Леонид Лавров,
зав. кафедрой архитектурного
проектирования СПбГАСУ
Юрий Курбатов,
профессор кафедры
АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ
РЕШАЮТ ДИПЛОМНИКИ
КАФЕДРЫ АРХИТЕКТУРНОГО
ПРОЕКТИРОВАНИЯ СПбГАСУ

       Прошедший июнь вспоминается как горячая пора – не только из-за необычной для Петербурга 30-градусной жары, ни и в связи с экзаменационной сессией в вузах, защитой дипломных работ. На кафедре архитектурного проектирования Санкт-Петербургского государственного архитектурно-строительного университета в этом году перед судом Государственной аттестационной комиссии предстали 50 выпускников.

       К этому времени практически уже каждый из них успел почувствовать себя участником реального проектно-строительного процесса. Не секрет, что в условиях строительного бума место приложения своих знаний и сил находят в архитектурных мастерских даже студенты 3-4 курсов: например, готовят рабочую документацию или выполняют графические «трехмерки».
       Раннее приобщение к профессиональной деятельности существенно влияет на учебно-воспитательный процесс. Ясно, что у будущих проектировщиков в такой ситуации остается все меньше времени на посещение лекций и практических занятий, и, может быть, в этой связи есть смысл подумать о переходе на вечернюю форму обучения для старшекурсников? Важнее другое – меняется отношение студентов к образованию. Отчетливее стало их избирательное отношение к перечню учебных дисциплин: предпочтение отдается тем, которые ведет известный своей жесткостью преподаватель, либо же предметам, рассматриваемым как особо необходимые для профессиональной карьеры.
       Столь очевидный прагматизм проявляется и на уровне дипломного проектирования. Теперь наибольший интерес вызывают темы, которые отражают сложившийся строительный заказ или могут привлечь заинтересованное внимание архитектурных мастерских города. В этом году на позиции безусловных фаворитов вышли досугово-коммерческие центры. Если, скажем, студент выбирал для разработки реконструкцию территории фабрики «Россия», то к завершению дипломной работы его произведением оказывался торгово-развлекательный комплекс на территории фабрики «Россия». Те, кого взволновала тема технопарка, представили, как нетрудно догадаться, аналогичный объект в составе технопарка.
       Подобный подход не вызывает удивления – изменение архитектурной типологии охватывает всю проектно-строительную сферу России и отражает эволюцию социальных и экономических реалий. Студенты находятся в русле профессиональной жизни и адекватно отражают профессиональную ситуацию. Вместе с дипломированными зодчими они пытаются найти ответ на наиболее дискуссионные вопросы современной архитектурной практики, касающиеся намывки северо-западной части Васильевского острова, возведения 300-метрового небоскреба вблизи Смольного собора, эволюции Второй сцены Мариинского театра, реконструкции Кировского стадиона и др.
       Вспоминается, как в начале 1960-х годов один из выпускников ЛИСИ по имени Виталий Орехов, захватив собой рулон бумаги с дипломным проектом стадиона, отправился в Красноярск и там смог реализовать заложенные у себя идеи, да так впечатляюще, что был отмечен за это Госпремией. Правда, случай этот уникален!

