Ведущий специалист по природному камню Александр Сараджев (слева) и главный специалист по реставрации Сергей Добродумов |
В последний июньский день 2006 года абсолютный аншлаг в Мюзик-холле был вполне предсказуем. По крайней мере, у нас в городе реставрация представлена впечатляющим числом фирм и занятых на ее поприще людей. Хотя, по правде сказать, формального статуса самостоятельной отрасли в российском государственном реестре она все еще не получила. Такое предложение, родившееся, кстати, именно в Петербурге, настойчиво пробивает себе дорогу сквозь коридоры федеральной власти и, будем надеяться, рано или поздно будет ею принято. Вот и столь замечательный повод собраться вместе, на коллег посмотреть и себя показать – торжественный вечер, посвященный 61-ой годовщине ленинградской реставрационной школы, – у питерских мастеров выдался впервые.
На долю Научно-производственной реставрационной компании «Капитель» досталось 27 пригласительных. Наверное, не рекорд, но редко какое из специализированных петербургских предприятий могло делегировать на праздничный вечер такое количество своих сотрудников, отвечающих критерию продолжительности работы в реставрации, установленному организаторами торжества, – минимум двадцать лет профессионального стажа. Отметим, что как юридическое лицо компания зарегистрирована лишь в 2004 году. Между тем, ни малейшего противоречия, как выяснилось в ходе нашей встречи с руководством «Капители», в такой ситуации нет. Основное ядро коллектива – выходцы из СНПО «Реставратор». О ликвидации этой структуры, пришедшейся на постперестроечные годы, все теперь вспоминают не иначе как с сожалением. В послужном списке практически у каждого из специалистов ООО «Капитель» объемный список сложных и ответственных работ по сохранению, восстановлению и воссозданию объектов архитектурного и историко-культурного наследия не только в северной столице, но и далеко за ее пределами. Немало в компании и не попавших тогда в Мюзик-холл просто потому, что стаж не «дотянул» до упомянутых двух десятков лет всего-то чуть-чуть.
Реконструкция бывшего кабинета Сталина. Москва. Большой Кремлевский дворец |
А. Ю. Сараджев, ведущий специалист ООО «Капитель» по природному камню:
– Что касается, например, лично меня, то особенно горжусь своим участием в работах на Инженерном замке и, в целом, по Русскому музею, во многих реставрационных проектах в Пушкине, восстановлении храма Спаса-на-Крови, северного фасада Исаакиевского собора, бывшего сталинского кабинета в Большом Кремлевском Дворце. Всего не перечислишь, и когда, скажем, удается даже просто так прогуляться по городу, всякий раз ловишь себя на мысли: вот этим памятником довелось заниматься, а вот здесь, допустим, пришлось делать то-то и то-то… Приходят на память мельчайшие нюансы проблем, которые возникали, и то, как они решались. Или, того больше, оцениваешь насколько нуждается в реставрационном вмешательстве тот или иной исторический объект. Мы ведь смотрим на Петербург и его достопримечательности не глазами туриста или обывателя, а профессиональным взглядом. Аналогичные ощущения, убежден, испытывает практически каждый из моих коллег по работе в «Капители».
Реставрация мозаичных полов Морского Собрания |
Именно на опыт персонала, понимая, что в реставрации он ценен, как, пожалуй, больше нигде, и сделали почти три года назад свою ставку авторы идеи создания и учредители нового предприятия – два брата Михаил Алексеевич и Сергей Алексеевич Добродумовы. Среди отозвавшихся на приглашение работать здесь, похоже, преобладали энтузиасты и люди искренне заинтересованные в том, чтобы ленинградская школа реставрации продолжила развите и в новых экономических реалиях.
Н. Г. Гаврилов, главный инженер ООО «Капитель»:
– Когда позвали меня, я уже отошел на пенсию, имея в послужном списке 15 лет работы в реставрации. И хотя к тому моменту у меня уже стала вырабатываться привычка к «заслуженному отдыху», этой инициативой проникся настолько, что уже никакие уговоры родных и близких оказались не в силах остановить желание вернуться к любимому делу. Вдобавок, чувствовал в себе возможности и желание успеть сделать как можно больше. То, чем пришлось заниматься на новом месте, включая весь сложный клубок организационных вопросов – согласования, техника безопасности, организация поставок материалов и т.д., – было уже не раз изучено и пройдено на практике, в том числе методом проб и ошибок. Оставалось только направить эти знания и навыки в нужное фирме русло. Впрочем, и никого из наших специалистов учить работе не пришлось.
