Елена Козырева
кандидат архитектуры, член Союза архитекторов России и Ассоциации исследователей С.-Петербурга
ЗНАКИ ЭПОХИ |
СТОЛЕТИЕ ИСТОРИЧЕСКИХ ФАСАДОВ ПЕТЕРБУРГСКОГО МОДЕРНА
|
Год постройки – 1905-й… Эти здания создавали новый облик столицы, привлекали внимание как опыт современного строительства в сложившейся среде, развития градостроительных принципов и художественного языка петербургской школы зодчества. Сегодня это признанные образцы архитектуры модерна, характерные частицы исторической ткани и городского пейзажа Петербурга. Фасады этих зданий – своеобразный портрет эпохи, свидетельство прошедшего столетия и объекты реализации стратегии сохранения культурного наследия. |
ВОПРЕКИ КРИЗИСАМ
Политическая реальность, на фоне которой разворачивается архитектурная панорама тех лет, складывалась не в пользу развития строительного рынка. Кризис, достигший к девятьсот пятому году высшей точки напряжения, затронул все стороны жизни российского общества и не мог не сказаться на темпах и объемах строительства.
Однако новостроек в столице в тот год появилось немало. И, оценивая самые заметные из них, нельзя не отметить его как период утверждения новой архитектуры, вдохновленной поиском актуальных форм и средств, взаимосвязи функциональности и эстетики, контекста и преобразования, традиции и новаторства.
В ту пору в Петербурге проектируют и строят признанные мастера Г. В. Барановский, Л. Н. и Ю. Ю. Бенуа, Ф. И. Лидваль, А. Л. Лишневский, Р. Ф. Мельцер, А. фон Гоген, Н. В. Дмитриев, бр. Косяковы, А. Ф. Красовский, Б. И. Гиршович, Н. Я. Порубиновский, И. А. Претро, А. С. Хренов, В. В. Шауб. Энергично включается в архитектурную жизнь столицы молодое поколение – А. Ф. Бубырь, И. П. Володихин, А. И. Дмитриев, А. И. Зазерский, Л. А. Ильин, М. С. Лялевич, О. Р. Мунц. Ряд талантливых имен можно продолжать и далее.
Петербургское общество архитекторов и Общество гражданских инженеров, а также созданное годом ранее Общество архитекторов и художников активно содействуют практическому, научному и художественному развитию зодчества. Наряду с программными и аналитическими статьями в журналах «Строитель» и «Зодчий» публикуется информация широчайшего диапазона, включая строительное законодательство и пропаганду технических новшеств.
Тогда же получает известность диссертация одного из первых теоретиков и идеологов модерна В. П. Апышкова «Рациональное в новейшей архитектуре». Работа и сегодня не утратила актуальность: «Новое направление заключается вовсе не в новых формах, а в новых, свежих, здоровых мыслях, из которых формы вытекают как следствие… Целесообразность, логика, стилистика материала, правда и самобытность составляют отличительные черты произведений …лучших представителей нового движения»(1).
Результаты архитектурных конкурсов по обширной тематике архитектурных объектов (доходный дом, купеческое собрание, биржа, городская трансформаторная подстанция и т. п.) подтверждают высокие критерии профессионализма, на которых основывалась строительная практика тех лет. Творческая полемика, открытое изложение профессиональной и гражданской позиции, эстетических и духовных основ архитектуры составляют важнейшую часть культурной жизни Петербурга 1905 года. Главной задачей выступает создание эстетически полноценной, комфортной и выразительной среды. И ее единство достигается благодаря современным материалам и конструкциям, новым художественным приемам синтеза искусств вместе с творческим переосмыслением исторического наследия и градостроительного контекста.
«Красота города получается не от отдельных построек, а от всего присущего ему стиля. Нам хотелось бы, чтобы едва ли определимый словами, но тем не менее живой и яркий стиль Петербурга… не пропал бесследно, а проник во всю нашу теперешнюю жизнь», – писал А. Н. Бенуа еще в 1902 году на страницах журнала «Мир искусства»(2).
Время подтвердило, что здания, построенные в Петербурге сто лет назад, очень разные по стилевым и образным свойствам, месту и значению в ансамбле города, стали органичной частью «стиля Петербурга».
КРИТИЧЕСКИЙ ВОЗРАСТ
Своеобразие авторского почерка и особое звучание на фоне сложившейся застройки – знаки эпохи, чуткой к художественной самобытности и преобразованию. Но есть качества, которые объединяют эти столь разные объекты – новое понимание целостности городской среды, частью которой являются здания и их фасады, созвучность историческому колориту Петербурга и новым потребностям делового, развивающегося города. Это и бесценный опыт того, как можно и нужно строить – с уважением к месту и окружению, соединяя социальный заказ, неординарное архитектурное решение, гамму выразительных средств и компонентов художественного образа.
