Во имя исторической
достоверности

ПРОДОЛЖАЮТСЯ РАБОТЫ ООО «РЕССТРОЙ»
НА РЕСТАВРАЦИИ ОСНОВНЫХ ОБЪЕКТОВ ЦАРСКОГО СЕЛА

Год назад («ДиС» № 3(24) – 2004 г., статья «Золотых дел мастера») мы начали знакомить читателей журнала с историей Екатерининского дворца и деятельностью компании «Ресстрой» в качестве генподрядной организации на реставрации его Антикамер. В тот период о 300-летии Царскосельского музея-заповедника так широко не упоминалось, и сама тема освещалась безотносительно к подготовке этого события, которое приходится на 2011 год.

Наш очередной разговор с генеральным директором ООО «Ресстрой» Г. Л. Кравцом был построен уже в юбилейном ключе. Мы попросили рассказать Геннадия Лазаревича о том, что нового произошло в жизни коллектива за этот год, какие задачи стоят перед ним теперь:
– В настоящий момент мы завершаем реставрацию Южного и Зубовского флигелей в составе архитектурного ансамбля Екатерининского дворца. От того, насколько успешно будет осуществлена эта большая работа, во многом зависит будущее музея в целом. В ходе послевоенных реконструкций и ремонтов оба флигеля, к сожалению, подверглись существенным и, по всем законам реставрации, необоснованным перепланировкам. Дело дошло даже до возведения «лишних» этажей, имели место и другие, мягко говоря, лишние и смелые вмешательства. В частности, было серьезно нарушено авторское цветовое решение интерьеров и т. д.

Теперь в распоряжении реставраторов ООО «Ресстрой»
собственный электронный микроскоп «LEICA»
Художники-реставраторы ООО «Ресстрой» за работой

Перед ООО «Ресстрой» стояла задача возвратить все в границы исторических объемов, комплексно подготовив объекты к дальнейшей реставрации. Одновременно в Южном и Зубовском флигелях была установлена новая система кондиционирования воздуха, соответствующая современным требованиям климатики музеев. По мере осуществления запланированного у дирекции ГМЗ «Царское Село» появится возможность значительно расширить экспозицию Екатерининского дворца. Отреставрированные флигели фактически призваны стать одной из двух его основных музейных площадок. Вопрос их экспозиционного наполнения уже практически ясен.
Прежде, занимаясь восстановлением Золотых анфилад дворца, мы имели дело с техникой, характерной для интерьерного направления в творчестве их автора – Растрелли. Теперь реставрация осуществляется в тех помещениях, которые были оформлены сообразно вкусу, стилевым и композиционным идеям других великих мастеров – Монигетти, Камерона. Уже в силу этого она представляет особый профессиональный интерес, требует качественно иных подходов и технологических решений. В реставрационно-проектном задании заложены всеобъемлющие работы по восстановлению Арабескового, Лионского, Китайского и Купольного залов Екатерининского дворца и, самое главное, личных покоев императрицы, включающих Серебряный кабинет, Табакерку, Опочивальню. Весьма интересным для нас объектом также явилась Галерея Александра I, расположившаяся на первом этаже. В планах «Ресстроя» подготовить ее ко всей дальнейшей реставрации в полном объеме уже в будущем году.

Увы, не все элементы внутреннего убранства дворцовых покоев сохранились до наших дней. Некоторые из них, например, роскошные люстры, украшавшие Китайский зал, были утрачены безвозвратно. Уцелело всего-навсего одно крыло дракона. В такой ситуации остается единственный выход – воссоздание этих произведений декоративно-прикладного искусства на основе глубоко изучения и осмысления всего того иконографического и документального материала, которым располагают наши и музейные специалисты. Задача не погрешить против исторической истины и максимально точно повторить все детали оригинала осуществима только с использованием всего колоссального опыта и современных достижений реставрационной науки и практики. Несмотря на то, что пока еще даже и не обсуждалась финансовая сторона воссоздания китайских люстр, да и, в целом, реставрация флигельных залов может растянуться на долгую перспективу, наши сотрудники с интересом и готовностью взялись за эту работу.

Вторая Антикамера Екатерининского дворца
после реставрации

Занимаясь Антикамерами, мы, действительно, приобрели большой практический опыт, но, правда, уже тогда стали сталкиваться с типичной, как выяснилось, проблемой: как бы досконально ни был проработан проект, по ходу дела непременно открывается много такого, что прежде было абсолютно никому не известно. Реставрация, если следовать принципам научности и достоверности, предполагает систематическую корректировку проектного задания. Аналогичная ситуация сложилась с одним из наших последних объектов. В чертежах, которые изначально служили нашим «руководством к действию» по реконструкции Арабескового зала, он был представлен как прямоугольный. В процессе работ оказалось, что помещение имело все-таки трапециевидную форму, и не учесть этого в дальнейшем – значило бы нарушить суть авторского замысла, во-первых, и осложнить все дальнейшее восстановление зала, во-вторых. Поэтому пришлось срочным порядком обращаться к проектировщикам и настаивать на устранении этого несоответствия. Корректировки потребовало и воссоздание туалетных комнат Екатерины II: наши реставраторы обнаружили, что историческая форма ее окон существенно отличается от того, что предусматривалось в проекте. Был сделан ряд других интересных открытий. Например, когда в процессе расчистки стен Китайского зала отыскались чудом сохранившиеся фрагменты их первой отделки. Это также учитывалось в процессе нашей дальнейшей работы.
В этой связи, на мой взгляд, является очень важным, чтобы процессы реконструкции и реставрации исторических памятников управлялись и осуществлялись одной организацией. Пока же зачастую случается так, что подготовку объекта поручают одной фирме, затем объявляется тендер, в результате которого реставрационные работы осуществляет уже совсем другая. При такой постановке вопроса теряется та преемственность, которая столь необходима как в реставрации, так и в музеефикации. Впрочем, не бывает правил без исключений. И, кстати, нас уже можно поздравить с победой в недавнем конкурсе на будущую реставрацию Арабескового зала.