Благоустройство территории с элементами ландшафтного дизайна. Москва-Жуковка. Яблоневый сад |
Тем не менее, почти все пришлось начинать «с нуля» – не было ни особого стартового капитала, ни надлежащей материально-технической базы – только кадры, которые, действительно, при правильной постановке дела «решают все». Встали вопросы, в какое русло направить этот солидный потенциал и где на первых порах сумеют лучше всего себя проявить специалисты, имеющие за плечами уникальную практику разработки и воплощения реставрационных проектов. Сначала сосредоточились на подготовке сметных расчетов. Тогда-то компания и вошла в профсоюз сметчиков. Разработка проектно-сметной документации для работ на объектах культурного наследия – вопрос тонкий, на сегодня во многом проблемный. В наши дни проблема ценообразования в реставрации все активнее дискутируется в профессиональных кругах. Дополнительным импульсом к этому послужила новая схема организации тендерных конкурсов. Умышленное занижение смет и, как результат, неудовлетворительное качество работ уже успели стать «притчей во языцех» в кругах специалистов. За последними примерами недобросовестной реставрации, к сожалению, теперь далеко ходить не надо и у нас в Петербурге.
Элемент ландшафта. Искуственный водоем замкнутого цикла с аэрацией и фильтрацией. |
К чести ООО «Капитель», сметное направление ее деятельности было изначально выстроено с учетом обязательного использования научно-обоснованных реставрационных технологий и применения исторических материалов. Этот подход признается приоритетным во всем – от проектов реставрации объектов малых архитектурных форм до связанных с возрождением особо ценных культовых зданий и сооружений. Так же и с приспособлением памятников под современные и уже качественно иные функции, что сейчас само по себе не просто модно, но и имеет актуальную экономическую подоплеку. Параллельно «Капитель» занялась разработкой проектов, методик и технологий инженерного укрепления, консервации и защиты объектов культурного наследия, преуспев также и на этом участке. Во всех случаях успех был «запрограммирован» уровнем профессиональной подготовки специалистов.
Отреставрированный камин в интерьерах здания на Театральной пл., 3 |
В скором времени у компании появились все основания выдвинуть на первое место в карте своей специализации научные исследования и изыскания в сфере охраны и восстановления памятников. В рамках данного направления предприятие выполняет практически весь необходимый комплекс предреставрационных операций. Это и архитектурные исследования, и инженерно-техническое обследование конструкций, и мониторинг состояния объектов, и многое другое из того, что, как правило, должно предшествовать началу работ.
Известно, что теория без практики мертва. Уже в первый год своего существования предприятие, параллельно и поэтапно решая вопросы своего технического оснащения и структуризации производства, стало браться за выполнение конкретных реставрационных заданий.
С. А. Добродумов, главный специалист ООО «Капитель» по реставрации:
– Начинали, как и полагается, с малого. В бывшем ДК им. Ильича (ныне Культурно-досуговый центр «Московский») нами были выполнены демонтаж, монтаж и воссоздание крыльца с козырьком на входе с ул. Рощинской. Правда, прямо на будущий год участие «Капители» в приведении этого объекта в порядок продолжилось. Здесь был проведен ремонт бойлерной, включающий электромонтажные работы. В 2004 г. мы осуществили реставрацию гранитного памятника по заказу якутской компании «АЛРОСА». Отчего-то так складывается, что с территориями Крайнего Севера у нас выстраиваются неплохие и перспективные контакты. Например, сейчас мы привлечены к реставрации здания представительства Чукотского АО в Петербурге.
Интерьерно-реставрационные работы
по частным заказам |
Добавлю, что в 2004 г. были отреставрированы 7 резных золоченых рам для Государственного Русского музея. В его стенах, кстати, на сегодняшний день располагается наша постоянная производственная база – связи у нас тесные и проверенные временем. Примерно в тот же период музей поручил «Капители» воссоздание (включая разработку проектов) и реставрацию 14 постаментов из искусственного и натурального мрамора. Эта большая работа, начатая в 2004 г., продолжается и по сей день. Забегая чуть вперед, отмечу, что на следующий год здесь были воссозданы еще шесть пьедесталов и отреставрированы две музейные витрины из волнистой березы. Семнадцать постаментов искусственного мрамора восстановлены или же полностью воссозданы для Инженерного замка.
Реставрационный ремонт фасада (ул. Куйбышева, 10), быв. доходный дом Крызенкова |
Заключив договор о долгосрочном сотрудничестве с компанией «Реставрационно-обследовательский центр», наша фирма приступила к выполнению комплекса научных исследований и подготовке методик по реставрации объектов Александро-Свирского мужского монастыря в д. Старая Слобода Лодейнопольского района. В первый год здесь были отремонтированы фасад и кровля Покровской церкви. Примечательно, что часть этих работ, которые в целом рассчитаны на долголетнюю перспективу, была осуществлена «Капителью» на безвозмездно-благотворительных началах. В дальнейшем мы намерены продолжить такой формат своего участия в возрождении обители. Также компания разработала и своими силами реализовала проект воссоздания кирпичной ограды на петербургском подворье этого монастыря (ул. Челиева, 10) с устройством фундаментов, оштукатуриванием и окраской.
