С. Н. Стрижак,
ведущий специалист КГИОП, искусствовед
Фото из архива КГИОП
и Н. Н. Елгазина

«ВОЗНЁССЯ ВЫШЕ ОН…»


К 100-ЛЕТИЮ ВОЗВЕДЕНИЯ «НЕБОСКРЕБА» НА НЕВСКОМ


Здание компании «Зингер». Фотография начала ХХ века. Невский проспект, 28

Среди архитекторов, работавших в Петербурге на рубеже XIX–XX вв., пожалуй, самым титулованным, причем не только в силу графского происхождения, был академик архитектуры Павел Юльевич Сюзор. Почетный член Академии художеств, Санкт-Петербургского и Берлинского архитектурных обществ, этот деятельный человек и незаурядный организатор одновременно возглавлял Общество архитекторов-художников, был учредителем и председателем множества других организаций, съездов и комиссий. По прошествии времени становится все более очевидно, что Сюзор – личность поистине пассионарная. Архитектор немало строил в Петербурге, в том числе на Невском проспекте и в непосредственной близости от главной столичной магистрали. На счету Павла Юльевича реализованные проекты целого ряда построек по берегам Екатерининского канала: это и жилой дом № 15, и открывающееся на канал огромной аркой оконного проема здание Первого общества взаимного кредита (д. № 13), это и Пассаж Ратькова-Рожнова по другую сторону Невского проспекта (д. № 24).


Вестибюль парадной лестницы.
Фотография начала ХХ века

В 1902 г. П. Ю. Сюзор получает заказ на проект здания на углу Невского пр. и наб. Екатерининского канала для Акционерного общества «Мануфактурная компания Зингер». Всемирно известная фирма, решив наладить выпуск швейных машин в России, сочла необходимым разместить в Петербурге свою главную контору и открыть центральный магазин. Этот проект стал этапным в творческой биографии архитектора. Именно на этом объекте впервые в России в качестве несущей конструкции применен металлический каркас. Постройка стала новацией для мастера не только в конструктивном отношении, но и в стилистическом: Сюзор выступает здесь как приверженец модерна. И даже по назначению новое здание не будет иметь аналогов в Петербурге той поры. Поражает способность архитектора осваивать новое, ведь к моменту окончания этого строительства Сюзору исполнилось шестьдесят (!) лет.
Заплатив за участок вместе с существовавшей на этом месте постройкой свыше миллиона рублей, компания «Зингер» намеревалась извлечь из проекта максимальную прибыль. В многоэтажном здании, помимо торговых залов и складов, предполагалось разместить множество небольших конторских помещений, чтобы сдавать внаем. В Петербурге таких сооружений в ту пору не было, и, говоря современным языком, здесь планировалось создать многопрофильный бизнес-центр. Однако уже после приобретения участка иностранцы были немало озадачены существующими в Петербургском строительном уставе ограничениями по высоте в 11 саженей (около 22 м) для возводимых в центре города построек. Это означало, что идея удивить российскую столицу высотным зданием по образцу чикагских небоскребов была неосуществима.


Вал правления компании «Зингер»
(в процессе реставрации)

Архитектору удалось блестяще справиться с задачей максимально рациональной застройки. Согласно проекту, участок по периметру компактно застраивался шестиэтажными корпусами с мансардным этажом над ними. Поперечный флигель образовывал два внутренних двора. Для оптимального использования пространства оба двора на уровне второго этажа перекрыли остекленной крышей, в результате один из них, как отмечали современники, был «обращен в прекрасный зал», а другой использовался «для промышленных целей». Прогрессивная конструктивная основа, использованная при возведении здания – металлический каркас с кирпичными заполнениями на цементном растворе, несущий железобетонные перекрытия, – также способствовала экономии площадей. В результате стены были освобождены от функции несущих


Площадка парадной лестницы

конструкций и получились тонкими. К тому же каркас позволил прорезать их огромными окнами. На лицевых фасадах архитектор сгруппировал оконные проемы трех центральных этажей в стройные аркады, подчеркнув вертикальные акценты, но создать образ высотного здания должна была башня-фонарь.
При согласовании проекта Городская Управа усомнилась в правомочности возведения над зданием высотной доминанты. После рассмотрения в Академии художеств идея получила поддержку. В первоначальных эскизах угловая башня – купол с фонариком и небольшим шпилем – имела усложненные формы с обилием мелких деталей и была еще вполне эклектичной. Однако по мере работы над сооружением П. Ю. Сюзор дорабатывал проект купола, увязывая его с архитектурным окружением и одновременно делая более выразительным. При внимательном рассмотрении существующей башни, увенчанной глобусом, можно проследить за ходом творческой мысли архитектора. В конструкции из металла и стекла с предельной обнаженностью выражена идея торжества технического прогресса, которую она символизирует.


