Проект парка в квартале 19Б по улице Джона Рида
в Невском районе Санкт-Петербурга. 2005 г. Генплан
 
   
 
Проект сквера. Каменноостровский пр., 5. 2005 г.
 
«БАЛТСЕРВИСДИЗАЙН»:
Кира Моржухина
ФИЛОСОФИЯ ГАРМОНИИ И СТИЛЯ

       Петербург можно по праву назвать не только европейской культурной столицей, но и городом-музеем садово-паркового искусства. Это заслуга многих поколений ландшафтных архитекторов – хранителей традиций Монферрана и Мартинелли, Тэтама и Эрлера, Зацкова и Архипова, Бистерфельда, Цвейгера, Голда… И что это, как не свидетельство стремления современных мастеров не только сберечь, но и преумножить эту красоту.
       О преемственности поколений, необходимости изменения философии организации городской среды мы беседовали с генеральным директором ООО «Балтсервисдизайн» Алексеем Шолоховым. Специализация этого архитектурного бюро достаточно широка. Коллектив мастерской выполняет полный комплекс работ по архитектурному проектированию, дизайну интерьера, строительному конструированию, инжинирингу и необходимым согласованиям.

ОТ ТРАДИЦИОННОГО – К СОВРЕМЕННОМУ

 

 
Архитекторы А. Ю. Пастух, А. Ю. Шолохов, инженер Е. В. Забелина, архитекторы В. А. Тарасов, Г. Л. Шолохова, Я. Ю. Кирс

       Развитие искусства ландшафта в Петербурге происходило под влиянием западной школы: вспомним иностранных садовых мастеров, создававших ансамбли Петергофа и Царского Села. Между тем, непосредственное участие в устройстве садов и парков почти всегда принимали и сами владельцы дворцов и усадеб. Таким образом, петербургское садовое искусство, вбирая европейский опыт и опираясь в основном на немецкие и голландские технологии, становилось отдельным направлением архитектуры, объединяющим все типы решения ландшафтов.

       Со сменой эпох значимость профессии ландшафтного архитектора отнюдь не уменьшается. Напротив, с течением времени ее задача достичь единства идеи и формы будущего объекта становится только сложнее. Для этого необходимо не только изучить географию местности, но и понять ее историко-социальную сущность, демографическую специфику, прочувствовать ментальные и психологические особенности…
       Шесть лет назад по заказу города была осуществлена реконструкция Ново-Манежного сквера, созданного еще в конце 70-х гг. XIX в. До революции на этом месте стоял памятник великому князю Николаю Николаевичу, украшенный массивными фонарями в имперском стиле. Теперь же к 300-летию Петербурга в сквере были установлены бюсты Ф. Б. Растрелли, А. Ринальди, Дж. Кваренги, К. И. Росси – итальянских зодчих, строивших наш город, – работы ск. В. Э. Горевого.
       В результате реконструкции произведено устройство нового фонтана, воссоздана ограда, выполнена ландшафтная перепланировка. В результате сквер стал продолжением пешеходной Малой Садовой ул., Кленовой аллеи, связав воедино ансамбль Караванной и Итальянской ул., современные здания и существующую застройку.
       Авторами проекта воссоздания Ново-Манежного сквера и фонтана, по стилю напоминающего фонтан Александровского сада, выступили архитекторы Г. Л. Шолохова и А. Ю. Шолохов.

Современный городской дизайн – это связь формы, функции, идеи и способов ее воплощения. Воплощение проекта включает в себя комплекс услуг от инженерного оборудования территории, решения технологических вопросов до подбора и сочетания элементов декора, благоустройства, освещения.

       А. Шолохов:
       – Бывая в Западной Европе, все время стараюсь изучать опыт организации парков и зон рекреации в крупных городах. Обобщая информацию, скажу, что Петербург сейчас, как никогда, нуждается в новых идеях, способных не только быть вписанными в питерскую эклектику, но и оживить ее, придать импульс развития.
       Возьмем, к примеру, пешеходные зоны. Они должны сохранять динамику, быть демократичными и функциональными. На мой взгляд, удачным в этом смысле примером может служить Б. Московская улица. Более того, при устройстве садов и скверов или тех же пешеходных зон необходимо соблюдать принципы комплексного подхода, единства философии проекта, атрибутов и элементов его реализации – светильников, малых архитектурных форм, мощения, озеленения. Важно не только сохранить атмосферу места, но и наполнить его новым смыслом.
       Архитектура 30–50 гг. прошлого века становится историей и культурной ценностью – не чем-то раз и навсегда данным, а ос­но­вой, на которой необходимо формировать современную психологию города.