Реставрация рам для Русского Государственного музея |
В конце лета 2005 г. в Мраморном дворце проходила тематическая выставка «Одеть картину. Художественные рамы России XIX – начала XX вв.», где экспонировались наши работы. В общей сложности за тот год мы отреставрировали 8 уникальных резных золоченых рам Михайловского дворца и продолжаем эту работу.
Большим разнообразием всего выполненного нами характеризовался прошлый год. Участвуя в губернаторской фасадной программе, компания начала, а этой весной продолжила наружный реставрационный ремонт дома на ул. Куйбышева, 10. Кроме того, была составлена сметная документация по реставрации фасадов десяти зданий, включенных в реестры историко-культурного наследия. Интересными в творческом плане явились для мастеров компании работы по реставрации интерьеров в бывшем здании Экспедиции государственных доходов (известном также как «Дом с четырьмя колоннадами») на Садовой ул., 12. В вестибюле филфака СПбГУ мы воссоздали мраморный камин, а в другом здании этого факультета на 10 линии В. О. произвели капитальный ремонт всех помещений 3 и 4 этажей.
М. А. Добродумов, генеральный директор ООО «Капитель»:
– Также в разное время были подготовлены сметы на работы в знаменитых петербургских дворцах (ремонт подвальных помещений Шуваловского и реставрацию интерьеров Юсуповского), обследовано состояние лицевого фасада здания Петербургского горвоенкомата на Английском пр., 8-10, с составлением и согласованием требуемой проектно-сметной документации. Здесь мы приводим примеры своих наиболее заметных и сложных работ. А вот подводить итоги текущего реставрационного сезона, считаю, еще преждевременно, учитывая, что сейчас он как раз находится в самом разгаре. Но заранее замечу, чем проблемнее задача, тем большее удовлетворение получаешь, справившись с ней.
В. И. Елизаров, начальник участка ООО «Капитель» в Петергофе:
– Предприятию, к счастью, не понадобилось завоевывать репутацию у органов охраны памятников, доказывать ее коллегам или руководству учреждений-заказчиков. Вот и в ГМЗ «Петергоф» нам доверена реставрация резных багетов картин, произведений живописи, предметов декоративно-прикладного искусства, мебели, камня и т. д. Объем заданий большой, но оперативно решать вопросы помогает то, что мы работаем напрямую с дирекцией музея-заповедника. Вообще, одна из особенностей нашего ремесла предполагает, что внутри большого реставрационного цеха почти все не только знакомы друг с другом, но и отлично представляют, на что каждый способен. Тем более, что за последние 10-15 лет какой-то заметной кадровой ротации в отрасли не происходило. Это и хорошо, и плохо одновременно. Хорошо потому, что без стабильных и опытных специалистов реставрация не может существовать. Но всякий человек имеет обыкновение стареть, по возрасту уходя из профессии, и когда ему не находится замены – это плохо. При всей уникальности нашего реставрационного лицея, вряд ли ему будет под силу в ближайшее время ликвидировать сложившийся дефицит кадров. Во времена НПСО «Реставратор» молодежь проходила практику прямо у нас на объектах. Теперь с этим сложнее. По большому счету, люди, которыми данное учебное заведение пополняет наши профессиональные ряды, еще не являются никакими специалистами. В лучшем случае это уровень 3-4 разряда. Следовательно, ничего более или менее серьезного на начальном этапе им поручить нельзя. Каждого необходимо, так сказать, еще долго доводить до ума. Это естественный процесс, но когда мастеру даются несколько человек в подсобники, то он зачастую вместо основной работы больше вынужден следить, чтобы ученики ничего не напортили.
М.А. Добродумов, генеральный директор ООО «Капитель»:
– Но и эта, и другие проблемы вполне решаемы, если к ним подходить творчески и профессионально. За неполных три года мы создали неплохую производственную базу и планируем ее расширять. Возможности ООО «Капитель» позволяют выполнять работы самого широкого спектра, включая реставрацию и воссоздание деревянных конструкций и деталей, резьбы, мебели из ценных пород дерева, позолоты, паркетных полов, штукатурной отделки и окрасок, архитектурно-лепного декора, конструкций и элементов убранства из естественного камня, облицовки из искусственного мрамора, монументальной и станковой живописи и скульптуры. Поэтому в списке наших заказчиков присутствуют не только государственные организации и бизнес-структуры, но также частные коллекционеры и антиквары. К каждой работе, независимо от ее объема и условно исторической значимости наши люди подходят как к единственной и неповторимой. Этот принцип чем-то сродни тому, который исповедовался средневековыми цеховыми мастерами. Пускай мы не имеем права ставить авторского клейма, поскольку не создаем своих, а возрождаем чужие шедевры, но работу грамотного и творчески подходящего к делу реставратора всегда видно.
Свято-Троицкий Александра Свирского мужской монастырь |