Л. А. Одинцова,
главный архитектор проекта

М. Г. Колотов,
Заслуженный работник культуры РФ


ДОМ ДЕРЖАВИНА
История и Реставрация


Уникальность Санкт-Петербурга состоит в том, что здесь на протяжении трёх столетий были созданы и до настоящего времени сохранились практически все типологические образцы садов и парков, отражающие основные этапы развития как русского, так и европейского садового искусства.

В числе памятников истории и культуры, реставрация которых была приурочена к празднованию 300-летия Санкт-Петербурга, значился и комплекс зданий бывших владений Гаврилы Романовича Державина на наб. Фонтанки, д. 118.

Ядром усадьбы (одной из немногих, сохранившихся в городе с конца XVIII в.) выступает бывший господский дом, каменный и первоначально двухэтажный. Его в 1791 г. супруги Державины купили у жены сенатора М. П. Захаровой. На тот момент здание было отстроено «вчерне» и не имело внутренней отделки. Занимался проектом архитектор Г. П. Пильников. К 1794 г.
оформление интерьеров завершилось. Тогда, кстати, и появились пристроенные к центральному


План 1-го этажа дома Державиных. Копия чертежа 1814 г.

корпусу двухэтажные каменные флигели – конюшенный (западный) и кухонный (восточный), обращенные торцами в сторону набережной, – построенные тем же Пильниковым. Позднее, где-то в 1803–06 гг. к центральному объему господского дома сделали две пристройки: западное крыло с роскошным двусветным залом «Беседа», в котором с 1811 г. регулярно собирались члены общества «Беседа любителей русского слова», с домашним театром и восточное крыло, отведенное под большую столовую. В те же годы к торцам служебных флигелей пристроили двухэтажные павильоны, соединенные прекрасной колоннадой. Похожая колоннада обрамляла и внутренний двор. Так и сформировался первоначальный облик усадьбы. Надо отметить, что если «вчерне» господский дом был построен Пильниковым, то автором оформления его интерьеров, судя по


Аванзал. Первый этаж дома Державиных. До реставрации

имеющимся свидетельствам, был близкий друг (а впоследствии и свойственник) Гаврилы Романовича – Н. А. Львов. Сам Державин с нарочитой скромностью писал в своем стихотворении «Приглашение к обеду», будто бы дом его «не нарядный, без резьбы, злата и сребра и все его богатство, приятный только вкус, опрятство». Однако немногие сохранившиеся документы говорят о том, что интерьеры державинской обители отличались богатым убранством. В аванзале и двусветном зале, гостиных, столовых, спальнях и кабинетах имелись колонны и пилястры, облицованные искусственным мрамором. Радовали взоры гостей штофная обивка стен, живописные плафоны, сплетенные из соломы и расшитые цветной шерстью панно, шкафы красного дерева, барельефы на стенах, люстры, зеркала и изразцовые печи.


Аванзал. Первый этаж дома Державиных. После реставрации

Словом, в плане внутренней отделки дом слыл одним из наиболее ярких и примечательных.
После смерти Державина в 1816 г. и кончины его второй жены в 1842 г. дом поэта и вся усадьба были проданы в 1846 г. Римско-католической духовной Коллегии. Та немедленно приступила к перестройке дома и приспособлению его под свои канцелярии, архивы и квартиры служащих. Руководили этими работами арх. А. М. Горностаев и В. И. Собольщиков. По их проектам на один этаж надстроили центральную часть господского дома и расширили служебные флигели. Колоннаду, соединявшую павильоны на набережной, разобрали и заменили чугунной оградой на высоком цоколе, ликвидировав заодно и еще одну, обрамлявшую внутренний двор. Изменена была и отделка фасадов господского дома и флигелей.


