Андрей Ильин


В РУСЛЕ ПЕТЕРБУРГСКИХ
ТРАДИЦИЙ


Генеральный директор
ООО «АрКо»
М. П. Копков

В конце восьмидесятых у российских архитекторов наконец-то появилась возможность работать самостоятельно, вне государственных структур. А такого желания у большинства представителей этого творческого цеха всегда было не занимать. Таким образом, в 1988 г. на базе межвузовского инженерного центра ЛИСИ была организована архитектурная мастерская, где к реальному проектированию привлекались студенты. В декабре 89-го М. П. Копкову выдали разрешение на создание собственной ПТАМ при Петербургской организации Союза архитекторов, и уже буквально в начале следующего года мастерская «АрКо» была зарегистрирована.
В архитектуру приходят по-разному. Особая пластика, утонченность форм, стилевое многообразие и пространственная самовыраженность Петербурга создают некую неповторимую ауру, которая словно призвана формировать творческую личность. Михаилу Павловичу повезло родиться и расти на Васильевском острове, и поэтому с детства у него была возможность созерцать красоты и стараться постичь совершенство подлинных шедевров зодчества. В то же время, триста лет для европейского города – совсем юный возраст. Возможно, как раз в силу этого Санкт-Петербург при всей своей видимой архитектурной завершенности сохраняет пространство для поиска. Хотя, по словам самого М. П. Копкова, в его личном случае роль дополнительного катализатора при выборе будущей профессии сыграло свойственное молодости протестное мышление. Сравнение ярких и самодостаточных работ великих мастеров с безликими новациями времен массовой застройки всегда оказывалось не в пользу последних и только укрепляло в желании сказать собственное авторское слово.

Санкт-Петербург. Храм «Никола на путях». Архитектор Копков М. П.

