Дмитрий Ильин

       В середине лета губернатор решила прямо на месте познакомиться с ходом приспособления бывшего ПТУ на Курляндской улице под школу для детей, больных церебральным параличом. Если накануне она в пух и прах раскритиковала строителей Приморского района, то на сей раз не удержалась от того, чтобы поставить им в пример коллег из Адмиралтейского. Позитивные впечатления оказались сильны настолько, что, прямо не сходя со строительной площадки, Валентина Матвиенко решила вопрос о приобретении для школы крайне необходимого спецавтобуса, оборудованного подъемником.

       Новый учебный год питерские ребята с серьезными нарушениями опорно-двигательной системы проведут в стенах школы, полностью приспособленной под их нужды. Проектом этим занималась архитектурная мастерская М. П. Копкова («АрКо»). О некоторых ее работах и планах мы рассказывали в материале, посвященном 15-летию это коллектива (ДиС, №2[26] – 2005). Новый информационный повод для встречи с руководителем мастерской показался не менее существенным, чем недавний юбилей. Тем более, очень символичной выглядела такая вещь: сам Михаил Павлович впервые громко заявил о себе как архитектор, заняв первое место на Всесоюзном конкурсе за проект школы искусств на 300 мест. И опять школа…
М. Копков:
– Создание пространства, наполненного светом, превращение здания фоновой застройки в яркий запоминающийся образ, четкое функциональное зонирование с минимальными связями по вертикали и горизонтали — такое концептуальное решение мы посчитали необычайно важным для детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата. Это те принципы, заложенные в основу проектной идеи, которые нам удалось сохранить несмотря ни на что. Мы имели дело с полностью бюджетным проектом, который, вероятно, в силу этого и реализовался так долго. Такая особенность и, прежде всего, не до конца ясные перспективы финансирования сказались на ходе и продолжительности строительства. Хотя с проектом реконструкции мы в основном разобрались в 2002 году, сроки начала работ на объекте то и дело сдвигались на неопределенный период. Тем временем менялись нормы – соответственно, и наш первоначальный замысел уже не мог в полной мере удовлетворить ни заказчика, ни надзорные инстанции. Всякий раз приходилось учитывать их новые и новые замечания. Процесс этот оказался перманентным и наблюдался вплоть до самого окончания строительства.

Проект реконструкции здания ПТУ №4 под школу для детей
с врожденными патологиями опорно-двигательного аппарата
Эксклюзивное оконное заполнение в реконструированном здании школы


       Общие проблемы с инженерией объекта были видны еще на стадии подготовки предпроектных предложений, однако со всей отчетливостью выявились лишь к финалу реконструкции. Например, от теплового центра, находившегося в этом здании, с тех самых пор, когда здесь еще располагалось ПТУ, помимо него самого, была запитана жилая постройка. Ясно, что при нынешних нормативных требованиях такое положение вещей абсолютно неприемлемо, и как будущая школа, так и дом должны иметь автономные системы теплоснабжения. Одно дело – недостаток мощности старого теплового узла, другой вопрос – принципиальная разница функциональных характеристик обоих объектов. В сложившейся ситуации проектирование своего теплоцентра для соседнего здания оказалось для мастерской дополнительным обременением, и этим вопросом приходится заниматься отдельно.

Специализированная школа
на ул. Курляндской, 29.
Август 2006 г.
1 сентября 2006 года.
Открытие специализированной школы на Курляндской ул.