Живописный плафон второй Антикамеры

Новой страницей своего участия в восстановлении Царского Села, думаю, вправе гордиться весь коллектив ООО «Ресстрой». Между тем, к июлю будущего года будет полностью закончена реставрация всех трех Антикамер. В настоящий момент официально сдана рабочей комиссии одна из них, остались буквально завершающие штрихи в восстановлении второй, плюс чуть больше полугода мы оставляем себе на работы в третьей. Таким образом, все эти залы Екатерининского дворца уже совсем скоро сумеют принимать широкую публику, удивлять многочисленных гостей Царскосельского заповедника своими редкими красотами и выставленными на всеобщее обозрение предметами музейной коллекции.
В случае с Екатерининским дворцом мы имеем невиданные для всей истории мировой архитектуры объемы фасадного золочения. Необходимость его восстановления назрела давно, причем эта задача оправдана как в чисто реставрационном плане, так и с учетом возрастающей представительской функции заповедника. Мало того, Президент России, известный особым отношением к Царскосельскому ансамблю, активно настаивает на ускорении практического решения этого вопроса. Многим известно о факте личного содействия Владимира Путина в передаче в собственность музея 140 кг золота на эти цели.

Интерьеры Екатерининского дворца
в процессе реставрации
Федоровский Государев собор.
Золочение купола.
2005 г.

Этот «золотой запас», безусловно, важен, и сейчас мы имеем в наличии, по крайней мере, материал на реставрацию позолотного декора и скульптуры фасадов дворца. Точнее, это золото в слитках необходимо продать и купить взамен сусальное. Это, правда, одна сторона дела; проект полностью потребует дополнительных и очень мощных финансовых вложений – ориентировочно около 1,5 млрд. рублей, а также, естественно, весьма продолжительного срока реализации. К юбилею Царского Села пока еще можно успеть, но только при том условии, что работа начнется буквально в следующем году. В холода новую лепку и золочение придется проводить в стационарных условиях мастерских. Три оставшихся летних периода, на самом деле, это совсем немного для такой большой работы, и на их протяжении будет преимущественно осуществляться монтаж готовых фасадных элементов, а также «дозолочение» проблемных мест в точках стыков и креплений. Соответственно, к этому предполагается привлечь весь профессиональный ресурс Петербургского реставрационного комплекса. Одних только позолотчиков потребуется 80–100 человек. Поэтому уже сегодня ведутся предварительные переговоры с потенциальными партнерами, если финансирование и осуществление данной работы все-таки начнется.
Уже разработана сметная документация, доводится до кондиции принципиально новая технология изготовления основы под золочение. Вместо рыхловатого гипса, который традиционно использовался для наружной лепнины, но, как известно, плохо держит позолоту, получена субстанция, по своей структуре приближающаяся к мрамору. Безусловно, конечный выбор техник – это дело заказчика и науки. Мы же, в свою очередь, стараемся экспериментально оценить различия и достоинства того или иного материала на элементах утраченных и воссоздаваемых конструкций, смотрим, как позолотный слой поведет себя в условиях капризной и влажной петербургской погоды.

Жены президентов Людмила Путина и Лора Буш (в центре)
в гостях у реставраторов.
4-й слева – директор ГМЗ «Царское Село» И. П. Саутов.
Справа – генеральный директор ООО «Ресстрой» Г. Л. Кравец

Каждая организация по-разному переживает периоды своего становления и роста. Это касается всех сторон дела, в том числе и технической составляющей. То, что могло показаться излишеством на первых порах, с течением лет начинает восприниматься как насущная необходимость. Например, у нас трудятся действительно выдающиеся художники-реставраторы живописи. Рука об руку с воспитанниками классической ленинградской школы, сформировавшейся еще в годы Отечественной войны, сегодня в «Ресстрое» работают молодые люди и мастера среднего поколения. Причем к современному восстановлению произведений изобразительного и декоративно-прикладного искусства, живописной отделки интерьеров предъявляются качественно иные и все более высокие требования. Мастер может быть действительно талантливым и непревзойденным. В то же время, без полноценной экспертизы и глубоко научного изучения предмета реставрации с использованием т. н. щадящих технологий говорить о достоверном и качественном результате не приходится.
Наше недавнее приобретение – электронный микроскоп, оснащенный компьютерным оборудованием и программным обеспечением, специально разработанный фирмой «Лейка» для этих целей, – было сделано по лизинговой схеме. В ином случае нам было бы просто «не потянуть» столь актуальную, но одновременно и очень дорогую покупку. Насколько известно, сейчас в Петербурге оборудованием аналогичных параметров, кроме нас, располагают реставраторы Государственного Эрмитажа и Русского Музея. В дальнейшие планы переоснащения технической базы ООО «Рессторй» также включено приобретение портативной рентгеновской установки. Ее применение наряду с инфракрасным и ультрафиолетовым анализом даст возможность получать и использовать в реставрационных целях максимально достоверную информацию об авторском и каждом последующем слое картин, росписных плафонов и т. д. Когда наши художники занимаются, скажем, иконами для Исаакиевского, Сампсониевского соборов, применение этих технологий позволяет лучше понять автора работы, уловить детали его почерка и уже на самом начальном этапе реставрации увидеть то, что должно получиться в итоге. Дальше все будет зависеть уже от личного профессионализма художника-реставратора.

 

>> К СОДЕРЖАНИЮ >>