Л. А. Одинцова,
главный архитектор проекта М. Г. Колотов, ДОМ ДЕРЖАВИНА Уникальность Санкт-Петербурга состоит в том, что здесь на протяжении трёх столетий были созданы и до настоящего времени сохранились практически все типологические образцы садов и парков, отражающие основные этапы развития как русского, так и европейского садового искусства. В числе памятников истории и культуры, реставрация которых была приурочена к празднованию 300-летия Санкт-Петербурга, значился и комплекс зданий бывших владений Гаврилы Романовича Державина на наб. Фонтанки, д. 118. Ядром усадьбы (одной из немногих, сохранившихся в городе с конца XVIII в.) выступает бывший господский дом, каменный и первоначально двухэтажный. Его в 1791 г. супруги Державины купили у жены сенатора М. П. Захаровой. На тот момент здание было отстроено «вчерне» и не имело внутренней отделки. Занимался проектом архитектор Г. П. Пильников. К 1794 г.
корпусу двухэтажные каменные флигели – конюшенный (западный) и кухонный (восточный), обращенные торцами в сторону набережной, – построенные тем же Пильниковым. Позднее, где-то в 1803–06 гг. к центральному объему господского дома сделали две пристройки: западное крыло с роскошным двусветным залом «Беседа», в котором с 1811 г. регулярно собирались члены общества «Беседа любителей русского слова», с домашним театром и восточное крыло, отведенное под большую столовую. В те же годы к торцам служебных флигелей пристроили двухэтажные павильоны, соединенные прекрасной колоннадой. Похожая колоннада обрамляла и внутренний двор. Так и сформировался первоначальный облик усадьбы. Надо отметить, что если «вчерне» господский дом был построен Пильниковым, то автором оформления его интерьеров, судя по
имеющимся свидетельствам, был близкий друг (а впоследствии и свойственник) Гаврилы Романовича – Н. А. Львов. Сам Державин с нарочитой скромностью писал в своем стихотворении «Приглашение к обеду», будто бы дом его «не нарядный, без резьбы, злата и сребра и все его богатство, приятный только вкус, опрятство». Однако немногие сохранившиеся документы говорят о том, что интерьеры державинской обители отличались богатым убранством. В аванзале и двусветном зале, гостиных, столовых, спальнях и кабинетах имелись колонны и пилястры, облицованные искусственным мрамором. Радовали взоры гостей штофная обивка стен, живописные плафоны, сплетенные из соломы и расшитые цветной шерстью панно, шкафы красного дерева, барельефы на стенах, люстры, зеркала и изразцовые печи.
Словом, в плане внутренней отделки дом слыл одним из наиболее ярких и примечательных.
Подверглись переделке и интерьеры. Изменилась их планировка, была сломана одна из внутренних лестниц, появились новые перегородки: одни проемы были заложены, другие заново пробиты. При этом оказалась утрачена значительная часть внутренней отделки. Помещение уничтоженного домашнего театра занял архив коллегии. В основном перестройки дома, связанные с приспособлением его для нужд Коллегии, завершились к 1850 г., но отдельные работы производились и позднее. Последним серьезным новшеством, привнесенным в ансамбль усадьбы, стала надстройка третьих этажей на двух павильонах, выходящих на набережную, произведенная в 1901 г. арх. Л. П. Шишко.
более и более теряя исторический облик, дом Державиных пребывал до середины 1990-х гг. Положение изменилось лишь после решения Правительства о передаче усадьбы со всеми постройками Всероссийскому музею А. С. Пушкина для создания в нем филиала, посвященного жизни и творчеству Державина и русской словесности его поры. Проект воссоздания дома был исполнен в 2000–01 гг. группой специалистов института «Ленпроектреставрация» в составе гл. арх. проекта Л. А. Одинцовой, арх. Л. И. Беловой, Г. Б. Колоницкого, О. К. Лавровой, вед. инж. Н. Н. Степановой, инж. Н. А. Полушкиной и специалиста по ландшафтной архитектуре Е. Д. Майоровой. Общее научно-техническое руководство проектом осуществлял главный архитектор «Ленпроектреставрации» М. Г. Колотов. Разумеется, перед проектированием выполнялись обмер и техническое обследование здания, и уже в 2001 г. началось производство реставрационных работ. Так как обследование показало неудовлетворительное состояние основных несущих конструкций, то стропильная система и межэтажные перекрытия были заменены. Была выполнена гидроизоляция фундаментов, подвалов и кладки стен. Эту работу произвело ООО «Подземстройреконструкция» (директор В. А. Лукин). Полностью заменены все инженерные сети с устройством новых Т. П., теплоцентра и электрощитовой. Спроектировали лифты и приспособления, облегчающие посещение музея инвалидам.
