О. С. Романов
Вице-президент СПб Союза Архитекторов, ученик Л. М. Хидекеля


ЗОДЧИЙ, ХУДОЖНИК, ПЕДАГОГ




Проект космического поселения. 1922

29 февраля 2004 г. исполнилось 100 лет со дня рождения Л. М. Хидекеля

Лазарь Маркович Хидекель родился в Витебске и там же получил великолепное художественное образование. Его учителями оказались великие Мстислав Добужинский, Марк Шагал и, наконец, Казимир Малевич. Хидекель, с по-юношески непреодолимой тягой к новому, тем более, что вокруг буйным алым цветом расцветала революция, в полной мере впитал супрематические идеи Малевича. В двадцатом году он стал одним из организаторов направления «УНОВИС» (Устроители нового искусства) и вместе со сверстниками начал издавать рукописный журнал «АЭРО», где провозглашались художественные принципы супрематистов.
Из окружения К. Малевича вышло много известных ху-дожников, прославивших наше авангардное искусство. Достаточно вспомнить Ермолаеву, Лисицкого, Чашника, Суетина – до сих пор произведения этих художников прославляют нашу страну на передвижных выставках по всему миру.

Желтый крест. 1923

При всем «художественном диктате», Казимир Малевич, по свидетельству современников, был талантливым педагогом. Во всем многообразии талантов своих учеников он умел рассмотреть особенности и пристрастия каждой творческой личности. Посоветовав Хидекелю посвятить себя архитектуре (по наблюдениям Малевича, Лазарь очень ловко рисовал архитектоны и объемные композиции), учитель вряд ли ошибся. По прибытии всей «команды Малевича» в Петроград в 1922 г. Лазарь поступает в Институт Гражданских Инженеров, где в то время преподавали такие корифеи, как А. С. Николь-ский и А. А. Оль, А. П. Иваницкий, Г. А. Симонов.
Заряженный авангардными идеями студент немедленно проявил себя в архитектурной сфере. Его курсовую за 1926 г. «Проект рабочего клуба» напечатали практически во всех ведущих архитектурных журналах мира. Хидекель ухитрился «заразить» своими идеями даже мэтров, например, Никольского, в чьих проектах того времени (например, бани на нынешней пл. Мужества) так ощутимо супрематическое начало. Вскоре и сам профессор привлекает своего студента к реальному проектированию, в частности, Кировского стадиона и ряда других объектов.

Проект рабочего клуба. 1926

После института Лазарь Маркович приходит в едва организованный «Ленпроект». В 1930 г. у себя в мастерской он спроектировал многие ныне известные объекты, среди которых – первый трехзальный кинотеатр «Москва», ряд учебных зданий и жилых домов. Кинотеатр объявлен памятником архитектуры и получил статус охраняемого государством сооружения. Из прочих реализованных авторских работ Л. Хидекеля стоит выделить «НевДубстрой» с 8-ой ГРЭС (Кировский р-н) и примыкающий к станции «Социалистический городок». Архитектура жилых корпусов явно напоминала «планиты для землянитов». К сожалению, эти дома были разрушены во время войны, но даже в некоторых фрагментах сохранившегося производственного здания ГРЭС угадываются элементы супрематического формообразования.

Пересекающиеся линии. 1920

В войну Хидекель работал главным архитектором института «Механобр», эвакуированного на Урал и проектировавшего в те годы танковые заводы. Даже в сталинскую эпоху он оставался верен своим авангардным взглядам. Хидекель, как мог, сопротивлялся «ампирным одеждам» в архитектуре. При проектировании и строительстве «Москвы» он боролся с размещением на главном фасаде «тематического фриза», несмотря на то, что предполагаемым скульптором был авторитетный художник И. Крестовский. Вопреки воле архитектора, в те суровые 30-е годы на строгих формах кинотеатра, вырастающих из плана, напоминающего «супрематический крест», появился барельеф, отражающий «победную поступь советского человека».
Дух авангардиста и представителя школы Малевича сложно уживался с основными направлениями в советской архитектуре той поры. Это и послужило одной из причин перехода Хидекеля в педагогику. Возвратившись в «alma mater», он начинает работать на кафедре Архитектурного проектирования ЛИСИ и на этом поприще проходит путь от ассистента до профессора. Некоторое время после войны Лазарь Маркович был деканом

Супрематический мир. 1922

Кинотеатр «Москва». 1930-е гг.

Архитектурного факультета. Но звания и должности – это не главное. Хидекель оставил заметный след в преподавании архитектурной дисциплины, создав свою особенную школу, свой особенный почерк и методику преподавания.
Уникальный художественный и архитектурный базис, сформировавшийся за витебско-петроградский период, а в дальнейшем уже под влиянием выдающихся учителей ЛИГИ, позволил Л. М. Хидекелю проводить свою линию, провозглашать собственные взгляды на градостроительство и приемы архитектурного формообразования. Не случайно, когда в шестидесятом году первый раз за всю историю советской архитектурной педагогики студенческие работы участвовали во Всемирном архитектурном форуме, две из трех ленинградских работ (авторы И. Мальков и Н. Елкин) представляли школу Хидекеля.
Для нас, студентов младших курсов, эти проекты служили неким манифестом и образцом передовой архитектуры того времени. В дальнейшем Лазарь Маркович с учениками не раз участвовал в международных и отечественных конкурсах. К чести учителя, он никогда не изменял своему кредо и не приспосабливался к новомодным веяниям. Можно рассуждать, что архитектура развивается, меняются стили и направления, а вот здоровый консерватизм и художественное постоянство для творческой личности являются неким тормозом в этом процессе. Но это уже тема иной статьи и дискуссии. Мне же хотелось отметить в творчестве Л. М. Хидекеля это удивительное постоянство как приближение к истинным ценностям, к понятию «красота» – неважно, какой стиль она отражает.

Композиция. 1922

Художественное кредо, знания и архитектурный опыт, переданные Лазарем Марковичем своим ученикам приносят свои плоды. Многие из его бывших студентов с благодарностью вспоминают учителя и достойно представляют его школу. Идеи легендарного русского авангарда, так или иначе, сознательно или подсознательно существуют и реализуются в проектах и постройках его учеников.







>> К СОДЕРЖАНИЮ >>