Игорь Разживин
       Эта мастерская буквально в следующем году отметит свое 15-летие. Несмотря на относительно долгий срок автономного плавания в акватории неспокойного моря под названием «рынок архитектурного проектирования», ее нынешний коллектив по среднему возрасту достаточно молод. Встретившись с руководителем «СВС» Сергеевой Валентиной Сергеевной (легко заметить, что аббревиатура названия фирмы повторяет инициалы своего основателя и руководителя), мы начали с разговора об этой особенности, обсудив заодно нюансы некоторых прошлых и сегодняшних работ мастерской.

В. Сергеева:
– Как-то так сложилось, что из тех, кто вместе со мной начинал и здесь постигал уже не теоретические азы, а практическую суть архитектурного творчества, трое сейчас проектируют в Америке, двое – в Германии. Некоторые сотрудники «следующего призыва» не только открыли собственные мастерские, но и успели достаточно уверенно заявить о себе интересными проектными разработками, выполненными для Петербурга. Вот и сейчас у нас трудятся три прошлогодних выпускника архитектурных вузов. Проводя аналогии с театром, замечу, что в сценарии пьесы, которую вот уже полтора десятка лет ставит мастерская, у нас никогда не было предусмотрено «вторых ролей», хотя коллективу и довелось переживать непростые времена. Мы с самого начала избавляем молодежь от необходимости работать в качестве «подмастерий». Они самостоятельно ведут проекты и вполне официально выступают их авторами. Это подразумевает более высокую степень как творческого, так и чисто материального, если хотите, удовлетворения. Сейчас другие времена, и поговорка «настоящий художник должен быть бедным и голодным» больше не работает.

       Возможно, это было перенято Валентиной Сергеевой у своего учителя Устинова и у некоторых других коллег старших поколений в разные времена, но жизнь и работа мастерской выстраиваются без малейшего намека на диктат и руководящую волю одного персонажа. Разумеется, определенная иерархия взаимоотношений выработалась и существует, но человеку, чаще всего, наоборот, дается столько профессиональной свободы, сколько он в силах взять. Иначе тот никогда не раскроется и начнет потихоньку деградировать как личность и художник. Отчасти поэтому здесь нет той пресловутой «текучки», на которую время от времени в приватных разговорах сетуют руководители отдельных проектных коллективов.

В. Сергеева:
– Вместе с тем, следует четко помнить, что полный «карт-бланш», предоставленный начинающему автору, всегда сопряжен с определенной долей риска. Поэтому многое необходимо на первых порах подсказывать и уточнять. Обычно ведь так: те прописные истины, которым нас учат на институтской скамье, в практической реализации предстают совершенно в ином свете. Да и в целом, архитектору приходится учиться, «растить и лелеять» свою квалификацию всю сознательную жизнь. Побывав недавно в гостях у японских коллег, лишний раз убедилась в этом, как и, впрочем, дополнительно поразилась тому особому отношению к объектам материальной культуры, которое существует в этой стране. Там воспринимают построенное человеческими руками с таким пиететом, какого нет ни у нас, ни вообще где-нибудь в Европе. Труд архитектора в Японии особенно благодарен, высоко ценим, а оттого, наверное, для него всегда были характерны столь впечатляющие результаты.
       В отличие от Гипротеатра, где долгое время до 1992-го Валентина Сергеевна занимала должность главного архитектора проекта, формат персональной мастерской подразумевает куда меньшую долю работы «в стол» или, как еще говорят, «на полку». Понятно, что в советское время практика мизерного полезного выхода вообще была характерна для деятельности проектных институтов, а для того, который обслуживал культуру, состоявшую на остаточном бюджетном финансировании, – тем более. У нас уже давно господствует не социалистический, а капиталистический хозрасчет. Поэтому и проектировать без прицела на реализацию только ради собственного удовольствия стало бессмысленно и невыгодно – архитектурный коллектив «кормит» себя сам. С момента создания мастерская В. С. Сергеевой выполнила более ста различных градостроительных и объемно-планировочных разработок, и практически все они были воплощены.

Макеты и графическая визуализация к проекту Банка «Санкт-Петербург»
Проект и объекты 1-ой очереди завода
по производству шин «НОКИАН ТАЙЕРС»
(г. Всеволожск, Ленинградской обл.)



