ЭСТЕТИКА ГОРОДСКОЙ СРЕДЫ

СИНТЕЗ
ТРАДИЦИЙ
И НОВИЗНЫ
Андрей Ильин
       Наша встреча с директором Регионального Архитектурно-художественного Фонда Виктором Андреевичем Сиваковым состоялась вслед за ноябрьским заседанием Градостроительного совета. На нем в числе прочих вопросов обсуждалось и несколько новых инициатив РАХФ, так или иначе связанных с благоустройством городских территорий. Речь, в частности, велась о «Программе архитектурно-художественного оформления новых жилых и коммерческих комплексов», «Предложениях по тематическому благоустройству исторических дворов», идее провести выставку под названием «Петербург. Триста лет и три года», представив на ней работы мастеров, занятых в различных областях средового и интерьерного дизайна, архитектуры малых форм, городской скульптуры и других смежных направлениях.
Художник В.А. Сиваков, директор Регионального Архитектурно-Художественного Фонда, член Градостроительного совета
Санкт-Петербурга



СЕМЬ ЛЕТ ТВОРЧЕСКИХ ОТКРЫТИЙ

«Фотограф». Скульптор Б. А. Петров, архитектор Л. В. Канунникова
Бюст Александра Даниловича Меншикова.
Скульптор М. Т. Литовченко, архитектор О. А. Брунина

       Фонд был образован в феврале 1999 г. в интересах сохранения и преумножения петербургских традиций синтеза архитектуры и изобразительного искусства. Уникальность РАХФ состоит в том, что на сегодня это одна из немногих в Петербурге организаций, программно ориентированная на разработку и воплощение новых проектов создания комфортной среды обитания и жизнедеятельности горожан. Идея сосредоточить и развить творческий потенциал наших художников и архитекторов, сделав его востребованным для города, за без малого семь лет существования Фонда не однажды находила пути практической реализации. У петербуржцев и гостей северной столицы случалось немало поводов по достоинству оценить многие из выполненных им работ.
       Силами РАХФ были подготовлены концепции благоустройства Большого пр. П. С. и прилегающих территорий, концепция благоустройства Большого пр. В. О., проект реконструкции Александровского парка. К этому списку есть смысл добавить проект благоустройства дворовых территорий по Ивановской ул. в Невском районе. Изготовление и монтаж металлодекора на Ушаковской развязке – это также результат работы РАХФ. Среди масштабных разработок Фонда – регламент размещения и оформления комплекса причальных сооружений в акватории рек и каналов С.-Петербурга, а также проекты более сорока причалов и оборудованных сходов.

Мемориальная доска Тане Савичевой.
Художник
В. А. Сиваков

       Достаточно вспомнить, что оформление М. Садовой ул. скульптурами «Фотограф» и «Добрая собака» было инициировано РАХФ. Хотя по известным соображениям недавно принято решение подыскать «Собаке» другое место взамен привычного, будем справедливы: обе они с полным правом могут быть названы новыми символами Петербурга. Впрочем, имеются все основания считать яркими страницами новейшей градостроительной истории и другие работы авторов Фонда. В недрах РАХФ возникли проекты и его силами сооружены Памятник женщинам-бойцам МПВО на Кронверкской ул., скульптурно-ландшафтная композиция «Гребец» на Суздальских озерах, (в обоих случаях спонсором выступил «Альфа-банк»). Скульптурная композиция «Василий-бомбардир» на 7-й линии В. О., бюсты канадского поэта Э. Нелигана на Московском пр. и первого петербургского губернатора князя А. Д. Меншикова на Университетской наб. были созданы к 300-летнему юбилею Санкт-Петербурга. Тогда же для установки бюста Августина Бетанкура была разработана схема благоустройства Обуховской пл. Добавим к этому проекты, изготовление и монтаж мемориальных досок первому корейскому посланнику Ли Бом Джину, американскому президенту Адамсу, академику Качалову, Иннокентию Смоктуновскому, Тане Савичевой, памятного знака на Благовещенском мосту (ныне Мост лейтенанта Шмидта). Интересны проекты металлодекора, оформившего брандмауэры домов по ул. Маяковской и на Большом пр. П. С., фасадах Полярной Академии. Оригинальные металлические скамьи в Александровском парке созданы работниками Фонда по заказу консульства Швейцарской конфедерации к юбилею города.
       Особая тема – мемориальные комплексы. Одна из самых значительных работ в этой сфере – Мемориал АПРК «Курск» на Серафимовском кладбище. Фонд участвовал так же в воссоздании мемориального склепа семьи Григорович на Никольском кладбище, где летом 2005 г. состоялось перезахоронение останков адмирала И. К. Григоровича – последнего морского министра дореволюционной России.
       Напомним, что международный конкурс на проект памятника Иосифу Бродскому, как и городской – на собирательный образ бомбардира Василия, проходили под эгидой Фонда. В итоге получается весьма внушительный и творчески многоплановый размах деятельности этой некоммерческой структуры.