ОТ ПРИЗНАНИЯ ДО НАГРАДЫ

       С 20 по 23 октября 2005 года в московском Центральном выставочном зале «Манеж» прошел XIII международный архитектурный фестиваль «Зодчество–2005». Его Серебряными Дипломами в номинации «Ландшафтная архитектура» были награждены главный архитектор Г. Л. Шолохова, архитектор А. Ю. Шолохов, при участии Ж. М. Вержбицкого, авторы проектов «Парк в квартале 19Б по ул. Джона Рида в Санкт-Петербурге» и «Сквер на Каменноостровском проспекте, 5 в Санкт-Петербурге».

Новоманежный сквер.
Капитальный ремонт 1998 г.
Арх. Г. Л. Шолохова, А. Ю. Шолохов
Сквер на площади Кулибина.
Проект капитального ремонта 2005 г. Арх. Г. Л. Шолохова, А. Ю. Шолохов,
Я. Ю. Кирс

       А. Шолохов:
       – Мне кажется, высокая оценка нашей работы означает, что тенденция сочетания современного дизайна с традиционными представлениями об организации городской среды жизнеспособна не только на Западе, но и у нас. Отмечу при этом, что у нас отпечаток на восприятие нового накладывает дефицит опыта жизни в современном пространстве, отличающемся от принятого представления о Петербурге как о городе пейзажных и регулярных садово-парковых ансамблей. В реальности существует и диктует свои новые законы уже совершенно иная эстетика.
       Дело в том, что подход к оформлению города, его озеленению, украшению элементами дизайна требует не стандартного и утилитарного, а индивидуального подхода. Нашему поколению выпало закладывать основу новой эстетики городской среды, а это – всегда преодоление стереотипов.

       Проект реконструкции сквера на Каменноостровском пр., предстоящей в рамках адресной программы по капитальному ремонту зеленых насаждений Санкт-Петербурга на 2006–2008 гг., – одна из последних разработок бюро «Балтсервисдизайн». Здесь, по авторскому замыслу архитекторов Шолоховых, предусматриваются создание стройной ландшафтной композиции в увязке с фонтаном, разновариантное мощение – гранитом, диабазом и плиткой, плюс установка малых архитектурных форм – скамеек. При этом будет упорядочена возникшая на этом участке хаотичная автопарковка, а по границе самого проспекта предполагается создание оригинальных цветников.

Специалисты справедливо полагают, что начинать освоение участка под строительство необходимо с изучения ландшафта местности. Поэтому работы по обустройству и оформлению территории должны изначально закладываться в проект.

 

Предпроектные предложения жилого дома на Большом пр. П.С., 2005 г. Арх. А. Ю. Шолохов

       А. Шолохов:
       – Работа над проектом сквера у цветочного павильона на Каменноостровском пр. строилась по принципу моделирования сложной композиции. Мы постарались принять во внимание как существующую функциональную нагрузку места, так и перспективу ее изменения с учетом каждого дома в его окружении. Замечу
, правда, что первый вариант проектного решения получился достаточно утилитарным. Однако в сотрудничестве с Ж. М. Вержбицким нам позднее удалось разработать проект более пластичный и, как кажется, точнее отвечающий самому месту.
       Тот же подход был избран и при проектировании парка в квартале 19Б по ул. Джона Рида. Изучив местность, мы осознали, что именно ему надлежит стать не просто местом прогулок, а связующим элементом и динамичной доминантой квартала.

       После довольно продолжительного перерыва этот объект является первым практическим примером ландшафтного строительства в нашем городе, сопоставимым по своим масштабам с Парком 300-летия Санкт-Петербурга. На месте существующего заболоченного мелколесья вскоре будут организованы рекреационные зоны, комплекс детских площадок и площадок свободного доступа, появятся сад скульптур, два водоема, фонтаны. К работающей поблизости школе будет вести центральная аллея нового парка. У самого же школьного здания проектом предполагается воздвигнуть стилизованную под корабль конструкцию. Одновременно с эстетической, это сооружение будет нести и сугубо практическую нагрузку. Корабль, дополненный шутихами и небольшими фонтанами, станет одним из основных игровых элементов новой парковой зоны в Невском районе.
       А. Шолохов:
       – То, что на территории, отведенной под это строительство, изначально существовала водная система – два пруда и канал, – дало нам как архитекторам возможность наиболее полно реализовать идею гармоничной связи создаваемого искусственного ландшафта с природой. Хочу отметить, что весь комплекс гидрологических работ мы проводим в тесном сотрудничестве с компаниями, работающими в этой области. В будущем парке их специалисты проведут мелиоративные мероприятия по осушению территории.
       Не стоит забывать, что парк, сквер, сад – это уникальная экосистема, вписанная в городскую среду. От того, как она будет функционировать, во многом зависит настроение горожан. Отсюда вытекает задача как можно бережнее отнестись к исходному материалу, самым тщательным образом взвесить все «за» и «против» при выборе средств и элементов дизайна.

