Андрей Ильин
ОТ ЧАСТНОГО
К ОБЩЕМУ











Сергей Орешкин

       В конце марта этого года со дня основания одной из крупнейших архитектурных мастерских Санкт-Петербурга, ППФ «А.Лен», исполнилось 15 лет. Приличный повод встретиться с первым руководителем и сообща заняться подведением некоторых итогов, а также приоткрыть завесу тайны над планами коллектива на будущее. Все пошло совсем по другому сценарию: наша беседа с директором и главным архитектором «А.Лен» С. И. Орешкиным большей частью сосредоточилась на одном объекте. В развитие интервью, взятого некоторое время назад у архитектурного советника президента Управляющей компании «Морской фасад» О. А. Харченко, мы принялись уточнять некоторые практические детали разработки проекта портового комплекса на Васильевском острове и настолько увлеклись вопросом, что всему остальному получилось уделить непропорционально мало внимания.


ГЕНСЛЕРУ ГЕНСЛЕРОВО
С. Орешкин:
– Действительно, полное понимание, что же в конце концов предстоит построить, в УК «Морской фасад» появилось не сразу. Здесь, правда, подразумевается только архитектурно-планировочная суть задачи. Со временем заказчик расстался со всякими затеями воздвигнуть на территории нового порта некое грандиозное здание. Оказалось, что все подобные замыслы лишены особого смысла чисто по экономическим соображениям. Поэтому о результатах первого архитектурного конкурса на эту тему сейчас или вообще перестали говорить, или вспоминают как о неудавшемся, хотя и ярком эксперименте.
       На следующем этапе появилась идея образовать консорциум архитектурных мастерских, куда, кроме нас, должны были войти «М 4», а также «Витрувий и сыновья». Более того, работа в таком формате даже началась… Однако спустя какой-то срок заказчика все происходящее перестало устраивать, на что, вероятно, появились свои весомые причины. В итоге разработку проекта будущего комплекса терминалов на намывных территориях оставили за нашей фирмой.
       У «А.Лен», в свою очередь, к планируемому строительству имелся «собственный счет». В свое время было счастливо похоронено большинство первоначальных фасадных предложений из нашего проекта аквапарка у гостиницы «Прибалтийская». Случилось это как раз благодаря идее намыва и уточнениям маршрута прохождения ЗСД. Будущий аквапарк сдвигался с береговой линии в глубину суши и к тому же не только терял свои видовые характеристики, но и дополнительно изолировался от территории предстоящей застройки новой автомагистралью. По таким соображениям заказчик данного проекта, да следом за ним проектировщики пришли к выводу, что комплекс теперь не нуждается в той внешней выразительности, какую ему надлежало бы придать при сохранении прежних градостроительных условий.
С. Орешкин:
– Несколько отклоняясь от темы, скажу, что в дальнейшем здесь пришлось сместить проектные акценты в сторону интерьерных решений.
Что же касается вновь образуемых территорий к западу от Васильевского острова, то разработки «А.Лен» и Gensler представляют собой абсолютно самостоятельные проекты. Мы занимаемся новым портом, они – всем остальным, что будет строиться в намывной зоне по южную и северную стороны от его границ. Учитывая также, что именно комплекс морских пассажирских терминалов в программе освоения новых земель является объектом первой очереди, то, скорее, иностранным коллегам придется принимать наши планировочные решения как данность, а не наоборот. Впрочем, для проектной и консалтинговой компании с таким громким мировым именем, как «Gensler», думается, не составит особой проблемы вписать в свои генеральные концепции порт с теми же тремя дорогами, по которым будет осуществляться его сообщение с остальным городом. Надо принимать во внимание и соотношение масштабов – терминалы вместе со всей инфраструктурой занимают где-то около 7% общей площади намыва.