С УЧЕТОМ ПЕТЕРБУРГСКОЙ СПЕЦИФИКИ

Панно «Архитектура»
(фрагмент).
Художник Т. В. Ласка,
кузнец О. Н. Цветков
Памятник «Женщинам-блокадницам, бойцам МПВО».
Скульптор Н. Л. Сморгон, архитектор И. Д. Матвеев

       В. Сиваков: Сегодня в ранг актуальнейших градостроительных задач выходит благоустройство. Когда проект продуман во всех деталях и, разумеется, качественно реализован, это прямо влияет на повышение комфортности городской среды и, как правило, положительно сказывается на всех сферах деятельности и отдыха людей.
       Если вести речь об улицах, площадях и дворах Санкт-Петербурга, здесь мы имеем дело с задачей чрезвычайно сложной и многоуровневой. Например, веками формировавшиеся районы центра требуют совершенно иного подхода, чем появившиеся во второй половине ХХ в. так называемые «спальные» районы. В свою очередь, благоустройство новых жилых комплексов, возводимых уже в постсоветское время, проходит по своему алгоритму, чаще всего с привлечением крупных внебюджетных инвестиций.
       При всем разнообразии подходов к благоустройству различных территорий характерным для Петербурга должно быть главное – высочайший уровень синтеза изобразительных искусств и архитектуры, заданный еще в эпоху барокко и классицизма. Все то, что сейчас мы определяем, как средовой дизайн – решетки, фонари, скамьи, урны, козырьки и пр. – у нас традиционно делалось очень высокого качества и органично сочеталось с архитектурой жилых и общественных зданий. К сожалению, в советский период эти принципы были отчасти утрачены.
       Пешеходные зоны в центре Санкт-Петербурга, появившиеся в последнее десятилетие: М. Садовая и Б. Московская, М. Конюшенная и т. н. Андреевский бульвар – служат неплохим доказательством того, что в процессе создания относительно новых форм возрождаются лучшие петербургские традиции обустройства городской среды. Первым действительно удачным примером современного подхода к проблеме стало, пожалуй, комплексное благоустройство дворов, примыкающих к М. Садовой.

«Организатор».
Скульптор Д.  Д. Каминкер,
архитектор Р. А. Вафеев

       Естественно, что дорогостоящее благоустройство с применением уникальных технологий и материалов, включением в проекты скульптурных элементов и композиций, фонтанов и оригинальных объектов малой архитектуры, не может быть массовым. Вряд ли возможны такие разработки применительно к каждому двору, которых в Петербурге насчитывается несколько десятков тысяч.
       В. Сиваков: Наиболее простое и экономически оправданное решение состоит в качественном мощении, устройстве газонов с металлическими ограждениями, установке типовых светильников, урн, скамеек. Но, тем не менее, в каждом районе города должен появиться свой «главный двор», благоустройство которого раскрывало бы наиболее яркие, необычные страницы истории этой местности или повествовало о выдающихся личностях, живших, работавших здесь, либо же просто «расшифровывало» названия улиц. Пафос и официоз, характерные для этой сферы в недавнем прошлом, сейчас абсолютно неактуальны. Поэтому скульптура, декоративные панно или металлодекор могут подаваться с легкой юмористической интонацией.
       Смысл благоустройства любого города состоит, прежде всего, в создании здоровых, комфортных и целесообразных условий жизни населения. Отсюда вытекают и задачи деятельности архитекторов Санкт-Петербурга, занятых в этой сфере. Безусловно, необходимо созидать в ключе лучших петербургских традиций, однако время требует считаться с принципиально новыми, характерными для ХХI в. подходами к организации функционально-пространственных городских структур, ландшафтного дизайна, внешнего благоустройства. Такая концепция чрезвычайно актуальна и важна, и именно она положена в основу программы адресного благоустройства петербургских дворов, предполагаемой к разработке силами РАХФ.

