Галина Семенова
главный специалист КГИОП
ТЕПЕРЬ
ПОЯВИЛАСЬ
НАДЕЖДА
Верстовой столб
РЕШАЕТСЯ ВОПРОС О СУДЬБЕ БАБОЛОВСКОГО ПАРКА

Последним по времени создания императорским парком Санкт-Петербурга считается Баболовский. Этот памятник ландшафтной архитектуры кон. XVIII – сер. XIX вв., «сочиненный» в пейзажном стиле, расположился на юго-западе г. Пушкина. Несколько поколений августейших владельцев Царского Села украшали этот ансамбль, потратив на его создание много времени и огромные средства. Композицию этой заповедной зоны площадью около 300 га, граничащей с Екатерининским и Александровским парками, формируют рощи и куртины старовозрастных деревьев лиственных и хвойных пород. Все это чередуется с обширными луговыми пространствами. Акцентами композиционной структуры ансамбля являются Баболовский дворец, Старо-Красносельские и Александровские ворота, сооружения Баурского канала Таицкого водовода, пруды, мосты, верстовой столб и Крымская колонна.


«ГДЕ БЬЕТ ЦЕЛЕБНАЯ ВОДА…»
До начала работ по созданию парка здешняя местность представляла собой еловый лес с обширными заболоченными участками. Тут располагалась дача крестьян маймистской деревни Баболовой, принадлежавшей Царскосельскому дворцовому имению. Территорию пересекали прямые проезжие дороги Столбовая и Старо-Красносельская, а также Баболовская просека.

Дубовая аллея

Большое значение для планировки будущего парка имело устройство в этой местности Таицкого водовода, сооруженного в 1772–87 гг. (инж.-гидротехники Ф.-В. Бауэр, Э. Карбонье, И. К. Герард и П. Поздеев). Вблизи Баурского канала этого водовода для летнего отдыха и купания Екатерины II был сооружен деревянный павильон с мраморной ванной. Уединенная постройка стояла на вершине холма у берега Баболовского пруда в 3 км от Екатерининского дворца и была отделена от основной резиденции непроходимым заболоченным лесом. Пруд этот выкопали на р. Кузьминке в 1773–75 гг. под руководством Герарда, соорудившего также и Баболовский мост-плотину. Место для устройства купальни было обосновано теоретиками пейзажных садов: «Под тенью ив, где бьет целебная вода, уединенная купальня быть должна» (Жак Делиль. Сады. Перевод А. Ф. Воейкова). Вода из Таицких источников действительно считалась целебной. Правда, сюда она поступала по подземной Минной галерее на глубине 10 м, поэтому всегда была ледяной, и купание в ней кажется сомнительным удовольствием.

 

«МОНАХОВА КАНАВА» И МИНИ-ДВОРЕЦ
Выстланный булыжником открытый Баурский канал следовал до Екатерининского парка, на повороте пересекая небольшой холм. В нем был устроен грот с мраморной статуей пустынника, который оттого и стал называться «Монах». Отсюда же пошло и обиходное название Баурского канала – «Монахова канава». В целом, строительство Таицкого водовода имело большое значение для Царскосельского парка, и в память о нем в гроте была укреплена мраморная доска с надписью:


«В счастливое царствование Екатерины II
Приведена в Сарское Село
Свежая вода
Которой оно не имело
Рачением генер. поручика фон-Бавера.
1774.»

Старо-Красносельские ворота

Баурский канал завершался на площади перед Гатчинскими воротами гранитным бассейном. Поблизости была установлена «мраморная верстовая пирамида» с солнечными часами и указанием расстояния от Петербурга до Москвы. Весь же 15-километровый путь водовода от Таицких источников отмечали более скромные деревянные «версты».