Что же касается собственно архитектурного раздела проекта, то здесь к реставрации фасадов и интерьеров господского дома и флигелей пришлось подойти дифференцированно. Вернуть фасадам их первоначальный облик не представлялось возможным, так как для этого требовалось разобрать верхние этажи центральной части самого дома и павильонов на набережной. Поэтому пришлось ограничиться их реставрацией на период до 1918 г. (в основном на время владения усадьбой Римско-католической духовной Коллегией). Была воссоздана отделка: лепнина, тяги, балюстрады. Удалось восстановить исторический рисунок дверей и ворот и капитально отреставрировать художественную чугунную ограду на набережной. Зато при реставрации интерьеров было сделано все возможное, чтобы устранить позднейшие искажения и возвратить им планировку, объемно-пространственное решение и даже оформление, которые они имели до перехода дома Державиных во владение Римско-католической духовной Коллегии.
Значительно сложнее оказалось хотя бы частично восстановить оформление интерьеров, тем более что иконография по ним была крайне скудна. Все же, собирая по крупицам исходные материалы: описи, записки современников и т. д., привлекая аналоги из других интерьеров, созданных Львовым, удалось воссоздать убранство многих парадных помещений. В частности, в Соломенной гостиной, благодаря искусству художников по тканям Е. Шнайдер и Е. Пластун, были заново исполнены соломенные панно, расшитые многоцветными миниатюрами (от которых она и получила свое название). В зале «Беседа», вновь ставшем двусветным, появились хоры, зеркала, колонны и пилястры желтого искусственного мрамора. Рисунок современника Державина – А. П. Кожевникова помог восстановить кабинет поэта со шкафами красного дерева (в том числе и маскирующими двери), расставленными вдоль стен помещения. Восстановлено и оригинальное убранство гостиной «Диванчик» на втором этаже, с задрапированным тканью шатром. Возродился и интерьер маленького, но уютного и нарядного домашнего театра, рассчитанного на 50 зрителей. Разумеется, в процессе этой работы бережно сохранялись и тщательно реставрировались дошедшие до нас фрагменты старой отделки. Среди них особенно интересны гипсовые барельефы работы Ж. Д. Рашетта в аванзале и столовой первого этажа, карнизы и штукатурные тяги. Случайно обнаруженное резное золоченое завершение рамы, обрамлявшей штофную обивку стены, послужило образцом при изготовлении подобных рам в Голубой гостиной первого этажа. Изразцовые печи в доме Державиных также были сохранены, хотя и относятся уже ко второй половине XIX в., т. е. ко времени Римско-католической духовной Коллегии, а позже не раз переносились из одних помещений в другие. Однако, учитывая их историко-художественную ценность, решено было печи сохранить и вернуть на прежние места. Хотя лишь в кабинете Державина и Соломенной гостиной их первозданный облик на основании описаний и изображений был воссоздан во всех деталях, в итоге, в результате проведенной скрупулезной работы, удалось, не прибегая к домыслам, придать большинству парадных помещений дома Державиных облик, максимально приближенный к их изначальному виду.
Все реставрационные работы, как общестроительные, так и отделочные, осуществляли ООО «Ника» (генеральный директор Н. И. Комкова) и РБМ «Реконструкция» (генеральный директор И. Н. Раскопин). Активное участие в реставрации на всех ее этапах принимала дирекция Всероссийского музея А. С. Пушкина – в первую очередь, зам. директора Т. Н. Мохова и инженер Т. А. Соловьева. Результатом большой совместной работы стало открытие 28 мая 2003 г. в возрожденном доме Державина нового мемориального и литературного музея. Так к своему юбилею Петербург получил в подарок и восстановленный памятник архитектуры, и новый интересный музей. |