербурге нач. ХХ в. не особенно задумывались над проблемами коммуникаций, мобильности рабочей силы и зонирования. Отсутствие этих объективно востребованных урбанистических мер в то время и предопределило нынешнюю сохранность множества предприятий вперемежку с жилыми кварталами как в центре, так и на периферии. Но столь парадоксальный недостаток городской среды как раз сегодня дает богатые возможности ее совершенствования, «раскрытия» проблемных деградирующих пространств и включения их в новый градостроительный контекст. Грядет время переоценки и преобразования участков, отмеченных на карте серыми пятнами. Это, наконец, позволит сохранить все важное на обширных территориях, втрое превышающих размерами площадь исторического центра.

К КОНСТРУКТИВНОМУ НАСТУПЛЕНИЮ
Годами в КГИОП интенсивно изучались, атрибутировались и учитывались все памятники промышленного зодчества. В результате выявлено более двухсот адресов наиболее ценных объектов и комплексов. Списки промышленных зданий, состоящих под госохраной, уточнены и ранжированы по всем трем категориям историко-культурной значимости.
Сейчас пришло время не столько «охранно-оборонительных», сколько «конструктивно-наступательных» мер. Промышленное наследие можно уберечь, только дав ему новую жизнь. Среди начатого в этом направлении назову перепрофилирование части комплекса Центральной водопроводной станции на обширном участке перед Таврическим дворцом. Восьмигранная напорная башня высотой ок. 50 м, стилизованная в формах романской архитектуры и напоминающая средневековый донжон, доминирует в панораме Невы, вступая в пространственное взаимодействие со Смольным собором. Десятилетиями старейшая станция снабжала водой левобережную часть города. Не раз поднимался вопрос о ее перебазировании и сносе, однако комплекс удалось сохранить. Сейчас сооружения реконструированы под нашим контролем. Генподрядчиком выступила фирма «Катод-стройсервис». Здания на Шпалерной реставрируются и перепрофилируются под учебно-выставочный комплекс для горожан. По проекту фирмы «Аркон» оборудованы аудитории и офисы центра экологического образования детей. В интерьерах башни, освобожденных от поздних наслоений и отреставрированных по проекту студии «Интерколумниум», развернута экспозиция музея воды. Архитектурный прием основан на контрасте старой кладки с прозрачными конструкциями из стекла и металла. На фасаде он выведен в виде панорамного лифта в стеклянной шахте.

Учебно-выставочный комплекс Музея воды в здании Центральной водопроводной станции (С.-Петербург)

Другой пример – перепрофилирование под торговый центр фирмы «РLATO» главного здания Новой бумагопрядильной мануфактуры, уникального и хорошо сохранившегося образца первых машинных фабрик нач. Х1Х в. В пятиэтажном корпусе с массивными кирпичными стенами и фасадами в стиле безордерного классицизма 1840-х годов, сооруженном с участием британцев и по особо передовому тогда английскому типу, использовали металлический сборный каркас и установили паровые двигатели. После реставрации и очистки от поздних наслоений в здании на Обводном, 60, разместятся торговые и офисные помещения.
По проекту компании «Салви» еще одна из бывших ткацких мануфактур – Гука на Васильевском острове (Уральская, 10) – превращена в супермаркет. В Гавани рядом с Морским вокзалом на площади св. 30 тыс. м2 в семнадцати красно-кирпичных корпусах работавшей здесь некогда ситценабивной фабрики АО «Воронин, Лютш и Чешер» вскоре будут торгово-выставочный комплекс и автосалон. В девяностых с прекращением текстильного производства отсюда вывезли остатки оборудования. Арендующая эти постройки «Нарвская ярмарка» намерена развернуть здесь грандиозный автомаркет – площадей хватит, чтобы открыть несколько фирменных салонов.