       Несмотря на перечисленные сложности, работать над этим проектом было чрезвычайно интересно. Здесь следовало найти такие решения, которые позволили бы ребенку с ограниченными двигательными возможностями и его учителю чувствовать себя в окружающей обстановке достаточно комфортно и безопасно. На первый взгляд, казалось, что и бывшее профтехучилище, и школа, где будут учиться дети, страдающие врожденным церебральным параличом, – являются образовательными учреждениями, – значит, от архитектора, занятого приспособлением одного под другое, никаких особых ухищрений не потребуется. На деле же, изучив вопрос, так сказать, изнутри, общаясь с медиками, а также теоретиками и практиками в этой специальной области педагогики, мы сделали совсем иные выводы. Переделать предстояло все, притом настолько кардинально, что по сложности данную разработку впору было ставить в один ряд с самыми серьезными из наших проектов крупных жилых комплексов. Без ложной скромности замечу: протяженность одних только пандусов, поделенная на площадь школы, получилась, может быть, даже заслуживающей отдельной строчки в Книге рекордов Гиннеса. Более того, все эти маршруты в пятиугольном объеме здания следовало выстроить как можно рациональнее, обеспечив горизонтальные и вертикальные связи между школьными помещениями, максимальную их доступность при движении на инвалидных колясках.
       Основные усилия проектировщиков сосредоточились на глобальном переустройстве всего внутреннего пространства здания. Построенное в начале прошлого века для одного из петербургских благотворительных фондов Русской Православной Церкви, оно наилучшим образом подходило как раз под какие-нибудь такие нужды. Если бы не решение городских властей выделить эту постройку под школу «Динамика», то, возможно, теперь здесь по нынешней моде могли появиться, допустим, чьи-то офисы. Училище, которое переселилось сюда в свое время, хоть и испытывало некоторые неудобства, тем не менее, мирилось с ними. Другое дело – специализированное учебное заведение для школьников, страдающих ДЦП.
М. Копков:
– Директор школы достаточно четко представляла, а следом за ней и мы стали понимать, что же в итоге должно получиться. Одна из особенностей работы состояла в необходимости увязать внутреннюю планировку реконструируемого здания со всей спецификой учебно-воспитательного процесса. Надлежало предусмотреть достаточное количество просторных рекреационных мест, избежать сложных маршрутов передвижения, в то время как перед авторами первоначального проекта ничего даже близкого к этой задаче, естественно, не стояло. Исторически здание было поделено на множество отдельных, часто совсем небольших комнат, и эту проблему пришлось решать в первую очередь. Предусмотрев обширные школьные рекреации, совместив с ними въезды с пандусов, мы получили, то, что хотели – пространства, наполненные светом. Тем же мы руководствовались при выборе колористических решений в интерьерах. Правда, на начальном этапе нас даже упрекали в излишнем внимании к архитектурным деталям – мол, зачем, к примеру, проектировать большие круглые окна, может сойти что-нибудь попроще, а значит, подешевле. Мы же не просто стремились уйти от утилитарности, но и понимали, что здесь будут учиться дети, для которых само словосочетание «гулять на улице» имеет необычную окраску. Поэтому наше стремление сделать внутреннее пространство максимально открытым, насколько возможно удалившись от типовых стандартов, принятых при строительстве обычных школ, было оправдано и с педагогических позиций.
Справедливость такого подхода получила надлежащие оценки уже потом, когда все наши задумки можно было посмотреть и пощупать в реальности, а не на чертежах. Вообще, существует такой парадокс: как правило, есть один человек – архитектор, или ограниченная группа людей-разработчиков проекта, – которые яснее всех остальных еще до строительства, и даже когда на площадке вовсю идут работы, представляют конечный результат. Никакие самые талантливо исполненные визуализации или детально проработанные макеты не дают о нем полного представления. В то же время, все критические залпы (при этом не всегда аргументированные) даются большей частью по автору.
       Поскольку детей в школу будут привозить на автобусах, в составе комплекса предусмотрены гараж, бокс для ремонта машин, удобная стоянка. Из просторного и светлого вестибюля на верхние этажи можно подняться по современным лифтам, адаптированным для транспортировки детей в инвалидных колясках. Есть и другой вариант передвижения – по пологим пандусам. По информации Михаила Павловича, которую тот, в свою очередь, почерпнул, общаясь с директором «Динамики», школьники, вероятнее всего, будут предпочитать подниматься наверх и спускаться именно таким образом.