М. Копков: В архитектурном смысле ничего подобного нашему городу нет нигде в Европе. В какой-то мере соперничать с нами может, пожалуй, лишь Венеция. И здесь я стараюсь быть объективным: даже Париж, который, по мнению классика, стоило бы «увидеть и умереть», во многом уступает Петербургу по архитектурной красоте. Стремление ощутить и понять современную архитектуру как искусство, стараясь создавать, в свою очередь, такое, что окажется достойным нашего города, фактически и побудило пойти учиться на архитектурный факультет Академического института им. И. Е. Репина.
Позднее, уже в составе ЛЕННИИПроекта мне довелось участвовать во многих интереснейших разработках мастерской № 15. Несмотря на непростой для архитектурного творчества период 70-80-х годов, нам, как кажется, удавались очень достойные вещи. И сегодня, по прошествии многих лет, постройки в Сестрорецке, Зеленогорске и Пушкине, осуществленные по нашим тогдашним проектам, воспринимаются близкими по идее и духу к роскошному окружающему ландшафту, исторической застройке, удачно дополняют облик и пластично вписываются в масштабы курортных пригородов Петербурга. Проекты конкретных зданий, включая самые оригинальные, смелые и, подчас, даже спорные, всегда создавались в контексте общей градостроительной задачи.
Именно в этот период конца 80-х работы М. Копкова были отмечены дипломами на IX Всесоюзном смотре творчества молодых архитекторов и на Всесоюзном смотре лучших архитектурных произведений за дома переменной этажности на Петровской набережной Водосливного канала.
Как считает генеральный директор ООО «АрКо» М. П. Копков, в наши дни у его коллег появляется существенно больше возможностей для эксперимента и реализации авторских замыслов, а что касается состязательности, то в архитектуре, как и в каждом творческом процессе, она должна непременно присутствовать. Лично для Михаила Павловича нелегкая, но заслуженная победа с проектом детской школы искусств во всесоюзном архитектурном конкурсе 1986 года стала хорошим стимулом в дальнейшей работе.
М. Копков: По сути, сами мастерские и создавались, чтобы люди могли проявить свою индивидуальность. К примеру, в формате огромного ленниипроектовского коллектива все до известной степени усреднялось. В то же самое время характерной традицией петербургского строительства всегда признавалось именно авторское начало. Причем присущий тому или иному мастеру почерк прочитывается не только в облике хрестоматийных шедевров великих зодчих, но и угадывается в объектах т. н. фоновой застройки.
Еще на самом старте мастерской «АрКо» была поручена разработка комплекса новых построек Тверского госуниверситета. Этот большой проект потребовал немало сил и времени и, по авторской самооценке, удался, но воплотиться ему оказалось не суждено в силу тех экономических и социальных потрясений, которые случились на рубеже восьмидесятых-девяностых годов. Сказались и субъективные причины – смена университетского руководства. В целом, период раннего капитализма крайне неблагоприятно сказался на строительстве многого, что не сулило скорой экономической выгоды. Тем не менее, в мастерской М. П. Копкова не оставили работы над социально ориентированными проектами.
М. Копков: Вскоре будет завершено строительство школы для детей-инвалидов с врожденными поражениями опорно-двигательного аппарата неподалеку от кинотеатра «Москва» на Курляндской улице. Специфическое назначение постройки потребовало специальных проектных решений как по интерьерам, так и по зданию в целом.В этом смысле объект, которым мы начали заниматься еще десять лет назад, является уникальным. В процессе работы многое уточнялось, делались существенные перепланировки, на некоторое время все было приостановлено. И тот факт, что, преодолев всяческие трудности, проект приблизился к фазе окончательной реализации, меня как автора не может не радовать.
Из значительных для мастерской, но пока что не воплощенных проектов Михаил Павлович выделяет комплекс «Анималь», который замышлялся не просто как организованная торговая зона для купли-продажи домашних животных, но также в качестве рекреативного пространства и своего рода центра общения между их хозяевами. Дефолт девяносто восьмого года не позволил осуществить актуальную для огромного города и единственную в своем роде задумку. Аналогичная история получилась и с Рыбным центром. Этот проект представлял собой довольно-таки любопытный вариант решения масштабной градостроительно-планировочной задачи. По задумке, наряду со специализированным супермаркетом и рыбным аукционом, будущий комплекс должен был располагать парковыми зонами и прочими достойными атрибутами центра досуга. Приезжая сюда, человек мог бы, по замыслу авторов идеи, не только отдаться любимому занятию, рыбалке, или посвятить время не менее увлекательному «шоппингу», но и тут же на месте заняться кулинарией, просто отдохнуть и в неформальной остановке пообщаться с «коллегами» по интересам. Правда, не так давно заказчики попросили М. П. Копкова вернуться к этой работе – возможно, появились некоторые перспективы с решением инвестиционной проблемы.
М. Копков: Всегда существует определенный риск воплотить проект лишь в макете, особенно в наше экономически нестабильное время. Это, однако же, не означает, будто автор при малейшей неудачедолжен разочарованно опустить руки.
Сегодня очень благодарной и востребованной для архитекторов темой становится жилье. В собственной практике проектированием для жилищного строительства мне довелось заниматься изначально. Еще в ЛЕННИИПроекте удалось реализовать даже по сегодняшним меркам очень интересный комплекс застройки водосливного канала в Сестрорецке (квартал 14-32), принимать участие в разработке проекта жилых зданий 8-го квартала в Зеленогорске.

Торгово-досуговый центр кв. 6 ЗВЖД. Архитекторы: Копков М. П., Корнев А. В., Новиков-Кищук Г. А., конструктор Мелков М. М.