Комплекс зданий и сооружений Морского Пассажирского Терминала


       Работа над проектами выполняется независимо друг от друга, и на данном этапе мы практически никак не контактируем. Все же известное мне о gensler’овских идеях почерпнуто из общения с представителями единой для обеих проектных фирм управляющей компании. Признаться, то, что до сих пор доводилось видеть в «Морском фасаде», если и впечатляет, то какой-то своей футуристичностью. Судя по иллюстрациям к первым предложениям Gensler, они пока что не до конца понятны и в петербургском градостроительном контексте могут быть восприняты не совсем логично – например, криволинейность улиц и т. п. Но у иностранных проектировщиков в отличие от нас, слава Богу, еще есть время на существенные доработки. Кроме того, участие в этом процессе О. А. Харченко в качестве архитектурного консультанта, человека с огромным опытом и глубоким знанием темы, перед глазами которого за время пребывания в прежней должности прошел не один квадратный километр планшетов, призвано сыграть самую позитивную роль.

Интерьеры зданий Морского Пассажирского Терминала

       Тема «А.Лен» в программе строительства Морского фасада исключительно интересна в профессиональном плане и нова не только для нас, но и для отечественной проектной практики. Здесь приходится заниматься не чисто архитектурными вопросами в привычном понимании, а больше, к примеру, логистическими. Процентов на девяносто все дебаты по будущему порту посвящены обсуждению экономических аспектов его работы с учетом перспектив дальнейшего развития морского туризма на Балтике, мощностей имеющегося в мире парка круизных и паромных лайнеров, а также предварительных договоренностей о графике их заходов в Санкт-Петербург. Наши планировочные и объемные решения напрямую увязываются с задачей обеспечить «зеленый свет», максимальную скорость и достойное качество обслуживания судов в пассажирском порту. Все параметры будущих сооружений (длина причального фронта, площади зданий, емкость парковок и проч.) определяются исходя из точного расчета прогнозируемого пассажиропотока и вместимости кораблей вплоть до одного человека. Намывная земля – это хорошо и ново, но при этом достаточно дорого. Следовательно, у вопроса эффективности ее использования гораздо более высокая цена.
       Поскольку вступление России в ЕЭС если когда-нибудь и состоится, то произойдет это далеко не так скоро, как многим бы того хотелось, приходится учитывать и геополитический фактор. Для всей остальной Европы мы еще долгое время продолжим оставаться хоть и близкой территориально, но в юридическом смысле настоящей «заграницей». Приходится иметь дело с дополнительными проблемами в организации работы терминала, решая их сразу же на начальных стадиях разработки проекта. Со всеми вытекающими отсюда последствиями порт представляет собой не просто крупное транспортно-пассажирский узел, но и участок госграницы с пунктом пропуска и прочей атрибутикой. Такая работа должна строиться в рамках жесткой регламентации, и, чтобы уточнить свои предварительные планировочные решения в соответствии с требованиями пограничников и таможенников, мы их уже направили на согласование в восемнадцать так называемых «заинтересованных» инстанций. Детализации требует все так или иначе относящееся к пропускному режиму и вопросам пограничной безопасности – вплоть до последнего прибора и предмета мебели в интерьерах. На этот счет сочинены целые тома специальных инструкций. Приступать к привычным для архитектора согласованиям у пожарных, в СЭС и т. д. до тех пор, пока проект не получит «добро» у силовиков, вообще не имеет смысла.

