Ирина Радченко Профессиональный
  ПОДХОД  
КОМПАНИЯ "ВОЗРОЖДЕНИЕ ПЕТЕРБУРГА" ЗАВЕРШИЛА РЕСТАВРАЦИОННУЮ ПОДГОТОВКУ К РЕКОНСТРУКЦИИ ТРЕТЬЕЙ СЦЕНЫ МАРИИНСКОГО ТЕАТРА

       В апреле этого года ООО «Возрождение Петербурга» отметило свое десятилетие, что послужило одним из поводов продолжить рассказ об этой известной реставрационной компании на страницах «АРДИС», встретиться с ее генеральным директором М. С. Юмартовым, поздравить с юбилеем. Другая не менее веская причина – участие этого коллектива в создании третьей сцены Мариинки. Из числа реконструкций, предпринятых в городе на сегодня, эта наиболее глобальна. Приспособление исторического здания под принципиально новую функцию – совершенно отдельный вопрос. Нас же больше всего интересовала реставрационная сторона дела. Мы рассчитывали на компетентный ответ, зная, что компания заслуженно пользуется репутацией одного из самых квалифицированных и ответственных подрядчиков ремонтно-реставрационных работ, что было доказано не раз и в процессе подготовки к 300-летию города, и позднее, когда бум с предъюбилейным восстановлением памятников уже стих.

Генеральный директор
ООО «Возрождение Петербурга»
М. С. Юмартов

– Михаил Сергеевич, итак, в чем конкретно состояла задача ООО «Возрождение Петербурга»?
– Работа по восстановлению фасадов Декорационного магазина на ул. Писарева, где вскоре должна закончиться реконструкция под новый концертный зал Мариинского театра, была связана с воссозданием огромного количества утрат кирпичной кладки, понесенных зданием во время пожара двухлетней давности. Значительная часть конструкций, устояв во времени, не выдержала испытания огнем. Копоть глубоко проникла в структуру кирпича, под воздействием высокой температуры он растрескался, произошло разрешение кладочного раствора. Все это следовало укрепить и усилить. Обширные фрагменты стены нуждались в реставрации. Потребовалось произвести многочисленные вычинки и вставки на поверхностях стен, домастиковка кирпича составила 100%. Пришлось также выполнить реставрацию кладочных швов по всей поверхности кладки, а это более 40 километров. Шовный материал там, где это можно, укреплялся, в местах утрат – восполнялся, и полностью – тонировался для придания облику стен визуального единства и исторической достоверности.

Специалисты ООО «Возрождение Петербурга» на реставрации кирпичной кладки
Декорационного салона

       Объем подготовительных и восстановительных работ оказался достаточно велик. Хотя, замечу, беспрецедентным его не назовешь. Наши мастера уже не раз имели дело с реставрацией больших масштабов. Вспоминается, например, какое впечатление на зарубежных коллег, собравшихся на специализированную конференцию в Венеции, произвела моя информация о том, что в ходе работ на Исаакиевском соборе нами за 2 года работы было вручную удалено более 50 т (!) корковых сажистых загрязнений и деструкции мрамора, обратившегося в гипс под воздействием атмосферных осадков.
– В КГИОП склонны рассматривать восстановление здания на ул. Писарева как работу во многом нехарактерную для петербургской реставрации, это так?
– В городе не так много исторических кирпичных фасадов, сохранивших первоначальный облик. Те же, что есть – это чаще всего здания промышленного назначения, и поверхность таких стен при ремонтах обычно просто закрашивается. На некоторых фасадах старая кладка не восстанавливалась, а покрывалась штукатуркой, по которой потом уже прорезались кирпичи. Далее делалась красная тонировка и выполнялась прорисовка мест, где, условно говоря, проходят шовные заполнения, соответствующим цветом, и, таким образом, достигался «эффект кладки». Поэтому с технологической точки зрения восстановление стен шредеровского Декорационного салона явило собой приятное исключение из обычной практики.

Реставрация фасадов Исаакиевского собора
Цирк на Фонтанке.
Реставрация фасадови кровли

       Вообще, когда работа носит эксклюзивный, как сейчас говорят, характер, это ответственно и, не скрою, приятно. В этой связи приведу другой пример: занимаясь Двадцатиколонным залом Эрмитажа, наша фирма столкнулась с проблемой реставрации 500 м2 пола из римской мозаики. Чтобы было ясно: речь идет о сотнях тысяч кусочков природного мрамора размером примерно сантиметр на сантиметр, каждый из них наши мозаичисты перебирали и приводили в порядок вручную. Обратившись поначалу за консультацией и помощью к коллегам, которые, казалось бы, имели некий опыт в реставрации мозаики, мы затем вынуждены были отказаться от таких услуг. После них приходилось переделывать. Наши специалисты с помощью технологов института «Спецпроектреставрация» постарались адаптировать все имеющиеся практические наработки обращения с природным и искусственным камнем к решению этой конкретной задачи. Этот вариант оказался оптимальным, и в итоге нам удалось справиться с этой уникальной, сложной работой. Примите во внимание, что заниматься комплексной реставрацией этого объекта нам пришлось в жестких временных рамках (на весь зал было отпущено 10 месяцев) и в тех условиях, когда все финансовые возможности исполнителя продиктованы исключительно рынком. Отсюда и определенные неудобства: сам мозаичный пол находился под лесами, поскольку одновременно надо было успеть проштробить стены и потолок под электрику, дальше нанести штукатурный слой и искусственный мрамор, а потом соответственно, восстановить живописную роспись стен. После этой работы, учитывая ее объем и уникальность, наша компания, получила огромный практический опыт реставрации мозаик. Точно так же, впрочем, после Исаакия мы приобрели бесценный опыт реставрации фасадов из природного камня. Более половины всего реставрационного объема здесь было освоено силами ООО «Возрождение Петербурга».