       На первом этаже располагаются общешкольные помещения, бассейн, столовая, спортзал, классы младших школьников.
       Два следующих этажа отданы учащимся средних и старших классов. Их планировочная структура уже принципиально иная и выстроена с учетом полагающейся кабинетной системы обучения по отдельным школьным предметам.
       Нормы достаточно конкретны и ими, в частности, регламентируется запрет поднимать детей, страдающих ДЦП, выше 3-го этажа. Поэтому на 4-ом сосредоточены учительская, кабинеты школьного руководства, центр компьютерного управления учебным процессом и дистанционного обучения, зал для проведения специализированных конференций и семинаров педагогов, прочие административные службы.
       Предыстория создания новой школы для детей-инвалидов на Курляндской ул. сама по себе весьма драматична. То не находилось подходящего места, то – денег под строительство. Когда город выделил 160 млн. руб., необходимых на реконструкцию, вопрос уже стоял крайне остро. Шутка ли сказать, обучение юных петербуржцев с врожденными патологиями опорно-двигательного аппарата велось в жуткой тесноте абсолютно не приспособленных для этого помещений. Как некоторое время назад рассказывала корреспонденту «Учительской газеты» директор «Динамики» Сания Поршнева, возглавляемый ею центр первоначально должны были посещать 30 детей. Вскоре же эта цифра уверенно перевалила за сотню. Что больше тому виной, экологические или социальные проблемы – предмет особого исследования. Однако все, что было выделено школе по государственным благотворительным программам, включая швейные машинки, удобную мебель, специальные костюмы, тренажеры и пр., лежало мертвым грузом. На занятия ЛФК собиралось 14-15 человек, тогда как имеющаяся комната могла едва вместить пятерых.
       Но, вероятно, что-то все же двинулось с мертвой точки, раз новый учебный год эти ребята встретят в новой школе, рассчитанной на 150 мест. Может быть, у нас наконец-то начинают обращать внимание на острейшие общественные проблемы, которые раньше всегда было принято замалчивать, а Петербург и в этом деликатном вопросе приобретает цивилизованные черты.
М. Копков:
– Работая над проектом школьного комплекса, кроме функциональной полноценности, которая ставилась во главу угла, нам, думаю, удалось придать ему иное градостроительное звучание. Здание хорошо просматривается со Старо-Петергофского проспекта, а теперь еще и выступает организующим элементом в системе окружающих построек. Уделяя внимание этой стороне дела, мы не только и не столько старались удовлетворить профессиональное самолюбие. Ребята, для которых мы строили, не меньше кого-то другого достойны учиться в красивом здании, стоящем в красивом месте.
       Вообще же в архитектуре не существует «дежурных» задач. Каждый свой объект ты вынашиваешь и пестуешь как единственный в своем роде. Конечно, каким будет итог этих усилий, зависит от множества факторов – и от ситуации в строительном комплексе, и, не в последнюю очередь, от системы отношений с заказчиком, инвестором, подрядчиком. Где-то последняя действует безотказно, где-то, случается, – может давать сбои. В структуре проектной деятельности «АрКо» основным направлением на сегодняшний день является жилищное строительство. Именно так складывается конъюнктура рынка недвижимости. С другой стороны, наш опыт проектирования в этой сфере оказался полезным Петербургу. К примеру, в связке с компанией «ЛЭК» мы работаем уже довольно давно и за этот срок научились тесно и продуктивно взаимодействовать.
       Пример этого сотрудничества – жилой комплекс «Янтарный берег» в Московском районе, строительство которого близится к завершению. Реализуемая архитектурная композиция представляет собой контраст вертикали 17-этажных точечных зданий с плавными линиями соединяющих их 16-этажных. К Кузнецовской ул. «верхняя отметка» понижается до пяти этажей. В ходе доработки этого предложения появилась идея застройки территории напротив гостиницы «Россия». Градостроительная ситуация определила перенос «красных линий» в сторону Варшавской ул. и классически симметричное построение квартала. Он представляет собой выразительную и сдвинутую вглубь дугу с разрывом по центру, через который проходит пешеходная ось от СКК через аллею Героев до парка Авиаторов. В итоге мы получаем современный жилой комплекс, наполненный необходимой инфраструктурой, и, что особенно важно, самым удачным образом вписанный в сложившуюся городскую среду.

