АВТОРСКОЕ НАЧАЛО
ЗУРАБ ЦЕРЕТЕЛИ ЧЕЛОВЕК МИРА |
|
Зураб Церетели за работой |
Живопись разных лет |
Кто-то посчитает его баловнем судьбы, кто-то поразится, пожалуй, чисто кавказскому творческому долголетию… Возможно, вам покажется, что только неизменная политкорректность нынешнего президента Российской Академии художеств способствовала его умопомрачительной карьере и великому успеху. Все будут неправы. Ибо лишь неимоверное трудолюбие Церетели, помноженное на особый талант, стало основой его уверенного восхождения на пьедестал величайших мастеров искусства всех времен и народов.
Композиции, выполненные в технике объемной эмали, 2002-04 гг. |
Это удивительное сочетание в творчестве будущего Президента РАХ проявилось еще в годы учебы в Тбилисской академии художеств. Формирование мастера происходило в атмосфере, неповторимой по насыщенности и разнообразию контактов различных культур. Преподававшие тогда в Тбилиси ссыльные петербургские художники: известные Шухаев, Шебуев, Шарлемань – встретились с новыми художественными идеями, что привез из Парижа Гудиашвили, восприняли их и сумели передать своим ученикам наряду с традициями школы искусств северной столицы. С другой стороны, середина прошлого столетия стала временем одного из высших подъемов в истории многотысячелетней культуры Грузии. Она, в свою очередь, неизменно отличалась как восприимчивостью к новому, так и особой стойкостью в сохранении своего исторического характера. На стыке таких событий возник синтез особенностей искусства России, Запада и Востока.
Впоследствии это не однажды находило яркое выражение в работах Зураба Церетели. На долгие годы его творчество приобрело открытость всему миру, многим увлечениям, свободу от какой-либо ограниченности и догматики. Получив великолепное художественное образование в петербургском духе, З. К. Церетели воспитал в себе то уважение к классической традиции, которое исповедует до сего дня. Кроме того, художник во всей полноте почувствовал необходимость борьбы за собственную индивидуальность с возможностью опоры одновременно на ценности народного творчества и самого современного искусства.
В 1952 году с дипломом живописца Церетели был приглашен на работу художником-архитектором в Институт истории, археологии и этнографии Академии наук Грузинской ССР. Это подарило выпускнику Тбилисской академии уникальную возможность непосредственно прикоснуться к истории и истокам культуры родной Грузии во время многочисленных экспедиций. Уже с той поры в творчестве мастера отчетливо зазвучали народные декоративные мотивы. Причем проявляется это в самых разных, порой редких и неожиданных сочетаниях. Возможно, именно эта особенность творчества Церетели стала основой громкого успеха, который сопровождал монументальные работы мастера в Пицунде, Адлере, Тбилиси и позднее в Москве, где, став главным художником МИД СССР, он оформлял интерьеры наших посольств по всему миру, а затем работал в качестве главного художника Олимпиады-80.
Монумент,посвященный борьбе со СПИДом средствами искусства, является символом Всемирного Фонда борьбы со СПИДом, 2004 г., бронза |
Скульптурная композиция «Рождение Нового человека», 1995 г. Севилья, Испания, бронза |
Достаточно вспомнить грандиозный мозаичный куб тбилисского Дворца профсоюзов, испещренный древними знаками, которые повествуют об устройстве мироздания и сущности бытия, витражами в интерьерах, где в магическом танце кружатся фигуры оленей, нарисованные в духе древних кавказских традиций. Возьмите мозаики Дома политпросвещения в Тбилиси или мастерской художника в Багеби, бьющиеся многоцветными волнами и превращающие фасады в нечто живое и одухотворенное. Композицию «Коралл» в Адлере, которую создал Церетели, уже другой величайший художник ХХ века Сикейрос в свое время назвал «лучшим воплощением пламени в мировом монументальном искусстве».
Важно понять, что перечисленные произведения создавались в последней трети прошлого века, когда отечественная архитектура переживала острейший кризис. Происходила индустриализация строительства, в числе приоритетных оказалось типовое проектирование – наступала эпоха безликих городов и скучных архитектурных ансамблей, микрорайонов стандартной застройки и домов-близнецов. Для архитектуры это не сулило никаких перспектив. Поэтому те зодчие, кто стремился к истинному самовыражению, видели возможность спасения жизненной среды, прежде всего, во взаимодействии с художниками.
В тот момент только монументальное искусство сумело взять на себя наделение градостроительных ансамблей зрелищностью и эстетической составляющей. Более всех преуспел в этом процессе взаимодействия архитектурного и изобразительного искусств З. К. Церетели.
В своих работах он обращается к новым темам, часто связанным с классическими или народными традициями, применяет новые или использует привычные материалы в необычных сочетаниях или новым для всех способом.
Католикос-Патриарх Всей Грузии Илья II написал о Церетели: «…Он первым осуществил синтез изобразительного искусства и архитектуры, положил начало взаимосоответствию цвета и скульптуры, объединению монументального и декоративного искусств».
Важнейшая особенность творчества мастера заключается в его мощном созидательном темпераменте. Он непрестанно находится в поиске и полной мобилизации сил. Замыслы Церетели поражают своей неиссякаемостью, а творчество – многообразием. Мозаика, чеканка, скульптура, эмали, живопись, графика, гобелены, дизайн и многое другое. Зураб Константинович славится своей любовью к освоению новых и возрождению утраченных технологий, своей способностью постигать выразительные возможности традиционных материалов.