Залы Итальянского искусства и Архаики Государственного Эрмитажа.
Реставрация интерьеров

– Компания называется «Возрождение Петербурга». То есть география вашей деятельности ограничена чертой северной столицы, или все же случается работать за ее пределами?
– Уже после 300-летия города предприятию довелось подключиться к программе «Возрождение, строительство, реконструкция и реставрация исторических малых и средних городов России». Этот федеральный проект рассчитан на 2002-10 гг. В его рамках мы занимаемся проектированием реставрации и воссоздания, а также собственно работами по восстановлению ряда памятников национального историко-культурного наследия. В числе таких объектов – церковь Рождества Иоанна Предтечи в Малоярославце, построенная еще в XV в. Как вы понимаете, в границах Петербурга памятников такого возраста не существует. Даже по одной этой причине работа представляла большой профессиональный интерес. Что же касается практической стороны дела, то при восстановлении фасадов и кровли храма нашим специалистам потребовалось собрать воедино знания, умения и опыт, накопленные прежде. Это достаточно сложно – применение известковой программы на фасадах. Не секрет, что, благодаря иному принципу схватывания, известковые растворы на фасадах, в отличие от цементосодержащих, могут стоять сотни лет.

Двадцатиколонный зал Государственного Эрмитажа.
Реставрация интерьеров

       Профессиональная известковая программа в реставрации стоит дорого, что связано как с материалами, так и с профессионализмом исполнителей, но важны как сам результат, так и подход. Общеизвестно, что в России цемент стал широко применяться только с конца XIX в., а до этого все строилось с применением растворов на основе извести. Реставратор должен пользоваться только теми технологиями, которые соответствуют конкретному историческому периоду.

г. Малоярославец.
Проект реставрации
Казанского собора
г. Малоярославец. Церковь Рождества Иоанна Предтечи. Реставрация фасадов
и кровли

       По окончании работ нам не раз довелось слышать добрые отзывы и от малоярославского мэра, и от настоятеля церкви о. Андрея, и от прихожан. Главное, чему они удивлялись, так это подходу фирмы, которая приехала из самого Питера со своими людьми, оборудованием, транспортом, материалами и самостоятельно вела все от начала до конца. Нередко (а теперь и не только в провинции) бывает, что реставрационная организация привозит с собой только собственный бренд, нанимает случайных людей и т. п. Другими интересными работами ООО «Возрождение Петербурга» в малых городах России стали проектирование (стадия «Рабочий проект») реставрации церкви Иконы Казанской Божьей матери в г. Малоярославец, здания Дворянского собрания в г. Владимир и здания Гостиного двора в г. Владимир.
– Но давайте вернемся в Петербург…
– В прошлом году завершена реставрация Концертного зала с вестибюлем у Финляндского вокзала. Она финансировалась из городского бюджета и, включая реставрацию полов из мрамора, колонн из искусственного мрамора, лепного декора, шести люстр и нескольких десятков бра с перемывкой хрустальных деталей и восполнением утрат, носила комплексный характер. Это была обычная интерьерная реставрация, однако и здесь нашим сотрудникам пришлось в полной мере реализовать свои профессиональные качества.

– Основные реставрационные силы и средства города сейчас брошены на губернаторскую программу «Фасады Санкт-Петербурга». Ваша компания, насколько известно, обладает уникальной технологией чистки фасадных поверхностей. Это как-то востребовано?

г. Владимир. Проект реставрации Торговых рядов (Гостиного двора)
г. Владимир. Проект реставрации Дома дворянского собрания

– Если имеется в виду система лазерной очистки камня, то в обладании данной технологической разработкой в масштабах России мы, вроде бы, первые. Западная Европа активно ее применяет с начала семидесятых. Возьмите Париж: все его некогда закопченные фасады сейчас отреставрированы, в том числе и с помощью лазерных технологий. Вообще речь идет о дорогостоящей разработке. Мы отважились на ее приобретение и обучение специалистов, которые получили соответствующие дипломы международного образца, в расчете на участие в интересных проектах. Так, ООО «Возрождение Петербурга» успешно прошло через конкурс методик и выполнило пробные расчистки, проводившиеся КГИОП для фасадов Казанского собора в Санкт-Петербурге. Но нашему лазеру применение пока нашлось лишь для того, чтобы привести в порядок нескольких предметов декоративно-прикладного искусства. На одной из конференций по вопросам реставрации я делал доклад о нашем опыте применения лазера при реставрации барельефов мраморного надгробия.
– В завершение хотелось бы поговорить о том, что намечается сделать в этом году, какие текущие проблемы стоят перед компанией, в чем вы видите варианты их решения?
– С начала года мы участвовали в тендерах на реставрацию памятников истории и культуры, но пока с переменным успехом. Всю зиму и весну мы были вынуждены заниматься общестроительными работами, чтобы попросту выжить как предприятие. Это настоящий нонсенс, когда реставраторы высокой квалификации, обладающие неоценимым опытом работы на целом ряде действительно выдающихся культурно-исторических объектов (их силами только в Эрмитаже было восстановлено более 10 залов!), не задействованы в реставрационных проектах. Но мы надеемся на лучшее и делаем все от нас зависящее, чтобы продолжать вносить весомый вклад в сохранение уникального исторического наследия нашей страны.



>> К СОДЕРЖАНИЮ >>