 

АЛГОРИТМ УЗНАВАЕМОСТИ

Усыпальница И. К. Григоровича.
Автор проекта реконструкции – художник А. Я. Гордин
Причал на набережной Фонтанки. Архитектор Р. А. Вафеев
«Каменный гребец».
Скульптор Д. Д. Каминкер,
архитектор С. П. Одновалов

       Если идеи тематического благоустройства исторических дворов можно отнести к числу реальных средств сохранения за Петербургом уникальной репутации города-музея, то в «Программе архитектурно-художественного оформления новых жилых и коммерческих комплексов», также разработанной в РАХФ, заложены несколько иные, хотя и близкие по эстетической сути задачи. Строительная индустрия города развивается по законам, присущим мегаполису. Сегодня нашего современника вряд ли может устроить, например, только качественное и удобное жилье с развитой инфраструктурой. Потребительская привлекательность новостроек формируется не без учета таких категорий, как престижность, имидж, знаковость. Строительные корпорации все чаще привлекают ландшафтных архитекторов, специалистов средового дизайна и скульпторов.
       В. Сиваков: Посмотрите, как проявляется такого рода стремление к узнаваемости и индивидуальности. Оно характерно не только для архитектурных решений, предпринимаемых в процессе проектирования новых кварталов жилой и общественной застройки. Все чаще каждому объекту или комплексу присваивается звучное и запоминающееся имя. Таковы «Пятый элемент», «Серебряные зеркала», «Поэма у трех озер», «Алые паруса», «Город солнца», «Морской каскад», «Изумрудный остров», «Аврора» и т. д. В сознании потенциального покупателя и даже просто горожанина это фиксируется как четкий и определенный символ, появляется конкретика восприятия. Но для создания полноценной «легенды места» одного только красивого названия недостаточно, необходимо соответствие имени и визуального ряда.
       К примеру, в зарубежной практике архитектура объекта, как правило, сочетается с неким особым символом, программно концентрирующим суть и идею реализуемого проекта. Такую роль чаще всего выполняют композиции, включающие эксклюзивную скульптуру, оригинальные фонтанные комплексы, элементы средового дизайна, малые архитектурные формы. Все это несет яркую смысловую и тематическую нагрузку, раскрывающую идею новой постройки. В итоге зачастую удачная скульптурно-ландшафтная композиция или, допустим, фонтан становятся в прямом смысле символом и эстетической доминантой места. Таковы кварталы Ля Дефанс и комплекс ЮНЕСКО в Париже, Дом с водопадом в Иллинойсе, Дворец Финляндии в Хельсинки и множество других признанных шедевров современного архитектурного искусства.
       В мифологию же Петербурга прочно вошли «Дом со львами» на Адмиралтейском пр., упоминавшийся в пушкинской поэме «Медный всадник», один из символов Эрмитажа – «Портик с Атлантами», «Египетский дом» на ул. Захарьевской и др.

