Панорамное изображение Янтарной комнаты
Яшмовый кабинет (слева) и Большой зал Агатовых комнат

Борис Игдалов
Директор ООО «Царскосельская янтарная мастерская»,
художник-реставратор
высшей категории

ДРАГОЦЕННЫЕ КОМНАТЫ
ЦАРСКОГО СЕЛА

На протяжении без малого трех столетий Царское Село восхищает даже самых искушенных эстетов своими красотами, произведениями архитектурного, ландшафтно-паркового и декоративно-прикладного искусства. Ярчайшими жемчужинами в комплексе архитектурных шедевров ансамбля сияют два интерьера – Янтарная комната и не столь широко известные, к сожалению, Агатовые комнаты павильона «Холодные бани» на территории Екатерининского парка.
Между тем, именно «Холодные бани» оказались единственным памятником в составе всего дворцово-паркового комплекса, не затронутым разрушениями Великой Отечественной войны. В этом заключается его уникальность и особая художественная ценность.
В 1780–94 гг. Чарльз Камерон создал для Екатерины II в ее царскосельском саду «Греко-римскую рапсодию» – комплекс сооружений наподобие античных терм. В состав этого архитектурного ансамбля вошел павильон с комнатами для отдыха, в декоративном оформлении которого был широко использован цветной камень.

Яшмовый и Агатовый кабинеты, получившие свои названия по основному материалу их отделки, представляют собой редкие образцы интерьера, стены которого облицованы в технике «русской мозаики», то есть пластинами одного и того же природного камня. В декоре этих помещений широко использованы уразовская (известная под названием «мясной агат»), калканская и кошкульдинская яшмы.
Стены Большого зала облицованы искусственным мрамором и декорированы скульптурной отделкой. В мире найдется не много интерьеров, где декоративные приемы были бы представлены в таком количестве и разнообразии. Великолепный паркет выполнен из драгоценных пород дерева, богато украшены живописью и позолоченной лепкой плафоны интерьера. Каменная отделка стен декорирована художественной бронзой. Богатейшее убранство Агатовых комнат дополняют уникальные камины, интерьерные вазы, скульптура.

Мастерская, где вот уже более четверти века реставраторы возрождают традиции высокого камнерезного искусства, расположена в небольшом одноэтажном флигеле на территории Екатерининского дворца в Царском Селе. На основании постановления Правительства РСФСР, изданного в 1979 г., этот коллектив приступил к воссозданию Янтарной комнаты, утраченной в годы II мировой войны. В истории и мировой реставрационной практике у этой большой и серьезной работы не найдется аналогов. Янтарная комната является произведением архитектуры и декоративно-прикладного искусства одновременно. В драгоценной отделке ее интерьера присутствовало сложное сочетание разных видов художественной обработки янтаря, широко распространенных в прошлые века, но совершенно забытых в наши дни. Безусловно, его воссоздание вряд ли оказалось возможным без участия специалистов разного профиля: архитекторов, художников, паркетчиков, резчиков по дереву, позолотчиков, резчиков по янтарю и цветному камню, искусствоведов и т. д.
Воссоздание четырех панно флорентийской мозаики, входивших в декоративное убранство Янтарной комнаты, явилось отдельным направлением деятельности мастерской. Опыта изготовления подобных работ в России не существовало. Поэтому нашим архитекторам, искусствоведам и мастерам предстояло разработать технологию создания флорентийских мозаик в технике сложнейшей каменной живописи. Огромная цветовая палитра самоцветных камней собиралась по всей территории бывшего Советского Союза. И когда в 1997 г. в Германии была обнаружена одна из подлинных флорентийских мозаик Янтарной комнаты, представилась уникальная возможность сравнить уже воссозданное с оригиналом. Экспертиза показала, что по качеству выполнения и цветовому решению современная мозаика абсолютно не уступает произведениям флорентийских мастеров XVIII века.

Работы по воссозданию Янтарной комнаты не останавливались даже в самые тяжелые времена, хотя средства, выделяемые из федерального бюджета, зачастую не соответствовали потребностям. Мастерская всегда чувствовала поддержку со стороны руководства ГМЗ «Царское Село», выполнявшего роль заказчика.
За истекшие годы Царскосельская янтарная мастерская превратилась в серьезное реставрационное предприятие. Здесь сформировался коллектив, способный выполнить работы самой высокой степени сложности по реставрации, воссозданию и копированию лучших образцов декоративно-прикладного искусства прошлых столетий. Одним из главных направлений специализации мастерской является реставрация предметов из янтаря, цветного камня, дерева, кости, перламутра, металла и других материалов. В настоящее время продолжает расширяться наше сотрудничество с крупнейшими музеями страны. Специалисты Царскосельской янтарной мастерской неоднократно выезжали за рубеж для проведения реставрационных работ в Германии, Югославии, Дании, Японии и других странах.
В ходе широкомасштабной работы по воссозданию интерьера Янтарной комнаты в мастерской была разработана методика особого направления в области реконструкции утраченных произведений декоративно-прикладного искусства по сохранившейся иконографии. Непосредственному производству работ обычно предшествует сбор исчерпывающих исторических сведений о конкретном предмете, включая все сохранившиеся его изображения. На следующем этапе в дело включается архитектор, который разрабатывает проект, задающий все параметры, конструкцию и основные художественные особенности воссоздаваемого предмета декоративно-прикладного искусства. Этот успешный опыт создал предпосылки для реализации очень интересного проекта воссоздания Кенигсбергской коллекции художественных изделий из янтаря.
С окончанием многолетней эпопеи по воссозданию Янтарной комнаты открылась новая страница истории мастерской. Сегодня ее коллектив готовится приступить к реализации нового и не менее сложного проекта реставрации выдающегося памятника архитектуры XVIII в. – Агатовых комнат в павильоне «Холодные бани» Екатерининского парка.
К концу прошлого столетия их декоративная отделка пришла в угрожающее состояние. Сегодня на грани утраты находятся здешняя живопись и некоторые фрагменты лепки, искусственный мрамор отслаивается и грозит обрушением. Срочных вмешательства реставраторов требуют каменная облицовка и паркетное покрытие. В интерьерах Агатового павильона необходимо осуществить целый комплекс реставрационно-консервационных работ. Этому должны предшествовать серьезные научно-исследовательские изыскания в поисках оптимального варианта методик и технологий предстоящего реставрационного процесса.
Около трех лет назад Царскосельская янтарная мастерская совместно с ГМЗ «Царское Село» получила от Международного Фонда Музеев грант в сумме $50 тыс. на проведение работ по аварийной консервации и экспериментальной реставрации Агатового кабинета. С августа по декабрь 2003 г. силами наших сотрудников была проведена экспериментальная реставрация участка каменной облицовки Агатового кабинета.
Немало интересных и значительных проектов реализовано за эти годы. Еще очень многое предстоит сделать, но основная и, вероятно, самая главная задача – сохранить уникальный коллектив, вобравший в себя культуру ремесла, опыт прошлых поколений, знание материалов, умение виртуозно решать самые сложные задачи.
Воссозданная Янтарная комната стала одним из самых заметных юбилейных подарков Санкт-Петербургу. Возрожденное легендарное произведение как уникальный пример взаимо­связи культур России и Германии не только вошло в историю прошлых веков, но и открыло теперь их новую страницу. Хочется надеяться, что к 2010 году, когда будет отмечаться 300-летие Царского Села, нам удастся полностью отреставрировать и уникальные интерьеры Агатовых комнат, которые станут новым памятником мастерам прошлого и художников-реставраторов наших дней.

 

>> К СОДЕРЖАНИЮ >>