Южный и западный фасады дворца

По проекту И. В. Неелова в 1783–85 гг. под руководством каменных дел мастера И. Минчаки вместо деревянной купальни построили новое здание. Этот павильон уже состоял из двух больших залов, в одном из которых помещалась ванна, и комнат служебного назначения. Его парадные интерьеры расписал художник Ф. Д. Данилов. За роскошное наружное и внутреннее убранство Баболовскую купальню позже даже стали именовать дворцом. Хотя, учитывая миниатюрные размеры и всего-навсего единственный этаж, в этом и присутствует некоторая натяжка, ее можно действительно признать одной из наиболее ярких царскосельских построек. Краснокирпичные фасады в духе английской готики с асимметричной структурой воспринимались и продолжают восприниматься очень необычными для русской архитектуры периода классицизма.

В ПОДАРОК ФАВОРИТУ
Чтобы «облагородить» пространство вокруг купальни, архитектору Неелову вместе с садовым мастером Джоном (Иоганном) Бушем было поручено разбить здесь на площади 5 га «английский» сад. В самом его центре была устроена густая сеть пейзажных дорожек, связанных с планировкой дворца. Весь периметр плавно огибала извилистая дорога, причем границу сада решили оформить валом и канавой. Перед недавно перестроенной купальней выкопали новый, Серебряный, пруд, а на берегу Баболовского соорудили грот. С восточной стороны сад ограничивала прямая линия Баурского канала, а дорога вдоль него связывала дворец со старым Екатерининским парком.

В. П. Лангер. Баболовский дворец. Литография, 1820 г.

Судя по информации, содержащейся в «Тетради для записи изустных Высочайших повелений», 9 июля 1785 г. императрица пожаловала Баболовскую купальню своему недавнему фавориту светлейшему кн. Г. А. Потемкину, тем самым удалив его на окраину дворцовой резиденции. При этом само здание оставили в ведении мастеров Царскосельского дворцового правления, отпускавшего средства на его содержание.
В 1780-е гг. начались работы по планировке части Екатеринского парка к западу от Виттоловского канала, на берегу которого Буш посадил Дубовую рощу. По другую сторону от нее находилось здание Запасного двора в готическом стиле (1774–1776 гг., арх. В. И. Неелов, разобрано в 1817 г.). В курдонере Запасного двора, ориентированного в сторону Дубовой рощи, в 1777 г. установили Крымскую колонну из синего с белыми прожилками сибирского мрамора в память о русско-турецкой войне и присоединении Крыма к Российской империи. Она органично вписалась в ансамбль монументов – Чесменская и Морейская колонны, Кагульский обелиск, – украшающих Екатерининский парк, – о котором императрица писала: «После каждого воинского деяния воздвигается в нем (парке – прим. авт.) приличный памятник». Крымская колонна завершена скульптурной группой воинских трофеев с восточными мотивами из знамен, полумесяцев, лука, колчана со стрелами и щита.

ГРАНИТНАЯ ВАННА
В 1823 г. Александр I (внук Екатерины II и большой любитель холодного купания) решил установить в Баболовском дворце огромную ванну из полированного гранита, в 5 м высотой и 6 м в диаметре. Она была вытесана из единого блока камня мастерами известной своими работами петербургской артели С. К. Суханова. В 1824 г. арх. В. П. Стасов составил проект перестройки старого купального зала с увеличением его размеров. Работы по усилению фундаментов и стен соразмерно распору нового сводчатого купола, а также перекладка стен прилегающих помещений павильона, которыми руководил арх. В. М. Горностаев, продолжались до 1829 г. Отливку из чугуна лестниц с перилами, колонн и площадок около гранитной ванны исполнил чугунолитейный завод Берда. Облик кирпичных фасадов при перестройке не изменился, а вот фасады служебных помещений дворца были оштукатурены и окрашены «под кирпич».