Монумент в память жертв терроризма во всем мире. Устанавливается в Нью-Йорке, США, С 2000 по 2005 гг. Бронза, сталь, стекло |
В недалеком будущем свой 250-летний юбилей отметит Российская Академия художеств, созданная имп. Елизаветой Петровной по идее, которая принадлежала еще ее великому предку Петру I, а позже преобразованная Екатериной II. Именно здесь совершалось сближение российской и европейской художественных культур, осуществлялись теснейшие контакты с мировым искусством. Утраченные на определенное время, они активно восстанавливаются в последние годы. Об этом свидетельствуют и те факты, что избранный в 1997 г. президентом Российской Академии художеств З. К. Церетели стал также членом т. н. «Академии бессмертных» (Институт Франции), парижской Академии изящных искусств, испанской Академии изящных искусств в Сан-Франциско, лауреатом «Премии мира», присужденной Объединенным комитетом деятелей культуры США.
Благодаря трудам З. К. Церетели вокруг Академии объединяются все художественные силы России. Он последовательно проводит эту идею в жизнь, с редким тактом находя равновесие между традицией и новаторством, классикой и современностью.
Церетели не раз подчеркивал, что именно мастера искусств находятся в той ситуации, когда от их видения мира и отношения к его переустройству зависит облик жизненной среды, и поэтому всегда решительно настаивал на сохранении системы классического художественного образования. Тем более что, несмотря на все противоречивые события прошлого века, у нас в России она выжила в более полной форме, нежели в других странах. Восстановление храма Христа Спасителя в Москве стало наилучшим подтверждением правильности той линии на сохранение классических начал в искусстве, которую избрал в качестве основополагающей президент Академии.
«Прощай», 2004 г., бронза, Иосиф Бродский |
«Порванная струна», бронза, Владимир Высоцкий |
«Воссоздавать порушенное – значительно труднее, чем написать заново…» С этой работой великолепно справились мастера РАХ во главе с ее президентом Зурабом Церетели. Именно Академии художеств было поручено воссоздание всего художественного убранства святыни. Более того, Кафедральный собор Москвы даже приобрел дополнительные помещения, составившие огромный храмовый комплекс, выполненный в лучших традициях русского церковного зодчества», – так отозвался о вкладе мастера в возрождение храма Христа Спасителя Патриарх Московский и Всей Руси Алексий II. Наш земляк и нобелевский лауреат академик Жорес Алферов, в свою очередь написал: «Он обладает невероятной работоспособностью, редкой добротой, страстным стремлением к созданию прекрасного в нашей жизненной среде. Нельзя не отметить его бескорыстие и широко известную благотворительность. В Москве его творчество значительно облагородило облик города, внесло в него утраченные при прошлом режиме черты духовности. Нужно отметить его работу над Парком и Музеем Победы на Поклонной горе, обращение к памяти русской истории в грандиозном монументе царя-реформатора Петра Великого, создание новой жизненной среды в центре Москвы на Манежной площади. Поистине удивительной можно назвать его безвозмездную работу по руководству восстановлением художественного убранства храма Христа Спасителя в Москве – крупнейшего духовного центра в России».
При всей разнообразной и разносторонней работе в качестве президента Российской Академии художеств З. К. Церетели продолжает творить с полной самоотдачей. Его монументальные работы возводятся буквально по всей планете – в России и Грузии, Франции и Италии, Англии и США, Израиле и Сирии, Уругвае и Чили, Норвегии и Японии. В своем творчестве художник откликается на многие важнейшие события, необычайно быстро реагируя на все происходящее в нашем неспокойном мире.
Скульптурная композиция "Добро побеждает зло" Нью-Йорк, США, 1990 г., бронза |
Монумент "Жертвам репрессий" Холокоста в Одессе, 2004 г., бронза |
Скульптурная композиция «Трагедия народов», 1995-96 гг. Поклонная гора, Москва |
Зураб Константинович не только монументалист, создающий произведения грандиозного масштаба. На протяжении всей творческой жизни вплоть до сегодняшнего дня он постоянно занимается живописью, а в последние годы сильно увлекся графикой.
Его видение цвета и чувство пластики с течением лет становятся все свободнее. Церетели не замыкается в каком-то жестком стиле или русле определенного концептуального подхода. Мастер постоянно экспериментирует в живописи, однако основным в этом срезе его творчества, к какому бы сюжету автор ни обращался, остается оптимистичный взгляд на жизнь, стремление передать в ярких красках собственное мироощущение.
Графические работы З. К. Церетели отличаются характерной только для него композиционной основой – плотная и насыщенная, крепко сбитая масса штрихов и линий с четко обозначенными контурами. Так же, как и живопись, графика мастера создала целый мир со своими героями, особым пространством и собственными законами.
Одним из великих достижений З. К. Церетели явилось возрождение техники перегородчатой эмали. Эта работа стала отдельной страницей творчестве художника, и ей было отдано много лет увлеченных и трудных поисков. Образы, переданные в этом жанре, обретают подлинную драгоценность и необычайную долговечность, что ценилось на протяжении долгих веков и сегодня возрождено Церетели.
В скульптуре, создаваемой художником, на особом положении стоит галерея портретов наших великих соотечественников, создавших само понятие российской культуры двадцатого столетия. Среди персонажей этих портретов – давно ушедшие гении, современники и нынешние друзья автора. Их фигуры словно вырастают из плоскости патинированного металла в высоком рельефе, переходящем в круглую пластику. Этот все более расширяющийся скульптурный цикл следует отнести к числу наиболее удачных творческих начинаний мастера.
Редакция благодарит за представленные материалы автора-составителя альбома-каталога «Зураб Церетели. Санкт-Петербург 2005 год» Елену Церетели.