В. Сергеева:
– Думаю, что определенная преемственность в моей прежней и сегодняшней работе существует. Во-первых, мы заняты, главным образом, общественными зданиями. В портфеле заказов мастерской присутствовали и продолжают появляться проекты различного функционального назначения, однако преобладает в нашей специализации именно это направление. Что касается непосредственно «театральной темы», то в архитектурном проектировании она неизменно признавалась одной из чрезвычайно сложных. Здесь свои технологии, особенности планировки основных аудиторий и «закулисного пространства», а законы акустики и те же правила построения света властвуют на более высоком, чем где-нибудь, уровне. Уже силами нашей мастерской был выполнен проект реконструкции старого театра «Буфф», в рамках которого там была сделана очень симпатичная, на мой взгляд, малая сцена варьете. Конечно, хотелось бы продолжить эту работу, занимаясь театральным зданием на Охте, но, оценив условия соответствующего конкурса и просчитав, насколько реальной будет наша в нем победа, мы решили не тратить сил понапрасну и сосредоточились на другом. К сожалению, в конкурсной практике Петербурга очень нередки ситуации, когда результаты заранее предопределены.
       Интереснейшей проектной задачей явилась для нас реконструкция зала Театра Комиссаржевской. Не стану вдаваться во все частности, но, благодаря этой работе, удалось по-другому и с максимальной исторической достоверностью представить театральные интерьеры и зрителям, и труппе, которая здесь работает. Так что реставрационная составляющая данного проекта была очень весомой, если не главной. Были, например, открыты балконы, изначально предназначавшиеся для привилегированной публики, а позднее спрятанные и использовавшиеся под кабинеты хозяйственных служб. В рамках реализации нашего проекта реставраторы восстановили их роспись, лепнину и прочие элементы отделки. Естественно, были споры, как это всегда происходит при решении вопросов восстановления объектов культурного наследия. Вот и до сих пор мне кажется, что специалисты КГИОП были не совсем правы, настояв на собственном колористическом решении зала. Мы предлагали использовать исторически более достоверную гамму – бело-золотистую.

Проект административно-офисного здания (ул. Детская, 5)
Зрительный зал театра им. В. Ф. Комиссаржевской после реконструкции


       В Театре Акимова мы делали малый зал, точнее, инженерную часть разработки. Здесь же мастерской была спроектирована реконструкция входной зоны, которая на тот момент выглядела довольно-таки непритязательно. Эта часть работы, мне кажется, нам более всего удалась. Вспоминается, как около 20 лет подряд Гипротеатр пытался решить вопрос с эвакуацией в Театре им. Ленсовета, и все безуспешно. К данному вопросу я вернулась, уже работая в этой мастерской. Конечно, экономическая ситуация поменялась, появилось чуть больше свободы мнений и действий. Но главное, лишь нам наконец-то удалось реально справиться с этой проблемой, увеличив, в частности, «карман» сцены, и теперь претензий со стороны тех же пожарных к театру не возникает.
       Есть мысли заняться Молодежным театром. Некогда я разработала применительно к нему три проекта, один из которых был удостоен диплома 1-ой степени. Эту работу можно продолжить, но насколько получится – покажут время и условия тендера, в ходе которого будет определяться проектировщик.

       Валентина Сергеевна, может, даже скромничает, сосредоточившись в первую очередь на театральных проектах. Та же сфера промышленного строительства далеко отстоит от Мельпомены и всех прочих муз, однако и здесь мастерской есть что показать. Как выясняется, на контакты с финскими инвесторами мастерская вышла едва ли не случайно, в очередной раз столкнувшись с ситуацией, когда основные сегменты проектного рынка в Петербурге оказались «схвачены» и поделены между ограниченным кругом субъектов. Коллектив тогда получил возможность заняться проектом шинного завода концерна Nokia во Всеволожске. Сотрудничество с иностранными заказчиками исключает долгую раскачку и вальяжный ритм. Всего за полтора года мастерская выполнила предпроектные предложения, прошла их экспертизу и согласования. В настоящий момент уже введена в строй первая очередь предприятия, в основном завершена вторая и начата третья. В общей сложности это девять новых зданий с галереями и сложной инфраструктурой, и все подчинено единому технологическому циклу.

Проект физкультурно-оздоровительного комплекса «ОЛИМП»
(г. Боровичи, Новгородской обл.)

В. Сергеева:
– Неправильно думать, что при проектировании индустриального объекта из-под пера архитектора должно обязательно выходить нечто утилитарное. В этой работе мы столкнулись с целым комплексом профессионально интересных задач и проблем технологического свойства, которые нужно было решить на достойном уровне. Ездили за границу, смотрели и анализировали их архитектурные решения, примеряли, что и как может быть использовано у нас, а что требует оригинальных подходов. Специально для работы над этим проектом был привлечен архитектор С. С. Бадаев. В пользу этого выбора говорили не только наши с ним добрые приятельские отношения, но и его многолетний опыт в промышленной архитектуре. Консультации Сергея Сергеевича по тем вопросам, которые мы могли просто упустить, оказались крайне полезны. Не может не радовать также и то, что строительное воплощение разработки ни на йоту не отличается от всего, заложенного в проекте. Увы, для отечественных заказчиков, а следом за ними и подрядных организаций это далеко не всегда характерно.

