О. С. Романов
Вице-президент СПб Союза Архитекторов, ученик Л. М. Хидекеля
ЗОДЧИЙ, ХУДОЖНИК, ПЕДАГОГ
Проект космического поселения. 1922 |
29 февраля 2004 г. исполнилось 100 лет со дня рождения Л. М. Хидекеля
Лазарь Маркович Хидекель родился в Витебске и там же получил великолепное художественное образование. Его учителями оказались великие Мстислав Добужинский, Марк Шагал и, наконец, Казимир Малевич. Хидекель, с по-юношески непреодолимой тягой к новому, тем более, что вокруг буйным алым цветом расцветала революция, в полной мере впитал супрематические идеи Малевича. В двадцатом году он стал одним из организаторов направления «УНОВИС» (Устроители нового искусства) и вместе со сверстниками начал издавать рукописный журнал «АЭРО», где провозглашались художественные принципы супрематистов.
Из окружения К. Малевича вышло много известных ху-дожников, прославивших наше авангардное искусство. Достаточно вспомнить Ермолаеву, Лисицкого, Чашника, Суетина – до сих пор произведения этих художников прославляют нашу страну на передвижных выставках по всему миру.
Желтый крест. 1923 |
При всем «художественном диктате», Казимир Малевич, по свидетельству современников, был талантливым педагогом. Во всем многообразии талантов своих учеников он умел рассмотреть особенности и пристрастия каждой творческой личности. Посоветовав Хидекелю посвятить себя архитектуре (по наблюдениям Малевича, Лазарь очень ловко рисовал архитектоны и объемные композиции), учитель вряд ли ошибся. По прибытии всей «команды Малевича» в Петроград в 1922 г. Лазарь поступает в Институт Гражданских Инженеров, где в то время преподавали такие корифеи, как А. С. Николь-ский и А. А. Оль, А. П. Иваницкий, Г. А. Симонов.
Заряженный авангардными идеями студент немедленно проявил себя в архитектурной сфере. Его курсовую за 1926 г. «Проект рабочего клуба» напечатали практически во всех ведущих архитектурных журналах мира. Хидекель ухитрился «заразить» своими идеями даже мэтров, например, Никольского, в чьих проектах того времени (например, бани на нынешней пл. Мужества) так ощутимо супрематическое начало. Вскоре и сам профессор привлекает своего студента к реальному проектированию, в частности, Кировского стадиона и ряда других объектов.
Проект рабочего клуба. 1926 |
После института Лазарь Маркович приходит в едва организованный «Ленпроект». В 1930 г. у себя в мастерской он спроектировал многие ныне известные объекты, среди которых – первый трехзальный кинотеатр «Москва», ряд учебных зданий и жилых домов. Кинотеатр объявлен памятником архитектуры и получил статус охраняемого государством сооружения. Из прочих реализованных авторских работ Л. Хидекеля стоит выделить «НевДубстрой» с 8-ой ГРЭС (Кировский р-н) и примыкающий к станции «Социалистический городок». Архитектура жилых корпусов явно напоминала «планиты для землянитов». К сожалению, эти дома были разрушены во время войны, но даже в некоторых фрагментах сохранившегося производственного здания ГРЭС угадываются элементы супрематического формообразования.
Пересекающиеся линии. 1920 |
В войну Хидекель работал главным архитектором института «Механобр», эвакуированного на Урал и проектировавшего в те годы танковые заводы. Даже в сталинскую эпоху он оставался верен своим авангардным взглядам. Хидекель, как мог, сопротивлялся «ампирным одеждам» в архитектуре. При проектировании и строительстве «Москвы» он боролся с размещением на главном фасаде «тематического фриза», несмотря на то, что предполагаемым скульптором был авторитетный художник И. Крестовский. Вопреки воле архитектора, в те суровые 30-е годы на строгих формах кинотеатра, вырастающих из плана, напоминающего «супрематический крест», появился барельеф, отражающий «победную поступь советского человека».
Дух авангардиста и представителя школы Малевича сложно уживался с основными направлениями в советской архитектуре той поры. Это и послужило одной из причин перехода Хидекеля в педагогику. Возвратившись в «alma mater», он начинает работать на кафедре Архитектурного проектирования ЛИСИ и на этом поприще проходит путь от ассистента до профессора. Некоторое время после войны Лазарь Маркович был деканом
Супрематический мир. 1922 |
Кинотеатр «Москва». 1930-е гг. |
Архитектурного факультета. Но звания и должности – это не главное. Хидекель оставил заметный след в преподавании архитектурной дисциплины, создав свою особенную школу, свой особенный почерк и методику преподавания.
Уникальный художественный и архитектурный базис, сформировавшийся за витебско-петроградский период, а в дальнейшем уже под влиянием выдающихся учителей ЛИГИ, позволил Л. М. Хидекелю проводить свою линию, провозглашать собственные взгляды на градостроительство и приемы архитектурного формообразования. Не случайно, когда в шестидесятом году первый раз за всю историю советской архитектурной педагогики студенческие работы участвовали во Всемирном архитектурном форуме, две из трех ленинградских работ (авторы И. Мальков и Н. Елкин) представляли школу Хидекеля.
Для нас, студентов младших курсов, эти проекты служили неким манифестом и образцом передовой архитектуры того времени. В дальнейшем Лазарь Маркович с учениками не раз участвовал в международных и отечественных конкурсах. К чести учителя, он никогда не изменял своему кредо и не приспосабливался к новомодным веяниям. Можно рассуждать, что архитектура развивается, меняются стили и направления, а вот здоровый консерватизм и художественное постоянство для творческой личности являются неким тормозом в этом процессе. Но это уже тема иной статьи и дискуссии. Мне же хотелось отметить в творчестве Л. М. Хидекеля это удивительное постоянство как приближение к истинным ценностям, к понятию «красота» – неважно, какой стиль она отражает.
Композиция. 1922 |
Художественное кредо, знания и архитектурный опыт, переданные Лазарем Марковичем своим ученикам приносят свои плоды. Многие из его бывших студентов с благодарностью вспоминают учителя и достойно представляют его школу. Идеи легендарного русского авангарда, так или иначе, сознательно или подсознательно существуют и реализуются в проектах и постройках его учеников.
|