ПЕРВОЕ ДЕСЯТИЛЕТЕ ТВОРЧЕСКГО ПОИСКА
В БИОГРАФИИ МАСТЕРСКОЙ «ЛЕВКАС»
Реставратор –
профессия счастливых
Ольга Писаренко










       Незадолго до выхода номера в свет в ООО «Левкас» отмечали юбилей. Официальной датой рождения этой реставрационной фирмы считается 12 марта 1996 года. Кому-то, в особенности в сравнении с теми историческими отрезками, которыми измеряется срок жизни памятников культурного наследия, такой возраст может показаться едва ли не детским. Правда, совсем иные мерки у тех, кто стоял у истоков и участвовал в становлении творческого коллектива, вел его за собой все это время, включая и весьма непростые первые годы.
Кириллович В.Г.

       Реставрация интерьеров является главным направлением деятельности фирмы. Именно в нем наиболее ярко проявляются талант и опыт ее мастеров – представителей санкт-петербургской реставрационной школы. В компании работают специалисты по реставрации монументальной живописи и искусственного мрамора, резьбы по дереву и позолоты, мебели и естественного камня. Для бессменного директора ООО «Левкас» В. Г. Кириллович мастерская является и любимым «детищем», и, вероятно, содержанием всей жизни в последние годы. Отдав реставрации в общей сложности 35 лет, Валентина Григорьевна имеет все основания утверждать, что в нынешних экономических условиях 10 лет стабильной работы – достаточно много для такой сложной сферы.

Верхний марш парадной лестницы. Литейный пр., 39
Потолок парадной лестницы. Литейный пр., 39
Парадная лестница. Литейный пр., 39

       В. Кириллович: Фирма создавалась, когда реставрационная отрасль в Петербурге получила своего рода «второе дыхание» и начала активно развиваться, постепенно приходя к своему нынешнему состоянию. Бесспорно, восстановлением исторической части города то с меньшей, то с большей активностью занимались всегда. Другое дело, что в зону внимания властей попадало далеко не все. Зачастую роскошь интерьеров дореволюционной застройки не соотносилась с новой функцией здания. Показателен в данном плане пример с Мраморным дворцом – бывшим музеем Ленина. На этом объекте мне довелось работать еще в составе ОАО «ПСО Реставратор». Живопись кисти Ринальди и других известных мастеров, которую мы находили там в процессе расчисток, в то время была «не ко двору». Поэтому все ограничивалось фотофиксацией: сотрудники ГИОПа делали снимки, отправляли их в архив, после чего мы все это великолепие опять благополучно закрашивали. С современной точки зрения, ситуация была прямо-таки дикой. И это лишь один пример прежнего отношения к нашему общему культурному достоянию.
       Сейчас, к счастью, соображения идеологической целесообразности отошли на последний план, и можно восстанавливать все – были бы деньги. Реставраторам работы хватает, и, соответственно, период для развития нашей отрасли как нельзя более подходящий.
       Одна из особенностей нашей работы состоит в постоянных и порой неожиданных открытиях. Едва ли не каждый новый объект таит в себе какие-нибудь сюрпризы. Несколько лет назад работники ООО «Левкас» занимались реставрацией интерьеров театра им. Комиссаржевской. Восстанавливали все внутреннее убранство, начиная с вестибюля и заканчивая зрительным залом. В архивах КГИОП была фотография 1902 г., запечатлевшая перестройку театра под театральную площадку. По этому иконографическому материалу удалось выявить утрату двух угловых картушей по 2,5 м. Причем аналогов им не существовало. Картуши мы восстановили. А при расчистке балконного барьера обнаружили сюрприз – десять живописных вставок на холсте, все разные и потрясающе красивые. Интересно, что на снимке четко просматривались цветы на балконном ограждении, правда, поначалу думали, что это всего лишь декорация. Когда всю живопись восстановили в полном объеме, воссоздали картуши – зрительный зал было не узнать. Признаюсь, трудно что-то сравнить с огромным удовлетворением, которое возникает, когда смотришь на красоту, возвращенную к жизни твоими же руками. Не всегда, впрочем, удается дойти до этого последнего момента. Причины разные, а сейчас остановка реставрационных работ чаще всего случается из-за нехватки средств, допустим, у арендатора. Так получилось у нас с Домом актера (быв. Дом Юсуповых). На лестничном ограждении мы нашли позолоту, но, ожидая лучших в финансовом плане времен, пока были вынуждены законсервировать ее восстановление.

Вестибюль.
Литейный пр., 39
Помпейская живопись коридоров. Литейный пр., 39

       Из всего многообразия интереснейших исторических объектов, с которыми специалистам фирмы довелось работать, самым значимым, своего рода визитной карточкой, стало здание на Литейном, 39, известное как «Дом И. В. Пашкова». Построенный в 1841-45 гг. и отошедший спустя двенадцать лет Департаменту уделов, он считается одним из лучших архитектурных произведений Г.-Э. Боссе. Фасады постройки сочетают в себе элементы неоренессанса, позднего классицизма и неогреческого стиля. Особняк признается одним из наиболее выразительных архитектурных акцентов Литейного. Причем в оформлении его интерьеров, как и на фасаде, преобладают мотивы неогрека и неоренессанса. В советские годы здесь располагался Всероссийский научно-исследовательский геологоразведочный институт (ВНИГРИ), а сегодня поселилось Главное управление природных ресурсов и охраны окружающей среды МПР РФ по Санкт-Петербургу и Ленинградской области. Это ведомство и финансировало реставрационные работы на объекте. Из других крупных задач, стоявших в разное время перед ООО «Левкас» и успешно решенных коллективом, можно назвать реставрацию дверных блоков Александринского театра, реставрационный ремонт фасадов больницы Петра Великого, золочение орлов с ограды Аничкова дворца. Недавно закончено восстановление части парадной лестницы в шахматной школе им. М. И. Чигорина, а сегодня ведутся работы в музее «Нарвская застава», на проспекте Стачек, 45.