Интерьер парадной лестницы

Ее подчеркнуто современная конструкция кажется полной противоположностью классическому куполу А. Н. Воронихина над Казанским собором. Однако и в том, и другом случае на поверхности ребра, причем форма металлического завершения сюзоровского купола, по сути, является увеличенной репликой фонарика с яблоком над воронихинским. Несомненно также, что необычная геометрия сильно вытянутого купола соотнесена Сюзором с формами увенчанных главками шатров храма Воскресения Христова, открывающегося в перспективе Екатерининского канала (арх. А. А. Парланд).
Внушительно и благородно смотрится рустованная облицовка фасадов из полированного красного мелкозернистого гранита на уровне первых двух этажей (выше идет полированный серый гранит). В металлодекоре здания (двери, решетки французских балконов) впервые использовалась ковкая бронза. Скульптура фасадов,


Деталь ограждения мансардного этажа

декорированных также мозаичными вставками, была выполнена по моделям А. Г. Адамсона. Фигуры, выполненные в технике выколотки под «зеленую бронзу», образно символизируют предназначение здания: в руках каждой волоокой девы – веретено с тонкой стальной нитью, а подле нее – швейная машина. Угол дома в основании купола украсил американский орел по модели А. А. Обера. Разнообразие дорогостоящих отделочных материалов, высочайшее качество их обработки – во всем этом ощущались и заокеанский размах, и европейский блеск. Здание компании Зингер явило собой один из первых примеров рационального направления в модерне. В то же время Сюзор сумел воплотить в этом проекте принципы синтеза архитектуры и пластических искусств, весьма характерного для этого стиля.
Здание было оборудовано по последнему слову техники. Лифты OTIS развозили по этажам служащих и посетителей. В хранилище ценностей были встроены сейфы системы берлинской фирмы «Панцер». Система отвода дождевой воды без использования водосточных труб на лицевых фасадах состояла из наружных желобов на кровле и внутристенных медных труб, а снег счищался с крыш под действием пара.


Дворовый фасад

Замечательны также интерьеры здания. Современниками по достоинству был оценен крытый стеклянной крышей двор – атриум, столь популярный сегодня у архитекторов, практикующих в центре города. Этот зал мы знаем другим: световой фонарь над ним, имеющий легкую кривизну свода, изнутри закрашен, и ему необходимо вернуть первоначальный облик. Выделяется своим убранством главная лестница с ее ограждениями, где черный металл сочетается с ковкой бронзой. Изысканный растительный орнамент стиля модерн повторен в ограждениях лифтовых шахт. Все детали здесь интересны – например, дверные и оконные бронзовые приборы. Даже рычаг оконного шпингалета повторяет классическую линию интернационального модерна (т. н. «удар бича»).


Фрагмент отделки лицевого фасада

Среди интерьеров здания есть и такие, что известны немногим. Это «святая святых» – помещения главной конторы компании в мансардном этаже, прилегающие к угловой подкупольной части здания, и перекрытый бетонным коробовым сводом большой зал, расположенный вдоль канала. Кривизна свода начинается с очень низкой отметки, к тому же его основание не выделено архитектором. В итоге создается впечатление, будто он, подобно органической форме, прорастает из стен, мягко оплывая и обволакивая пространство зала. Световой фонарь дополняет впечатление уникальности помещения. Перегородки и двери в зале и смежном с ним холле отделаны красным деревом. И в решении объемно-пространственных задач, и в прорисовке дверных переплетов в этой части здания почерк Сюзора как мастера стиля модерн становится отточенным.
Зодчий создал рукотворный памятник себе, возведя «небоскреб» на Невском проспекте – здание уникальное во многих отношениях. Он надеялся, что градоформирующее значение этой постройки со временем может возрасти. В октябре 1904 г. в СПб обществе архитекторов был заслушан доклад и прошли прения по вопросу засыпки Екатерининского канала. П. Ю. Сюзор выступил активным сторонником этого предложения, ведь, осуществись этот проект, и дом компании Зингер оказался бы как раз на пересечении Невского проспекта и новой магистрали.


Оконные приборы

От редакции.
Сохранение архитектурно-исторического наследия в таком мегаполисе, каковым является северная столица, представляет собой комплексную и невероятно сложную проблему. При этом ее постановка не должна замыкаться в чисто искусствоведческих или узко реставрационных рамках. Даже если это касается исторического центра, то лишь в самых исключительных обстоятельствах можно вести речь об абсолютной «консервации» архитектурного памятника. Технический прогресс, все более стремительная трансформация экономических и социальных условий жизни города, расширение круга и появление новых сегментов гражданских потребностей объективно способствуют процессу приспособления многих градостроительных шедевров для решения современных задач.
Петербургское агентство недвижимости (ПАН) за 8 лет своей работы на риэлторском рынке, накопило немалый опыт управления такими объектами,


Вид на зал правления из холла

проектами их воссоздания и реконструкции. По словам генерального директора фирмы А. В. Исаева, принцип «не навреди» остается главенствующим при формировании современной бизнес-среды в исторических зданиях. Примером такого подхода должен стать и новый торгово-офисный центр в бывшем доме компании Зингер, которое ПАН арендует у города. Ровно век назад в самом центре имперской столицы распахнулись двери этого здания. Уже в самом проекте оно предназначалось как для торгово-производственных нужд самой зарубежной фирмы, так и под размещение сторонних контор на условиях найма. В этом смысле дом Зингера явился первым бизнес-центром в отечественной истории градостроительства. Сегодня, когда во многом искусственно нагнетавшиеся страсти вокруг переезда отсюда Дома книги и издательств несколько улеглись, подошло время размеренной и многоплановой работы с оглядкой на перспективу. После реставрационного ремонта и реконструкции, которые уже начались, плата за здешние офисы будет отнюдь не малой. В агентстве рассчитывают, что среди арендаторов появятся крупные деловые, финансовые и торговые структуры. Это позволит наполнить жизнь исторической постройки изначальным содержанием.

>> К СОДЕРЖАНИЮ >>