АДЕКВАТНЫЙ КЛИЕНТ
       Беда первых проектов была еще и в том, что архитекторам, имевшим весьма смутное представление о логистике, доверили придумывать международный морской порт. В результате получилось то, что получилось.
С. Орешкин:
– Мы по прошествии полугода работы над проектом, успев за этот срок привлечь к консультациям множество профессионалов, и то владеем темой в лучшем случае на «четверку с минусом» по пятибалльной системе. Уход от гигантизма был обоснован соображениями здравого смысла. Вместо 180 тыс. м2 теплых помещений в составе тех же «Ворот в Европу» коллеги Плоткина у нас получается максимум 16 тыс. Это та предельная площадь, которой будет необходимо и достаточно для того, чтобы порт нормально работал вместе со всем подобающим сервисом и туристической инфраструктурой, со своими гражданскими, таможенными, пограничными службами. Все это распределено между четырьмя вокзальными зданиями. Нашим гостям, прибывающим в Петербург, нет необходимости путешествовать по многокилометровым галереям и задерживаться в порту лишнее время. Он является краткой остановкой в их маршруте, поэтому все здесь должно быть подчинено идее как можно быстрее высадить пассажиров с борта судна, переправить их в город, и так же оперативно выполнить обратную процедуру.
       Вместе с тем, мы понимаем, что порт будет восприниматься действительно как новый морской фасад города, поэтому его облик должен, на наш взгляд, соответствовать не только основной функции «перевалочного пункта», но и представительской. Здесь свою роль играет эффект первого впечатления. Соответственным образом и задача не сводится к постройке унылых единообразных зданий, исходя из чего мы намереваемся настаивать на целом ряде эксклюзивных конструктивных, образных и композиционных решений, заложенных в проекте.
       В сравнении с другими разработками «А.Лен» эта, может быть, и не слишком поражает масштабами. Для фирмы, где занято почти два десятка архитекторов, а в составе отдела строительных конструкций работают еще 24 человека, 16 тыс. квадратных метров нового вокзала не представляют чего-то из ряда вон выходящего. С 1991 г. численность персонала здесь выросла с пяти до без малого сотни человек, трое из которых являются членами СПб отделения Союза Архитекторов России. В структуре фирмы образованы самостоятельные отделы генплана и инженерный. Последние три года архитектурная мастерская входит в первую десятку частных проектных бюро Санкт-Петербурга. В портфеле заказов компании значительную долю составляют крупные объекты: жилые комплексы общей площадью 20 000–80 000 м2, несколько СТО с автосалонами площадью от 1500 до 7000 м2, многофункциональные торговые комплексы площадью 10 000–30 000 м2.

Проект жилого дома.
С.-Петербург,
17 линия В. О., д. 14 (вариант)
Проект торгово-развлекательного
комплекса.
С.-Петербург,
Полюстровский, д. 7 (вариант)

С. Орешкин:
– В то же время, здесь мы получили задачу более высокого уровня инновационности. Поэтому поиск путей ее решения не может не обогащать профессионально. Добавлю, что в случае с Управляющей компанией «Морской фасад» мы имеем дело с адекватным клиентом, сотрудничество с которым полезно и интересно. Эта команда теперь ясно знает, какого результата хочет добиться, и умеет четко обозначить приоритеты. Мы, учитывая такой ее подход, стараемся работать прозрачно, не укрывая от заказчика никаких секретов проектной кухни. Там даже персонально знают, кто в «А. Лен» и чем конкретно в проекте занимается.
       К настоящему моменту уже достаточно подробно определено, как будет выстраиваться технология каждого из направлений деятельности порта, и это доскональным образом учтено в наших архитектурно-планировочных решениях. Они пока, правда, представлены еще очень схематично, в эскизной форме. Детали будут дорабатываться после прохождения документов через всю систему согласований. Однако есть все основания для уверенности, что к нужному времени мы со своими сооружениями порта сумеем догнать коллег из Ленморниипроекта, которые уже успели пройти экспертизу проекта причальной стенки.

ПУСТЬ НЕ С «ЧИСТОГО ЛИСТА»
       Среди основных объектов, построенных в разные годы по проектам архитектурного бюро  «А.Лен», в Петербурге хорошо известны жилые комплексы «Олимпийская деревня» и «Фаворит» на Крестовском острове, торговые – «Рамстор» на Коломяжском проспекте и «Октябрь» на Малоохтинском, мультибрендовый автодилерский центр «Грегорис карс» на Выборгской набережной… Список можно продолжать, но объем журнальной публикации вряд ли позволит даже просто перечислить все – в общей сложности счет реализаций идет на сотни. В числе последних построек Сергей Орешкин особой строкой выделяет аквапарк гостиницы «Прибалтийская».