       В деятельности мастерской рано или поздно должен был наступить такой момент, когда она, по признанию Валентины Сергеевны, перестала нуждаться в рекламе. В последние годы строительный рынок заметно стабилизировался, поэтому у проектировщика появились гораздо более широкие возможности «избирать и быть избранным». Стала расширяться география – к объектам, проектируемым на территории Петербурга и Ленобласти, добавились другие регионы. Так, сегодня мастерская, успешно завершив все стадии подготовки проекта физкультурно-оздоровительного комплекса «Олимп» в городе Боровичи под Великим Новгородом, осуществляет авторский надзор за его строительством.

Проект и реализация таможенного
терминально-складского комплекса «ЕВРОСИБ»
в промзоне «Предпортовая»

В. Сергеева:
– По заказу компании «Евросиб-терминал» мы запроектировали таможенно-складской комплекс на Предпортовой ул. Он уже построен, и что в итоге получилось, ваши читатели смогут оценить, посмотрев на группу новых зданий напротив привычно стоящей здесь небольшой часовенки. Административный корпус, обозначающий внешнюю границу терминала, решен нами в серебристо-зеленых тонах, что, как мне думается, весьма уместно в сложившейся застройке и окружающем ландшафте. Грамотно удалось выстроить и саму площадку, автомобильные и железнодорожные подъезды, пешеходные маршруты, зоны пропуска и т.д. Причем проектировалось все с учетом того, что здесь будут работать не обычные подъемные краны, а специальные машины – ричстакеры с высокой нагрузкой на площадку. В Петербурге это первый такой опыт, соответственно, наши конструктивно-технологические и планировочные решения пока не имели здесь аналогов. Их мы уточняли, консультируясь с учеными из Ленморниипроекта, знакомясь с тем, как организована работа на такого же рода перегрузочных площадках в Испании. Одна беда, служба заказчика на определенной стадии работ решила сэкономить, что не могло не отразиться на общем результате и удобстве обслуживания терминала. К счастью, ошибочность всяких таких попыток была обнаружена вскоре, и сейчас многое приводится в соответствие с нашей проектной разработкой.

Проект воссоздания часовни Новодевичьего монастыря и ход реставрационных работ (Московский пр., 100)

       Этот проект, включая экспертизу, также был выполнен в рекордно короткие сроки. На все в целом ушло около пяти месяцев. Скоростной фактор, безусловно, важен, в особенности, когда это касается прямых инвестиционных интересов. Как отмечает В. С. Сергеева, работать при совпадении позиций заказчика и проектной организации всегда легче. Но это ситуация почти идеальная. Чаще же всего стороны не слишком точно знают или не хотят вникать в проблемы друг друга. Плюс в самый непредсказуемый момент у заказчика могут иссякнуть деньги. В итоге затягиваются согласования, которые и без того у нас сопряжены с долгими и не всегда ясными процедурами, сдвигаются сроки начала строительства и ввода объекта, а с течением этого времени вложения теряют эффективность.

В. Сергеева:
– Архитектор обязан быть не только личностью творческого полета, но и здоровым прагматиком во всех вопросах – слишком уж материальна наша область искусства. И если способности даются человеку с рождения, то всему остальному надо учиться больше на чужом опыте и меньше – на собственных ошибках. В таком коллективе, как архитектурная мастерская, исключительно важна атмосфера внутренних взаимоотношений. Дело даже не столько в демократии и доступности начальства. Коллеги из других студий порой сомневаются, стоит ли тратить деньги фирмы на наши традиционные туристические поездки всем коллективом или творческие командировки молодежи за рубеж. Я же думаю, это необходимо: только так можно сформировать команду единомышленников, которой по плечу самые сложные задачи. Все мы делаем одно большое и общее дело, и если уж нам посчастливилось работать в Петербурге, то это надо воспринимать с подобающей ответственностью и благодарностью.

Графическая визуализация к проекту
спортивно-оздоровительного центра
(г. Сосновый Бор, Ленинградской обл.)
Графическая визуализация к проекту
апартамент-отеля (м. о. «Солнечное»)

>> К СОДЕРЖАНИЮ >>