Ландшафт должен быть динамичным. Парк или сквер могут функционировать и как рекреационная, и как пешеходная зоны. Задача архитекторов – заставить «звучать» каждый элемент ландшафтного «интерьера».


ОТ ИДЕЙ – К ВОПЛОЩЕНИЮ

       Путь любого архитектурного проекта от идеи до реализации обычно тернист и, случается, непредсказуем. В силу различных обстоятельств фактический результат может серьезно отличаться от авторского замысла.
       А. Шолохов:
       – Согласитесь, к примеру, эффект зрительного воздействия каждого объекта архитектуры, в том числе ландшафтной, должен ощущаться и в темное время суток. И функциональная, и, если хотите, формообразующая роль освещения в дизайне городской среды неоспорима. Что касается наших традиционных парков, то с заходом солнца они в своем подавляющем большинстве «выпадают» из общего архитектурного пространства.
       Да, сегодняшним рынком предлагаются самые разнообразные импортные светильники. Поэтому для архитектора не составляет особого труда отыскать в этом ассортименте нечто такое, что будет абсолютно удовлетворять его требованиям. Никуда не деться, применение этих приборов, как правило, удовольствие недешевое, правда, экономя на освещении, мы неизбежно теряем часть эстетического восприятия объекта в целом.
       То же самое касается, например, цветников. Мы привыкли к традиционным клумбам и гигантским газонам, обозреть которые можно лишь с высоты птичьего полета. Я не призываю слепо следовать западным моделям, у нас самих есть прекрасные примеры нетрадиционного решения цветочного и озеленительного дизайна. Но, уж коли мы стремимся стать европейским городом, следует признать, что наш опыт в области применения новых материалов и технологий пока заметно отстает от зарубежного…

       Сегодняшняя востребованность потенциала и опыта ООО «Балтсервисдизайн» свидетельствует, что между городскими властями и руководством мастерской существует понимание в концептуальных вопросах. В настоящий момент по заказу КБДХ бюро разрабатывает очередной интересный проект. В недалеком будущем сквер на пл. Кулибина в Адмиралтейском районе ожидает капитальный ремонт с устройством плиточного мощения, цветочного оформления и детских площадок. Предстоит также воссоздание ландшафтными средствами композиции устоев Храма Воскресения, заложенного в 1847 г. по проекту арх. Н. Е. Ефимова и впоследствии разрушенного. В работе – проекты реконструкции еще двух скверов: на пересечении Московского пр. с наб. Фонтанки и на углу М. Обуховского пр. и пр. Маршала Говорова.

Сегодня происходит новое осмысление концепции формирования городской среды в контексте культурного, исторического наследия, в условиях изменения социальной природы. Поэтому демократичные, лаконичные и выразительные формы обустройства городской среды наиболее эффективны.

       Помимо проектирования ландшафтных объектов, мастерская активно работает по реставрационной тематике и в области нового строительства. В особняк Дурново на Английской наб. собирается переехать Северо-Западное отделение Генеральной прокуратуры, и сегодня в бюро в стадии разработки находятся проекты реставрации интерьеров этого исторического здания. Кроме того, специалистами «Балтсервисдизайн» выполняются предпроектные проработки строительства нового административного здания на Большом пр. Петроградской стороны.

ООО «Балтсервис»

Санкт-Петербург
+7 (812) 272-3427
                719-7975
                719-7994
                708-9281
Москва
+7 (903) 785-1051
e-mail:a@baltservis.ru
ICQ: 251-869-159 http://baltservisdiz.boxmail.biz

Проект оформления интерьеров отдела Генеральной Прокуратуры РФ
в Санкт-Петербурге, Английская наб., 16, 2005 г. Арх. А. Ю. Шолохов

>> К СОДЕРЖАНИЮ >>