Фасад аквапарка «Вотервиль»
со стороны залива

С. Орешкин:
– В самом начале разговора я уже упомянул о тех метаморфозах, которые пришлось пережить данному проекту в силу объективных изменений градостроительной ситуации на участке строительства. Мы, кроме того, не были первыми, кому хозяева отеля поручали проектировать аквапарк. Не знаю в точности, и поэтому не стану останавливаться на предыстории этого ангажемента. Скажу лишь, что до появления «А. Лен» работы здесь велись уже года два, активно разрабатывалась стройплощадка, а мы были кардинально не согласны с идеями своих предшественников как по образу объекта, так и по его функциональному воплощению. В дополнение, для заказчика важнее многого прочего стал вопрос ускорения окупаемости строительства. Сами по себе аквапарки во всем мире являются не самыми доходными, хотя и достаточно затратными заведениями. Только в Петербурге могу припомнить как минимум полтора десятка аналогичных проектов, которым так и не был дан ход по этой причине. Все же, что предлагалось до нас в отношении конкретно этого комплекса, вряд ли сулило гостинице ожидаемую эффективность стартовых капиталовложений.

Центр водных развлечений «Вотервиль». Интерьеры

       Все началось с уменьшения проектных объемов здания примерно на треть – первоначальные прогнозы консультантов, как выяснилось, были не точны. Потом пришлось биться над устранением прежних ошибок, поскольку объектом нам пришлось заниматься не с «чистого листа». Как «объемщики», мы нередко ломали голову над тем, что же хотели сказать «интерьерщики», которым, например, заказчик в один прекрасный момент решил поручить всю работу над проектом, и как все это можно исправить. Следует вспомнить, что на время нашей работы выпали и трагедия с «Трансваалем», и последовавший за ней резонанс – ужесточение требований к конструкциям и т. п. Все приходилось просчитывать в мелочах, решая задачи с самыми нетривиальными условиями – скажем, учитывая законы гидравлики, смотреть, как поведет себя криволинейная железобетонная конструкция, когда по ней с 50-километровой скоростью движется и бьется о стенки на поворотах человек весом в сто килограммов.
       Мастерская была вынуждена нести незапрограммированные расходы, и хотя с этим проектом она сработала себе в убыток, наш имидж от его реализации не пострадал, а, напротив, укрепился, потому что все-таки мы опять оказались в Петербурге первыми.

«ЭГОИСТ» КАК «ЭГОИСТ»
       Деятельность мастерской Сергея Орешкина отмечена профессиональными наградами разного достоинства. Только в прошлом году «А.Лен» увез с XIII международного фестиваля «Зодчество» два диплома. Одного из них он был удостоен в номинации «Творческие архитектурные коллективы и мастерские», другой получил по итогам участия в «Смотре лучших архитектурных произведений 2003-2005» за жилые дома со встроенными помещениями и автостоянкой на улицах Графтио и Аврова в Петербурге. Между прочим, оба названных объекта незадолго до своего представления в Москве были награждены дипломами городского смотра-конкурса «Архитектон».
       «Архитектон-2006», итоги которого будут подведены 13 сентября, также не обойдется без участия ППФ «А. Лен». Здесь фирма собирается показать проекты жилых домов на 17 линии Васильевского острова, Константиновском и Морском проспектах, упомянутого уже аквапарка, торгового центра «Хит-Дизайн», физкультурно-оздоровительного комплекса, а также коттеджа в Самаре. Малоэтажная тема вообще рассматривается в мастерской как самостоятельное и актуальное направление. В библиотеке ее разработок имеется около 300 рабочих проектов коттеджей и вспомогательных зданий на участке.
       В разделе «Постройки» смотра-конкурса будет представлен жилой дом «Эгоист», тот самый, что недавно стал новым и заметным дополнением облика ул. Восстанияв в месте ее пересечения с ул. Рылеева, а в этом номере «АРДИС» – еще и украшением нашей первой обложки.