Гранитная ванна Александра I

В 1820-е гг. под руководством садового мастера Ф. Ф. Лямина начались работы по созданию единой планировочной структуры между старым Екатерининским парком и Английским садом Баболовского дворца. Четыре основные прогулочные дороги – Крайнюю, Ново-Баболовскую, Дубовую и Продольную Лямин оформил ландшафтными группами. Через р. Кузьминку, Черный и Безымянный ручьи были сооружены первоначально деревянные мосты.
Рядом с Крымской колонной, вокруг которой был распланирован обширный луг, в 1820 г. Лямин по проекту арх. В. И. Гесте создал Школьно-садовое заведение с питомником для саженцев и теплицами для выгонки цветов-летников, поступавших на украшение царскосельских императорских парков. Планировка заведения представляла собой густую сеть продольных и поперечных дорожек, разделявших участок на множество прямоугольников, занятых грядами и теплицами. В центре участка по проекту Гесте построили дом для садовых подмастерьев и выкопали два пруда.
Работы по осушению заболоченной местности Александр I поручил англичанину Даниилу Вилеру. Обширная территория к западу и северу от Школьно-садового заведения была осушена системой мелиоративных канав. Впоследствии этот район парка, получивший пейзажную планировку, называли Торфяным полем.

ВО ВСЕЙ КРАСЕ
Следующий этап формирования парка начался в 1839 г. и продлился все последующее десятилетие под руководством, предположительно, садового мастера Царскосельского Дворцового правления И. Ф. Пипера. Планом арх. А. П. Гильдебрандта были намечены границы территории «7-й части Царскосельского сада», которые получили оформление в виде граничного вала и канавы. В них вошли Английский сад с Баболовским дворцом, Школьно-садовое заведение и сооруженный на насыпи южный участок Баурского канала. На Столбовой дороге (ныне Парковая ул. и дор. в Александровку) и входов в парк были устроены полуциркульные в плане площадки (у Баболовских и Красносельских ворот). В 1846 г. установлены Старо-Красносельские чугунные (у выезда в Красное Село), а также Александровские ворота.

Южный фасад Баболовского дворца
и Серебряный пруд в наши дни

Формирование объемно-пространственной композиции парка завершилось уже при Александре II в 1860-е гг., и именно в то время он получил, наконец, свое современное название – Баболовский. По императорскому повелению здесь проложили Верховую дорогу, которая начиналась от Александровских ворот и подводила к Продольной дороге в центре парка, дважды пересекая р. Кузьминку. У Верховой дороги посадили дубы, липы, клены и другие насаждения ценных декоративных пород, осушив прилегающие участки и расчистив лес. Предположительно, работы производились под руководством одного из садовых мастеров Царскосельского дворцового правления В. И. Миллера.

ВЕК УТРАТ И ВЕК НАДЕЖД

Крымская колонна

В путеводителе по Царскому Селу С. Н. Вильчковского, изданном в 1911 г., говорилось: «По обе стороны просеки расстилается великолепный и обширный Баболовский парк, с лугами, рощами и бесконечными дорогами для пешеходов, верховой езды и экипажей».
После национализации императорской собственности в 1918 г. ансамбль Баболовского парка отошел в ведение дирекции дворцов-музеев и парков г. Пушкина (Детского Села). Во время Великой Отечественной войны и немецкой оккупации этому памятнику национального ландшафтного искусства был нанесен большой ущерб. Дворец сгорел в результате обстрела. От былого великолепия остались лишь кирпичные стены и гранитная ванна. В самом парке было вырублено и погибло много старовозрастных деревьев. Да и в послевоенные годы его состояние только продолжало усугубляться. Мелиоративно-дренажная система парка была запущена, в результате чего большие его участки оказались заболоченными, а вследствие естественного возобновления ландшафтные группы заросли самосевом.
В 1970-е гг. Ижорскому заводу разрешили строительство собственного пансионата в охранной зоне парка. Существовало одно, но серьезное ограничение: параллельно с работами на новом объекте завод должен был заняться восстановлением Баболовского дворца. Пансионат построили, но при этом руины бывшей императорской купальни только законсервировали. Они продолжали разрушаться из-за бытового вандализма. В парке жгли костры, поджигая раскидистые кроны старых дубов.
В настоящее время, когда решается вопрос возвращения ансамбля Баболовского парка Государственному музею-заповеднику «Царское Село», появляется надежда на его возрождение.

 

>> К СОДЕРЖАНИЮ >>