ПЕРЕПРОФИЛИРОВАТЬ НЕЛЬЗЯ СНОСИТЬ

Освобождаются сооружения уникальных комплексов нач. ХХ в. – трамвайных парков. По заданию КГИОП в институте Спецпроектреставрация сделали проект приспособления наиболее ценного в историко-культурном плане депо на Среднем пр. В. О. под Музей городского транспорта. Отсюда в 1907 г. пустили первый трамвай. В этих стенах сейчас собраны все типы вагонов, начиная с конки.
Промышленно-жилой комплекс на Лиговском в десяти минутах от Невского проспекта. Архитекторы К. К. Рахау и И. И. Горностаев проектировали постройки здешнего чугунолитейного завода Ф. К. Сан-Галли (позже «Буммаш»). Во 2-й пол. ХIХ в. он производил едва ли не все металлоконструкции и декор для строительства Петербурга. Думается, на этой территории вместо машиностроительного производства разумнее было бы расположить бизнес- центр. Близость к железной дороге позволит развернуть складские терминалы. Обращенные на Лиговский проспект здания заводоуправления и особняк владельца с прекрасно сохраненными интерьерами – идеальный вариант для представительских помещений, а протяженные корпуса цехов решено преобразовать в торговый пассаж.
Бывшую табачную фабрику «Лаферм» (позже – им. Урицкого), знаменитую лучшими папиросами и получившую статус Поставщика Двора Его Величества, основал купец Р. Шпис. Комплекс ее зданий занимает квартал на пересечении Среднего пр. и 9-й линии. Лицевые корпуса, построенные арх. Р. И. Кригером в 1908–1913 гг. как яркие образцы рационального модерна, состоят под нашей охраной. Сейчас табачное производство перебазировали за город, пять из восьми корпусов реставрируются и приспосабливаются под многофункциональный комплекс с блоком офисов для иностранных и наших торговых представительств, бутиками, кафе, салонами и турфирмами.

Универмаг «Plato» в бывшем главном здании
Главной бумагопрядильной мануфактуры (С.-Петербург)

Варшавский вокзал, вокруг которого так долго кипели страсти, приютил старую железнодорожную технику. Там в недалеком времени разместится и торгово-деловой центр «Адамант». Очень важно уберечь от сноса корпуса депо, мастерских, водонапорную башню в комплексе вокзала. Тогда в них можно будет разместить торговые площадки и помещения железнодорожного музея.
Удачен пример возведения современных производственных зданий в сложившемся комплексе старой фабрики в ходе реконструкции Экспедиции заготовления государственных бумаг (позднее «Гознак», наб. Фонтанки, 144) – федерального памятника истории и культуры. Новые корпуса по набережной и Дерптскому пер. органично вписались в историческую застройку. Прежде всего, воссоздали здание заводоуправления с садом, палисадником и фонтаном, построенное в нач. XIX в. при первом директоре А. Бетанкуре. Сейчас в составе комплекса реставрируются церковь св. Андрея Критского и Техническая школа.
Среди прочих в начальной стадии осуществления находятся проекты перепрофилирования комплекса «Треугольник» вдоль Обводного канала, корпусов Невской бумагопрядильной фабрики на Синопской набережной, мастерских завода Людвига Нобеля. Но это пока лишь начальные шаги в столь нужном направлении.

ПОКА НЕ В НАШУ ПОЛЬЗУ

Кардинально оживит данную сферу недвижимости общегородская программа реабилитации промышленных построек. В мире такую политику проводят повсюду, где промышленность покидает города по экономическим, экологическим, социальным и технологическим причинам. Перепрофилирование индустриальных памятников увеличивает доходы, престиж владельцев и арендаторов. Проекты реконструкции, поскольку срок ее окупаемости долог, а санация и благоустройство территорий не под силу одному частному инвестору, реализуются на паях.
Сейчас активно придают новые функции старым промышленным комплексам в европейских столицах, Манчестере, Гамбурге и даже в столь неиндустриальной Венеции. Можно провести множество параллелей, и они, увы, окажутся не в пользу Питера. Сравним выставочный центр парижского вокзала D’Orsay с пустующим у нас Варшавским, возрожденный комплекс венецианского Арсенала с Новой Голландией, пусть спорно, но знаменитый Docklend-city Лондона с как-то нерадиво используемыми территориями Адмиралтейской и Балтийской верфей, музей истории техники и жилой комплекс в венских газгольдерах с праздно стоящими башнями Главного газового завода на Обводном. Как пока слабо у нас используются уникальные возможности размещения галерей, офисов, концертных залов и гостиниц в былых индустриальных сооружениях с их мощными стенами и пространствами, витражами и башнями.
Поводы для оптимистичной оценки перспектив такой работы, тем не менее, есть. Теперь стало абсолютно очевидно, что в резко обновляющихся экономико-социальных и технологических условиях главная задача КГИОП состоит в том, чтобы не становясь тормозом в эволюции городской среды, дать новое содержание архитектурному наследию. Обобщив усилия властей, специалистов и бизнеса, мы убережем великий исторический след промышленного Санкт-Петербурга –Петрограда – Ленинграда.


>> К СОДЕРЖАНИЮ >>