Точностью и свежестью решения фасады вносят в городской пейзаж тот необходимый штрих, благодаря которому застройка приобретает свойство цельного, завершенного фрагмента. Выверенное соотношение высот, силуэтных и пластических характеристик согласуется с оригинальными приемами акцентирования фасадов в архитектурном окружении. Эффектные сочетания отделочных материалов, цветов и фактур создают образ, организуют поверхности и пространство. Наряду с тщательно проработанными, рационально распределенными деталями и художественными элементами в ансамбль фасадов включаются витринные конструкции, оконные переплеты, дверные полотна, ворота, металлический декор, вывески. Стилистика и размещение рекламы на фасадах становится одним из свидетельств роли, которую играет архитектор-художник в эстетическом формировании среды.
Столетие – скромный возраст в истории архитектуры, но критический для петербургских фасадов. За прошедший век большинство из них серьезно не ремонтировалось. Время оставило следы старения, утрат, неграмотного переустройства в угоду сиюминутным потребностям. Сказывается инерция разрушительных и нерегулируемых процессов, затрагивающих внешний облик зданий и городской среды.
Программа ремонта и реставрации фасадов Петербурга обещает стать одной из отправных точек в осуществлении стратегии сохранения исторического наследия. Важно, чтобы наряду с применением эффективных методов и технологий восстановительных работ фасадный ансамбль во всей совокупности архитектурных и художественных компонентов, взаимосвязи со средовыми характеристиками окружения и при корректном привнесении современных функций стал предметом целостного подхода.
Десять зданий – десять оригинальных фасадов. Число избранных примеров условно, но и достаточно, чтобы составить картину архитектурного Петербурга 1905 года.
Настоящая статья – всего лишь беглый взгляд на ретроспективу и реальность, повод еще раз отдать благодарную дань культуре и традиции петербургских фасадов и выразить надежду на их возрождение.
1) «Зодчие Санкт-Петербурга. ХIХ – начало
ХХ века», 1998, стр.694
2) «Мир искусства», 1902, № 4
3) Кириков Б. М. «Архитектура петербургского модерна», 2003, стр. 271
Доходный дом Шведской церкви (М. Конюшенная ул., д. №3, арх. Ф.И. Лидваль, 1905; памятник архитектуры федерального значения) |
|
Доходный дом Мельцеров (Б. Конюшенная ул., д.№ 19, арх. Ф.И.Лидваль; 1904-1905, вновь выявленный объект культурного наследия) |
|
Доходный дом Ю.П. Коллана ( Большой пр. В.О., д. № 92, арх. Ф.И. Лидваль, 1905; вновь выявленный объект культурного наследия) Цельность композиции и образа утверждает эстетическую самоценность фасада как произведения архитектуры и искусства. Здание задало масштаб и сохранило свойства акцента на участке поздней застройки. Гранит разных пород и оттенков, глухие плоскости стен с архаическими мотивами орнамента, суровый лаконизм и симметния - черты петербургского звучания северного модерна. |
|
Доходный дом Б.Б. Глазова (Большой пр. В.О., д. № 46/13, арх. В.В. Шауб, 1904-1905; вновь выявленный объект культурного наследия) Здание строилось одновременно с завершением автором застройки площади на Каменноостровском проспекте. Мягкая пластика эркеров, живописный силуэт, высокая кровля углового объема - еще один пример романтической и вместе с тем рациональной трактовки места и роли фасада в городской среде. Визуальной тектонике и гармонии образа способствует сочетание фактурной поверхности, гладких и декорированных участков штукатурной отделки. Чистотой стиля здание украшает проспект. Тем важнее сохранить и восстановить все детали художественной системы - металлическое убранство, рисунок оконных переплетов, дверей, ворот. |
|
Доходный дом Н.В. Безобразовой (наб. канала Грибоедова, д. № 50-54, арх. Ю.Ю. Бенуа на основе премированного конкурсного проекта А.Ф. Бубыря и Л.А. Ильина, 1903-1905; вновь выявленный объект культурного наследия) Пример реконструкции квартала в одной из самых своеобразных частей Петербурга. На треугольном участке между каналом и переулком, с включением существующих корпусов, надлежало разместить многоквартирный дом с торговыми помещениями. Два фасада, единые по высоте, строгой ритмике, сочетанию материалов, цветовой теме - две оригинальных трактовки градообразующей роли здания. Протяженность (160 м по каналу и 80 м по переулку) не производит монотонного впечатления: каждый фасад состоит как бы из нескольких фасадов, согласованных с модулем сложившейся застройки. К "плотному" пространству переулка обращена поверхность терракотово-кирпичной облицовки, нижний ярус заполнен витринами. Фасад вдоль канала, выполненный в штукатурной отделке золотистого оттенка - дань традиционному колориту места. Акцентирование углов цветом и фактурой подчеркивает наиболее эффектные ракурсы здания-квартала, ставшего доминантой городского пейзажа. На фоне завершения ремонтных работ особенно очевидно, что нерегламентированное внедрение типовых стеклопакетов и разнохарактерных конструкций из металлопластика не на пользу рациональной, художественно выверенной фасадной системе. |