С. Орешкин:
– Это строительство велось около года, то есть достаточно быстро даже по новым петербургским меркам. В основу композиции здания мы положили неоконструктивистские приемы, и такие мотивы можно уловить во многом – от консолей и сложносбалансированного фасада до активного применения стекла и металла. Новое строение, на наш взгляд, гармонично сочетается с историческим обликом центральных улиц, объединяя в себе стиль прошедшей эпохи и современные архитектурные тенденции. В наружной отделке применены вентилируемый фасад, светоотражающее остекление, панорамные окна, причем стеклянная часть занимает почти половину фасадной поверхности. В темное время суток обеспечивается подсветка здания. Во внутренней планировке заложен принцип эксклюзивного клубного дома, рассчитанного на узкий круг респектабельных жильцов: здесь предусмотрено всего 19 квартир. При этом пространство каждой может быть сформировано в соответствии с предпочтениями хозяев. Везде это просторные апартаменты с высокими (3,14 м) потолками, что позволяет произвести практически любую перепланировку. Дом оснащен современной трехступенчатая системой очистки воды, кондиционированием, бесшумными лифтами «Kone», видеонаблюдением, цифровой телефонией, выделенным каналом Интернет, спутниковым ТВ.
       Название комплексу подобрано со смыслом и неким вызовом. Мы же, тем временем, отмечаем, что «эгоизм» этой постройки вышел у «А.Лен» не разрушающий, а вполне конструктивный, ведь каждый день ходим в свою редакцию мимо этого дома. А самой мастерской хотелось бы пожелать успехов не только во всех предстоящих конкурсах, но и во всех проектах, за которые здесь берутся.

МЫ РАБОТАЕМ ДЛЯ ВАС
И ДЛЯ БУДУЩИХ ПОКОЛЕНИЙ

• Временное сооружение для разгрузки материалов (МОФ), проект «Сахалин-2». Объект сдан в 2005 г.
• Строительство объектов внешнего железнодорожного транспорта
и гидротехнического назначения Распределительного перевалочного комплекса нефтепродуктов в г. Высоцке Ленинградской области (Лукойл-II). Объект сдан в 2005 г.
• Дноуглубление акватории нефтеналивных причалов специализированного морского нефтеналивного порта (СМНП) «Приморск». Объект сдан в 2005 г.
• Реконструкция и строительство зданий Российского государственного исторического архива в г. Санкт-Петербурге. Объект сдан в 2005 г.
• Реконструкция искусственной взлетно-посадочной полосы ИВПП-2 в  аэропорту «Пулково» (г. Санкт-Петербург). Объект сдан в 2006 г.
• Капитальный ремонт Массивов гигантов (МГ) №17 и №18 Юго-Западного волнолома и МГ №9 Западного волнолома в порту Туапсе. Объект сдан в 2005 г.
• Ремонтные дноуглубительные работы в порту Туапсе в навигацию 2004 г.
Объект сдан в 2005 г.
• Сооружение морского терминала по перегрузке светлых нефтепродуктов Морского торгового порта «Приморск» (пусковой комплекс). Сдача объекта – 2007 г.
• Строительство судопропускного сооружения С-2 и подъемного моста
(комплекс защитных сооружений Санкт-Петербурга от наводнений). Сдача объекта – 2007 г.
• Строительство Морского пассажирского терминала Санкт-Петербурга
на Васильевском острове. Сдача объекта - 2008 г.

ЗАО «Инжиниринговая корпорация «Трансстрой»
107217, Москва, ул. Садовая-Спасская, 21/1
Тел. (495) 777-7904
Факс (495) 777-7906
E-mail: [email protected]
http//www.ingtransstroy.ru

>>К СОДЕРЖАНИЮ >>