       К сожалению, в студенческих проектах 2006 года попытки дать предложения по реконструкции Кировского стадиона оказались не слишком успешными. В этой неудаче можно также видеть связь с реальной петербургской практикой. Наиболее значимый вклад в сооружение крупных спортивных объектов нашего города отмечался в 1970?е, будучи связанным с деятельностью А. П. Морозова и его коллег по работе в замечательном Специальном конструкторском отделе ЛенЗНИИЭПа. Среди современных сооружений мы не можем увидеть уникальных большепролетных покрытий, какие были применены для СКК или «Юбилейного». Вероятно, придется ждать появления в Петербурге филиалов фирм Калатравы или Фрая Отто!
       Характерно, что в поиске проектного решения для многих студентов решающую роль играют финансово-экономические соображения. В ходе защиты они обосновывают целесообразность принятого варианта данными о сроках окупаемости инвестиций, о графике капиталовложений и т. д., которые оказываются превалирующими. В то же время, некоторые из выпускников пытаются найти нетривиальные решения стоящих задач, опираясь не на соображения о максимальной доходности предлагаемых проектов, а исходя из собственных творческих порывов. В ряде случаев появляется возможность сопоставить студенческие идеи с имеющимися разработками по аналогичным темам. Порой имеет место даже целая палитра альтернативных предложений. Так, предлагая свои варианты реконструкции Набережной Европы или Новой Голландии, дипломники пытаются определить разумные пределы плотности застройки на этих важных участках городского центра, выяснив роль связанных с этим общегородских градостроительных идей.
       Отдельного внимания заслуживает вопрос использования IT-технологий при подготовке будущих архитекторов и в дипломном проектировании, в частности. Даже в Академии им. Репина, где исповедуется важность традиционного формата, в этом году значительную часть дипломных проектов представляли в виде компьютерных распечаток. Что касается СПбГАСУ, то здесь компьютер празднует стопроцентную победу.
       Можно констатировать, что затронуты сами принципы господствовавшей столетиями методики подготовки будущих зодчих. Возникает множество вопросов. Стоит ли проводить отбор абитуриентов путем сравнения их графических возможностей? Нужно ли в ходе учебного процесса столько времени уделять рисованию с натуры, отработке приемов архитектурной графики? Как организовать общение преподавателя со студентом на занятиях по курсовому проектированию? Ответы на них найти не просто. Надо учитывать и чисто прикладную сторону проблемы – все больше солидных заказчиков в дополнение к компьютерной архитектурной документации по своему объекту стремятся заполучить его изображение в технике отмывки, либо штриховой графики – оригинальное произведение искусства. Еще важнее методические аспекты. Возможно, придется сократить время на отработку «бриллиантового штриха» в студенческих заданиях, но при этом акцентировать внимание на отработке композиционных навыков, поэтапном распределении выполняемых задач и т. д.

       Представленные к защите дипломные проекты продемонстрировали, что оптимальных способов графической презентации архитектурного проекта пока не найдено. Слишком многие студенты в представленных визуализациях ориентировались на образцы, характерные для рекламной полиграфии или дизайна периодических изданий. Вероятно, было бы преждевременным надеяться, что уже сейчас компьютерная графика архитектора заговорит собственным языком. Более того, нам всем следует помнить, что высотное здание не всегда выразительней малоэтажного, что многоцветное не всегда лучше монохромного, что броское не есть синоним хорошего.
       Профессия архитектора весьма популярна у молодежи. Сотни абитуриентов ежегодно готовы выдержать сложные конкурсные испытания, чтобы попасть в список студентов, получить допуск к изучению ее основ. Сейчас мы видим итоги работы тех, кто стал студентом в 2000 году. Что же будет через шесть учебных лет, в 2012?

ДИПЛОМЫ КАФЕДРЫ АРХИТЕКТУРНОГО ПРОЕКТИРОВАНИЯ СПбГАСУ. 2006 год

Дипломная работа Ильи Юсупова
Тема «Аэропорт Пулково-3»
Руководители: проф. Л. П. Лавров, доц. А. М. Магеррамов, преп. С. И. Иванов
Удачная попытка реализовать идею взаимосвязи всех видов транспорта (авиа, метро, ж/д и авто) в едином узле. Работа основана на натурном анализе крупных современных аэропортов Лондона, Мюнхена, Мадрида, Стамбула и Гонконга. Предложение дипломника обеспечивает не только комфортность системы, но и ее возможность трансформироваться и развиваться. Этому способствуют универсальность пространства и охватывающая его конструктивная оболочка.