|
Доходный дом И.П. Володихина (Средний пр. В.О., д. № 9, арх. И.П. Володихин; вновь выявленный объект культурного наследия) Плоскость, ритм, пропорции: благодаря классической системе выразительных средств фасад на рядовом участке застройки привлекает внимание элегантной простотой и динамикой композиции. Элементы его центральной части - массивный эркер, балкон, окна верхних этажей, люкарна, щипец - вписаны в геометрию острого угла. Это придает гладкой, спокойной поверхности вертикальную устремленность. Окна, объединенный рельефными панелями, подчеркивают движение. Контрастом лаконичному единству основной части фасада выглядит первый этаж в своем современном состоянии: архитектурное решение обеднено переделками витрин и входов, случайным размещением вывесок. |
|
Доходный дом Дернова (ул. Таврическа, д. № 35, арх. М.Н. Кондратьев, 1905; памятник архитектуры регионального значения) Многословные фасады легендарного "дома с башней" ближе к пышному стилизаторству 1890-х гг. Однако сильное градостроительное решение перекрытого куполом углового цилиндра, цельность общей композиции и деталей, включение растительных мотивов в оформление порталов указывают на родство здания с архитектурой модерна. В процессе проводимых ремонтных работ остаются очевидными следы не столько времени, сколько произвола: в пределах этажа можно насчитать до пяти типов современных оконных заполнений, не имеющих ничего общего с изящным рисунком исторических переплетов. |
|
Доходный дом (Каменноостровский пр., д. № 10-12, арх. Д.А. Крыжановский, тех. П.М. Мульханов, 1903-1905; вновь выявленный объект культурного наследия) В застройке двух участков можно увидеть своеобразное продолжение темы курдонера. Единство и строгая уравновешенность лицевых фасадов, связанных оградой, находит продолжение в простой и изящной прорисовке фасадов внутри квартала. Основные мотивы - ясные членения плоскости, фризы, орнаментальные и облицованные, очертания окон и аттиков. Современная надстройка дома № 12 мансардой в значительной мере снижает выразительность силуэта, созданного с учетом масштаба среды и условий восприятия. |
|
Банк с жилыми помещениями (ул. Садовая, д. № 32/1, арх. Н.В. Дмитриев) Фасад дома дал энергичное развитие образа Садовой как средоточие торговой и финансовой жизни столицы. Мощный угловой объем выделяется на всем участке застройки от Невского до Сенной. Связь с историческим контекстом прослеживается в двухъярусной композиции витрин - своеобразном продолжении темы галерей Гостиного и Апраксина дворов. Высотные габариты, ритм, очертания проемов - средства новой трактовки традиционной формы. С учетом коммерческого использования помещений под банк, общество взаимного кредита, магазины и кинематограф, проектом была предусмотрена и организованная система размещения вывесок. Сегодня даже сильнее, чем общее старение фасада, обращает на себя внимание хаос рекламы и стихийного переоборудования. Возвращение к организующему принципу торговой галереи видится одним из инструментов восстановления архитектурного единства и роли фасада в городской среде. |
|
Доходный дом герцога Н.Н. Лейхтенбергского (ул. Б. Зеленина, д. № 28, арх. Ф.Ф. фон Постельс, 1905; памятник архитектуры регионального значения) Здание, признанное "самым оригинальным произведением петербургского модерна" (3) в последнее время привлекает внимание специалистов и признается одним из наиболее заметных объектов фасадной программы. По общей структуре доходный дом весьма типичен, но фасад возвышает его до качества уникального произведения синтеза искусств. Составляющие художественного единства - рациональная архитектурная основа, живой орнаментально-скульптурный слой и мозаичный фриз-панорама, выполненный в мастерской В.А. Фролова. Логике и иллюзорности образа служат новые художественные приемы, тематика и архитектурная трактовка панно. Эффект отражающей живописной поверхности смальты, ее слияние со стеклянными гранями фонарей, "растворение" верхнего яруса фасада в свето-цветовой пространстве используются и как средства взаимосвязи здания с градостроительным окружением. |