ЭСТЕТИКА И МАРКЕТИНГ

       После почти века забвения и у нас сегодня наблюдается начальный этап своего рода «ренессанса» такой практики. Среди наиболее удачных попыток повысить престижность жилого комплекса, выделив его из массы аналогичных, за счет установки эксклюзивной скульптуры или устройства оригинальной ландшафтной композиции, стоит назвать скульптуру «Василий-бомбардир» в курдонере д. № 34 по 7-ой линии В. О., «Дом со львами» в Кировском районе, где скульптура фланкирует главный подъезд. Яркую индивидуальность недавно построенному дому на углу наб. Фонтанки и ул. Белинского придает установленная перед фасадом скульптура «Новый век». На завершающей стадии проектирования находится скульптурно-ландшафтная композиция с каскадным фонтаном «Поэма у трех озер» перед комплексом жилых зданий в Выборгском районе.
       Недавно Фонд завершил первый этап создания Парка современной скульптуры на пешеходных пространствах улиц Большой Московской и Правды. Там были установлены скульптурные композиции «Три ангела», «Слепой» и «Организатор», причем композиции эти – так или иначе – связаны с мифологией района, историей соседних зданий. Скульптуры полюбились горожанам, а «Организатора», установленного рядом с Университетом кино и телевидения, студенты переименовали в «Помрежа»
       В. Сиваков: Вряд ли кто-то возьмется отрицать состоятельность той точки зрения, что средствами архитектурно-художественного оформления можно добиваться как собственно эстетических целей, так и решать, прямо скажем, маркетинговые задачи. Инвесторы и застройщики новой генерации все больше осознают этот очевидный факт. Но не станем при этом забывать о существовании особого «петербургского стиля» и той высокой планке требований, которые предъявляются ко всему, что создается в пространстве нашего города. Поэтому хотел бы предупредить в особенности тех, кто не имеет собственных специалистов и достаточного опыта в сфере монументальной скульптуры и средового дизайна, о неизбежных «подводных камнях», которые подстерегают каждого, взявшегося за самостоятельное решение такой задачи.
       Специфика работы над подобными проектами (от идеи до реализации) состоит в необходимости создавать произведения очень высокого художественного уровня. Добиться этого можно, лишь определившись с достойным авторским коллективом, возможно, по результатам специально организованного творческого конкурса на создание проекта будущей композиции. Затем его надлежит всесторонне обсудить на художественной секции Градсовета и согласовать в комитетах Администрации города. И, наконец, воплощение замысла следует поручить компетентным специалистам и фирмам. Следуя своему уставу, Региональный Архитектурно-Художественный Фонд стремится создать оптимальные условия для привлечения к разработке и реализации проектов профессиональных художников, скульпторов, архитекторов, искусствоведов, авторитетных представителей всех отраслей изобразительного искусства, работающих в городе. Таким образом, сотрудничество с РАХФ в этом направлении может избавить проектировщиков и строителей от опасности идти собственным путем «проб и ошибок», а главное, и сохранить неповторимость, и придать новые черты облику строящегося Петербурга.

       Сегодня Фонд заканчивает работу над памятником певцу Аркадию Северному и обустройством ул. Благоева на Петроградской стороне, где он будет установлен. Подходит к завершению проект памятника «Ветеранам подразделений отрядов особого риска» для установки в Кировском районе. По заказу КГИОП ведется разработка двух регламентов: по использованию Александровского парка и рекреационных зон Суздальских озер в Выборгском районе. В перспективе – работы по благоустройству и музеефикации дворов, примыкающих к дому, где располагается Музей-квартира Ф. М. Достоевского, создание в Александровском парке Шаляпинской площади (концертной сцены под открытым небом) и многое другое.


Региональный Архитектурно-Художественный Фонд
193036, Санкт-Петербург, Лиговский пр., 10, офис 3096
Тел. 578-1841, факс 710-3196
www.spbart.ru   [email protected]

От редакции: Когда этот материал уже был практически подготовлен к печати, нам стало известно о предстоящем 25 ноября юбилее директора РАХФ В. А. Сивакова. Есть примета, что никогда не стоит поздравлять заранее. Номер увидит свет уже после дня рождения известного петербургского художника и горячего подвижника идеи синтеза искусств и архитектуры. Поэтому мы со спокойным сердцем поздравляем Виктора Андреевича, передаем ему от друзей, коллег и единомышленников пожелания здоровья, больших творческих удач, организаторских успехов, с удовольствием присоединяемся ко всем этим добрым словам.
Проект скульптурно-ландшафтной композиции «Поэма у трех озер».
Художник В. А. Сиваков, архитекторы В. П. Тимонин, В. В. Шеряков

 

>> К СОДЕРЖАНИЮ >>