Дипломная работа Ирины Бурчик
Тема «Реконструкция и перепрофилирование Новой Голландии»
Руководители: проф. Л. П. Лавров, доц. А. М. Магеррамов, преп. С. И. Иванов
По своей новаторской концепции версия по праву могла бы занять достойное место среди конкурсных проектов, выполненных в последнее время. Стеклянные «здания-призраки», несущие порядок и беспорядок, наполнены ассоциациями genius loci, связанными с тем, что могло бы быть (первый градостроительный проект Коробова) и с тем, что было (утилитарные постройки XIX века вдоль Адмиралтейского канала, которые по замыслу И. Л. Бурчик сносятся).

Дипломная работа Елены Францевой
Тема «Реконструкция «Набережной Европы»
Руководители: проф. Л.П. Лавров, доц. А.М. Магеррамов,
преп. С.И. Иванов
Плотная жилая застройка, которая образует ясный периметр. К площади им. Д.С. Лихачева комплекс обращен зданием гостиницы. Умеренная этажность и горизонтальность объемов в полной мере соответствуют геометрическому консерватизму Санкт-Петербурга. Фасады, обращенные к Малой Неве, хорошо прорисованы и наполнены петербургскими ассоциациями. Архитектура воспринимается застывшей между хорошим Прошлым и туманным и пока неясным Будущим.

Дипломная работа Алисы Юшковой
Тема: «Реновация бывшей канатной фабрики «Нева»
Руководители: проф. Л. П. Лавров, доц. А. М. Магеррамов, преп. С. И. Иванов

В композиции информационно-общественного центра используется прием инвертирования. Из крупного объема здания медиатеки «вырезаются» цилиндрические объемы и расставляются таким образом, чтобы направлять движение посетителей вдоль берега пруда. Преобразованное в выставочный зал здание канатной фабрики удачно скрещено с новой веерообразной формой.

Дипломная работа Наталии Карповой
Тема: «Реновация фабрики «Россия» с разработкой детской художественной школы»
Руководители: проф. Л. П. Лавров, доц. А. М. Магеррамов, преп. С. И. Иванов
Новаторская часть проекта – облик художественной школы. Это незавершенная, с элементами эрозии скульптура, которая будет способствовать развитию фантазии и творческого мышления юных художников. Позитивный аспект проекта – в крепкой связи с ландшафтом участка и использовании его живописных качеств.

Дипломная работа Дарьи Смирновой
Тема: «Реконструкция «Набережной Европы»
Руководители: проф. Л. П. Лавров, доц. А. М. Магеррамов, преп. В. П. Заварин и С. И. Иванов
В основу работы положена идея главного архитектора Ленинграда Н. В. Баранова о создании внутригородского «зеленого клина», протянувшегося от Петропавловской крепости вдоль Малой Невы к Финскому заливу. Именно поэтому автор отказывается от плотной периметральной застройки участка, и, учитывая социальную значимость места, размещает здесь Административный комплекс Санкт-Петербурга. Его композиция носит «островной» и поэтому уместный характер. Здания комплекса охвачены водоемами и небольшими камерными садами.

Дипломная работа Евгении Дубровой
Тема: «Реконструкция прибрежных промышленных территорий в Шлиссельбурге со строительством спортивно-досугового комплекса»
Руководители: доц. Ф. В. Перов, доц. И. А. Брызгалова, ст. преп. Ю. А. Девятова
Удачное перепрофилирование и реконструкция производственных корпусов судоремонтного завода. И горожане, и туристы маршрута «Петербург – Валаам и Кижи» получают в удобном для них месте уникальный по своим функциям и облику досуговый центр, который безусловно будет повышать престиж Шлиссельбурга.

Дипломная работа Владимира Потапова
Тема: «Реконструкция форта Кроншлодт под медико-реабилитационный центр»
Руководители: доц. Ф. В. Перов, доц. И. А. Брызгалова, ст. преп. Ю. А. Девятова
Уникальная по своей социальной значимости работа. Продуманность функциональной схемы, соединяющей изолированный остров, дополняется комплексом реабилитационных сооружений, гостиницей и перепрофилированным под хоспис зданием казарм, дает основания для продолжения проектной работы и ее реализации. Новые здания не нарушают облика оборонного сооружения.

>> К СОДЕРЖАНИЮ >>