Ротонда в Доме актеров,
Невский пр., 86
Арочная анфилада
в здании Академической капеллы

       В. Кириллович: Куда важнее видеть не только результаты своего труда, но и бережное к нему отношение. Некоторое время назад мы реставрировали здание для спорткомитета, на Миллионной, 22 (с набережной Мойки до Миллионной). Была приведена в порядок вся анфилада залов. Недавно, чтобы кое-что подправить, нас пригласили сюда повторно. Мы видим, насколько бережно и с какой любовью там относятся к сделанному реставраторами, мы были признательны и тронуты до глубины души. Неплохо, считаю, поддерживается состояние театра Комиссаржевской, особенно учитывая то количество людей, которое каждый день приходит на спектакли. Вообще, как это ни жестко звучит, но основная проблема сохранения наследия содержится даже не в совершенстве реставрационных технологий и материалов, профессионализме реставраторов, а в том, насколько грамотно в дальнейшем будет организована эксплуатация объекта. Мне, например, довелось видеть работу германских коллег. Сравнение, кстати, оказалось в нашу пользу с огромным преимуществом в мастерстве. Вероятно, секрет отчасти кроется в том, что в Германии практикуются совсем другие подходы, нежели у нас. По сути, у них занимаются не восстановлением, а поддержанием исторических памятников в должном состоянии. Что правильнее – предмет особого разговора. Но это особая наука и нам в этом смысле есть, чему поучиться у немцев.

Фрагмент отреставрированного лепного декора
в интерьере Охотничьего зала. Литейный пр., 39
Большое фойе. Театр
В. Ф. Комисаржевской
Фрагмент потолочного декора
в зрительном зале. Театр
В. Ф. Комиссаржевской

       Высокий профессионализм сотрудников «Левкаса» был не раз отмечен как заказчиками, так и коллегами. Фирма активно сотрудничает с обоими реставрационными лицеями города, принимая к себе на практику молодых специалистов. Валентина Григорьевна с искренней гордостью говорит о сотрудниках «Левкаса»: «Они с головой увлечены своим делом». Иначе и не может быть. Реставратор – особая профессия, требующая полного включения в процесс, тихого, медленного, но глубочайшего проникновения в тайны времени, истории и судьбы каждого объекта, с которым ведется работа. Даже в выборе, как сейчас говорят, «бренда» чувствуется профессиональный реставраторский подход. Левкас – так называется особый состав, который используется для покрытия поверхности под золочение.
       В. Кириллович: Название я придумала сама – это и стало стартовым моментом в истории будущей фирмы. Но по большому счету, все началось с одного счастливого дня, когда нас, выпускников строительного ПТУ № 13, привели на практику в Русский музей. Этот эпизод я до сих пор вспоминаю с благодарностью судьбе и своему мастеру, потому что он-то и предопределил весь дальнейший ход событий. В нашей профессии так часто случается: прикоснувшись один раз своими руками к произведениям великих мастеров, становишься заложником ситуации, заболеваешь этим делом, отдаешь ему жизнь раз и навсегда. Поэтому и из тех студентов, которые приходят к нам на практику, обязательно кто-нибудь да остается. Вот так мы, образно говоря, «расставляем сети». И я не знаю ни одного человека в нашей профессии, пожалевшего о своем выборе. Это профессия счастливых людей, уникальная в своем роде, дающая возможность ежедневно соприкасаться с прекрасным. Если говорить о творческой стороне нашей работы, тут, возможно, и присутствует некоторое внутреннее противоречие. Казалось бы, мы не создаем, а «реанимируем» то, что было рождено другими. Но, вникая во все тонкости процесса воссоздания, понимаешь, что это, безусловно, творческий акт. Возможно, он даже сложнее и мучительнее, чем само создание. Любое творчество – это поиск образа, который существует в сознании. Мы же ищем образ, который уже кем-то когда-то был найден, существовал в конкретном материальном выражении, но потом был утрачен, в силу каких-то обстоятельств. Поэтому нужно сделать так, чтобы он сначала поселился в твоем сознании, а потом заново его воплотить. Это сложно. Машина с этим не справляется. Сейчас, как известно, существуют компьютерные технологии подбора красок. Мы как-то пробовали их использовать в своей работе, и ничего хорошего из этого не вышло. Краску у нас по-прежнему подбирает реставратор декоративно-художественных покрасок путем долгого творческого поиска, и никак иначе.





ООО «ЛЕВКАС»
198095, Санкт-Петербург,
ул. Маршала Говорова, д. 43.
Тел./факс: +7(812) 252-7261

см. реклама ООО "Левкас" на 2-й стр. обложки

>> К СОДЕРЖАНИЮ >>