Зал «Беседа». Первый этаж дома Державиных. После реставрации

Подверглись переделке и интерьеры. Изменилась их планировка, была сломана одна из внутренних лестниц, появились новые перегородки: одни проемы были заложены, другие заново пробиты. При этом оказалась утрачена значительная часть внутренней отделки. Помещение уничтоженного домашнего театра занял архив коллегии. В основном перестройки дома, связанные с приспособлением его для нужд Коллегии, завершились к 1850 г., но отдельные работы производились и позднее. Последним серьезным новшеством, привнесенным в ансамбль усадьбы, стала надстройка третьих этажей на двух павильонах, выходящих на набережную, произведенная в 1901 г. арх. Л. П. Шишко.
После 1918 г., когда Римско-католическая духовная Коллегия прекратила существование, новые власти долго решали, каким образом использовать ставший бесхозным архитектурный памятник. В конце концов, в 1924 г. его превратили в обычный жилой дом с десятками густонаселенных коммуналок. Естественно, этому сопутствовали новые перепланировки и едва ли не полное исчезновение еще сохранившихся к тому времени остатков художественной отделки. По видимому, как раз тогда в двусветном зале «Беседа» появилось встроенное перекрытие, а хоры, колонны и пилястры были уничтожены. В таком плачевном состоянии, все


Голубая гостиная. Второй этаж дома Державиных. До реставрации

более и более теряя исторический облик, дом Державиных пребывал до середины 1990-х гг. Положение изменилось лишь после решения Правительства о передаче усадьбы со всеми постройками Всероссийскому музею А. С. Пушкина для создания в нем филиала, посвященного жизни и творчеству Державина и русской словесности его поры. Проект воссоздания дома был исполнен в 2000–01 гг. группой специалистов института «Ленпроектреставрация» в составе гл. арх. проекта Л. А. Одинцовой, арх. Л. И. Беловой, Г. Б. Колоницкого, О. К. Лавровой, вед. инж. Н. Н. Степановой, инж. Н. А. Полушкиной и специалиста по ландшафтной архитектуре Е. Д. Майоровой. Общее научно-техническое руководство проектом осуществлял главный архитектор «Ленпроектреставрации» М. Г. Колотов. Разумеется, перед проектированием выполнялись обмер и техническое обследование здания, и уже в 2001 г. началось производство реставрационных работ. Так как обследование показало неудовлетворительное состояние основных несущих конструкций, то стропильная система и межэтажные перекрытия были заменены. Была выполнена гидроизоляция фундаментов, подвалов и кладки стен. Эту работу произвело ООО «Подземстройреконструкция» (директор В. А. Лукин). Полностью заменены все инженерные сети с устройством новых Т. П., теплоцентра и электрощитовой. Спроектировали лифты и приспособления, облегчающие посещение музея инвалидам.


Голубая гостиная. Второй этаж дома Державина. После реставрации

Что же касается собственно архитектурного раздела проекта, то здесь к реставрации фасадов и интерьеров господского дома и флигелей пришлось подойти дифференцированно. Вернуть фасадам их первоначальный облик не представлялось возможным, так как для этого требовалось разобрать верхние этажи центральной части самого дома и павильонов на набережной. Поэтому пришлось ограничиться их реставрацией на период до 1918 г. (в основном на время владения усадьбой Римско-католической духовной Коллегией). Была воссоздана отделка: лепнина, тяги, балюстрады. Удалось восстановить исторический рисунок дверей и ворот и капитально отреставрировать художественную чугунную ограду на набережной. Зато при реставрации интерьеров было сделано все возможное, чтобы устранить позднейшие искажения и возвратить им планировку, объемно-пространственное решение и даже оформление, которые они имели до перехода дома Державиных во владение Римско-католической духовной Коллегии.
Опираясь на результаты натурных изысканий и чертежи кон. XVIII – нач. XIX вв. (особенно ценными оказались копии поэтажных планов 1814 г.), проектировщики предусмотрели устранение позднейших переделок. В ходе реализации проекта были разобраны перегородки, появившиеся во второй половине XIX и в XX вв., раскрыты заложенные проемы, удалено встроенное перекрытие двусветного зала, воссоздана разобранная внутренняя лестница. Итогом явилось восстановление первоначальной планировки обоих этажей державинского дома.