Жилые комплексы «Янтарный берег» и «Северное сияние»
в новой застройке Варшавской ул. Август 2006 г.


М. Копков:
– Тема крупномасштабной дуги – это один из характерных приемов построения петербургских архитектурных ансамблей. Мы намеренно добивались плавности линий и визуальной лаконичности композиции. Это, на наш взгляд, должно было подчеркнуть стилевую преемственность и органичность новых объектов. Отнюдь не случайно выбрано и название комплекса. Светлые тона фасадов «Янтарного берега» и полностью остекленный голубым стеклом портал в центре комплекса, отражающий солнечный свет, призваны будить ассоциации с морем. Близкая по колориту цветовая гамма отличает также и интерьеры домов.
       Относительно недавно приемочной комиссии был полностью сдан расположенный здесь же неподалеку жилой комплекс «Северное сияние», куда уже заселился народ. Работа эта, на мой взгляд, отличается композиционной завершенностью и целостностью. В составе комплекса проектировалось не элитное, как сейчас говорят, жилье, а то, которое рассчитано на потребителя со средним уровнем достатка. Это, главным образом, знаменитые лэковские риалы, небольшие одно- и двухкомнатные квартиры и относительно немного трехкомнатных, которые мы вынесли на фасады. Всегда нужно понимать, что доступное жилье вовсе не значит «плохое», и стремиться к достойному решению архитектурной задачи. В случае с «Северным сиянием» нам оно, думаю, удалось, и комплекс не только не выбивается из общего замысла застройки этой обширной территории, но и очень органичен в ее контексте. Интересным оказался здесь и принцип контраста в наружной отделке соседних построек. Для этого объекта был подобран кирпич близкого к белому цвета, а для «Янтарного берега» – песочного оттенка.

Предреставрационное состояние и проект реконструкции бывшего Нижегородского торгового дома Е. Башкирова
под бизнес-центр. Синопская наб., 52

       К выполнению проекта реконструкции здания на Синопской наб., 52, в мастерской Михаила Копкова еще только приступили. Разумеется, пока можно только предположительно судить о нюансах этой большой и интересной работы. Но архитекторы заранее уверены, что без абсолютной творческой самоотдачи и поиска нестандартных путей эту задачу не решить. Заказчиком разработки выступает ООО «Юнион», владеющее также и примыкающими зданиями. У фирмы существует намерение создать здесь современный бизнес-центр достаточно высокого уровня. Есть, правда, в данном случае несколько «но». С одной стороны, еще больше десяти лет назад дом этот был расселен и с тех самых пор являлся бесхозным. С другой – он относится к числу охраняемых КГИОП объектов культурного наследия. Четырехэтажное здание на цоколе из известняковой скобы было построено по проекту арх. А. Иванова в 1889 г. для Нижегородского торгового дома купца Башкирова с сыновьями. Состояние памятника признано предаварийным, а проведение его реставрационного ремонта с частичным воссозданием многочисленных утрат – одной из первоочередных задач.
М. Копков:
– Таким образом, мы должны будем не просто сделать из недавнего проектного института бизнес-центр с надстройкой двух новых этажей и полной перепланировкой внутреннего пространства. Здесь предстоят большие работы по восстановлению главного фасада с эркером и пилонами, металлическим и лепным декором, решенного автором в характере поздней эклектики с мотивами классицизма и ренессанса. Современные этажи, тем не менее, не будут повторять построенного в конце позапрошлого века – вряд ли в этом есть смысл. Наоборот, они будут остеклены и получатся весьма (хотя и не вызывающе) современными. Тогда и историческая, и новая части постройки, не входя во взаимный спор, будут лишь подчеркивать достоинства друг друга. В одной из своих ранних работ, занимаясь реконструкцией типографии Ивана Федорова, мне уже пришлось прибегнуть к приему, отчасти похожему на этот. Но тогда было другое время, использовались иные материалы, технологии и конструкции, да и тот объект не нуждался в столь существенных функциональных переменах. Готовых рецептов, как строить в исторических местах не бывает. Каждая конкретная задача нуждается в поиске собственного алгоритма, но главное – помнить, что мы проектируем в Петербурге и для Петербурга, а наш город не привык прощать даже малейших архитектурных оплошностей.

>>К СОДЕРЖАНИЮ >>