С 1999 года наша мастерская активно включилась в жилищную тематику. Тогда мы начали заниматься застройкой Варшавской улицы – первоначально 4-м кварталом. В дальнейшем я предложил застройку 6-го квартала. Получился проект достаточно крупного жилого комплекса, который на сегодняшний день уже в значительной мере воплощен, и думаю, что в обозримой перспективе будет реализован полностью. В этой работе мы постарались следовать в русле петербургской архитектурной традиции, выстраивая здания по классической дуге, соблюдая симметричность, делая акцент на деталях, характерных для архитектурного облика города. Ставилась задача не просто застроить определенное «пятно» жилыми домами, а создать такую градостроительную композицию, которая органично впишется в структуру Петербурга. Нашему городу, в отличие от той же Москвы, застраивавшейся в силу исторических обстоятельств непоследовательно и спонтанно, всегда были присущи цельность и ярко выраженная «ансамблевость», в духе чего мы и стремимся проектировать.

Жилой комплекс «Янтарный берег». Интерьер квартиры в «Янтарном береге». Архитекторы: Копков М. П., Новикова-Кищук Н. В.

В случае с «Янтарным берегом» пришлось иметь дело с реконструкцией целого квартала, который на тот момент уже складывался, обладал симметричным построением, хотя и состоял из типовых общежитий. Сквозь него проходит южное пешеходное направление через Аллею героев вплоть до СКК, заканчивающееся в Парке авиаторов. Проект должен был соответствовать градостроительной ситуации, которая обозначилась в микрорайоне, а его решение – подчеркнуть значительность самого места будущей застройки. Прорабатывалось несколько вариантов, но в итоге мы остановились на идее строительства жилого комплекса в форме крупномасштабной дуги, способной зрительно объединить вокруг себя весь квартал, включая два 25-этажных дома, строительство которых уже завершается. По замыслу, эти высотки с успехом будут выполнять функцию фона для «Янтарного берега». Тут же поблизости возводится другое здание в 17 этажей. Поначалу оно казалось несколько выбивающимся из общего композиционного замысла, однако положенная в основу проекта идея позволяет и его сделать элементом ансамбля.
Высотная характеристика домов «Янтарного берега» (7-, 12- и, наконец, 17-этажей) также подчинена задаче создать живую и архитектурно пластичную композицию, в центре которой находится главный портал, призванный акцентировать основную ось постройки.

Жилой комплекс «Северное Сияние». Архитектор Копков М. П.,
конструктор Мелков М. М.

В составе комплекса предусмотрены два больших подземных паркинга, и в целом проект соответствует современным критериям комфортности жилой среды. Такой стороне дела, как благоустройство с созданием на прилегающей территории детских площадок, зон отдыха, было уделено достойное внимание. В наши дни степень активности потребительского спроса на новое жилье во многом определяется в том числе и тем, насколько проектировщиками и строителями учтены инфраструктурные вопросы.
М. Копков: Наши взаимоотношения с заказчиками, как правило, складываются по-деловому. Важно, что сегодняшние инвесторы и застройщики все больше отдают себе отчет в значении архитектурной составляющей нового строительства и, во всяком случае, стараются нам не мешать.

Застройка Варшавской улицы корп. 24.
Архитекторы: Копков М. П., Гапек Е. Н.
Школа на 130 учащихся для детей-инвалидов с нарушениями опорно-двигательного аппарата на Курляндской, д. 29а. Архитектор Копков М. П.

Есть и другая сторона медали. Владельцы «квадратных метров» еще на стадии строительства дома обращаются в мастерскую за проектами планировки своих квартир, что уже приобретает характер тенденции – мы, соответственно, «рисуем интерьеры». Такие заказы, в частности, поступают от хозяев тех квартир в «Янтарном береге», которые по своим размерам и прочим параметрам можно отнести к «элитным».
В портфолио «АрКо» достаточно примеров интересных разработок в сферах строительства общественных зданий, малоэтажного и коттеджного жилья. И все же со временем здесь сосредоточились преимущественно на проектировании многоквартирных домов. Такая специализация весьма актуальна, и потенциал мастерской оказывается стабильно востребованным, причем ведущими операторами петербургского рынка жилищного строительства.

 

>> К СОДЕРЖАНИЮ >>