Соломенная гостиная. Второй этаж дома Державиных. После реставрации

Значительно сложнее оказалось хотя бы частично восстановить оформление интерьеров, тем более что иконография по ним была крайне скудна. Все же, собирая по крупицам исходные материалы: описи, записки современников и т. д., привлекая аналоги из других интерьеров, созданных Львовым, удалось воссоздать убранство многих парадных помещений. В частности, в Соломенной гостиной, благодаря искусству художников по тканям Е. Шнайдер и Е. Пластун, были заново исполнены соломенные панно, расшитые многоцветными миниатюрами (от которых она и получила свое название). В зале «Беседа», вновь ставшем двусветным, появились хоры, зеркала, колонны и пилястры желтого искусственного мрамора. Рисунок современника Державина – А. П. Кожевникова помог восстановить кабинет поэта со шкафами красного дерева (в том числе и маскирующими двери), расставленными вдоль стен помещения. Восстановлено и оригинальное убранство гостиной «Диванчик» на втором этаже, с задрапированным тканью шатром. Возродился и интерьер маленького, но уютного и нарядного домашнего театра, рассчитанного на 50 зрителей. Разумеется, в процессе этой работы бережно сохранялись и тщательно реставрировались дошедшие до нас фрагменты старой отделки. Среди них особенно интересны гипсовые барельефы работы Ж. Д. Рашетта в аванзале и столовой первого этажа, карнизы и штукатурные тяги. Случайно обнаруженное резное золоченое завершение рамы, обрамлявшей штофную обивку стены, послужило образцом при изготовлении подобных рам в Голубой гостиной первого этажа. Изразцовые печи в доме Державиных также были сохранены, хотя и относятся уже ко второй половине XIX в., т. е. ко времени Римско-католической духовной Коллегии, а позже не раз переносились из одних помещений в другие. Однако, учитывая их историко-художественную ценность, решено было печи сохранить и вернуть на прежние места. Хотя лишь в кабинете Державина и Соломенной гостиной их первозданный облик на основании описаний и изображений был воссоздан во всех деталях, в итоге, в результате проведенной скрупулезной работы, удалось, не прибегая к домыслам, придать большинству парадных помещений дома Державиных облик, максимально приближенный к их изначальному виду.


Кабинет Г. Р. Державина. Второй этаж
дома Державиных. После реставрации


Гостиная «Диванчик». Второй этаж дома Державиных после реставрации

Все реставрационные работы, как общестроительные, так и отделочные, осуществляли ООО «Ника» (генеральный директор Н. И. Комкова) и РБМ «Реконструкция» (генеральный директор И. Н. Раскопин). Активное участие в реставрации на всех ее этапах принимала дирекция Всероссийского музея А. С. Пушкина – в первую очередь, зам. директора Т. Н. Мохова и инженер Т. А. Соловьева. Результатом большой совместной работы стало открытие 28 мая 2003 г. в возрожденном доме Державина нового мемориального и литературного музея. Так к своему юбилею Петербург получил в подарок и восстановленный памятник архитектуры, и новый интересный музей.
Но это еще не финал. Сейчас успешно реализуется проект реставрации четырех служебных корпусов, построенных Римско-католической коллегией на заднем («черном») дворе усадьбы. Там будут размещены реставрационные мастерские, помещения для иногородних исследователей, различные культурно-просветительские учреждения. На том участке, где во времена Державина находилась оранжерея, будет построено современное литературное кафе. Все эти работы намечено закончить в 2006 году. К этому же сроку приурочивается и завершение реставрации усадебного сада. Но главное уже сделано. Центр усадьбы, его доминанта – дом Г. Р. Державина, – возрожден и радушно встречает многочисленных посетителей.


>> К СОДЕРЖАНИЮ >>