Андрей Ильин










       Казалось бы, до 2010 года, когда будет официально отмечаться юбилей Царского Села, времени еще предостаточно. Сроки, действительно, совсем не поджимают, однако не стоит сбрасывать со счетов масштабы охранно-реставрационных задач, включенных дирекцией музея-заповедника в программу подготовки к этой дате. Документ во всех стратегических посылках и основных деталях уже согласован на городском и федеральном уровнях. Компенсация связанных с его реализацией расходов производится из соответствующих бюджетов, а также за счет привлечения собственных доходов ГМЗ «Царское Село» и частных инвестиций. Плюс делается определенная ставка на продолжение сотрудничества с международными фондами, хотя по своему порядку суммы из этого источника не особенно сопоставимы с остальными.

2 февраля 2007 г. «Десант журналистов» на открытии павильона «Верхняя ванна»
В отреставрированных интерьерах паркового павильона

Насколько ритмично поступают сейчас (и дальше будут идти) деньги, вопрос особый. Вероятно, во всех случаях, когда дело касается бюджетного финансирования, ситуация у нас в России еще долгое время будет далека от идеальной. На месте музейной дирекции это надо принимать как данность, и обязательно с оглядкой на те проблемы, что могут возникнуть в процессе практического воплощения своих предъюбилейных замыслов. К примеру, вопрос с полной реставрацией фасадного золочения Екатерининского дворца, не имеющего мировых аналогов по своему объему и изяществу исполнения, так-таки в полной мере не решен. Напомним, есть «золотой запас», выделенный на эти цели по личной инициативе Президента Владимира Путина, «спровоцированной» прямым обращением директора ГМЗ Ивана Саутова. Имеется уникальная реставрационная технология, разработанная специально для главного архитектурного шедевра музея-заповедника. Этого, как показывает жизнь, оказалось далеко не достаточно – немалых затрат потребует обращение президентского золота в материал, технологически пригодный для золочения и т. п. На сегодня силами ООО «Ресстрой» пока что выполнены пробные работы на портале этого памятника. Сравнение отреставрированного фрагмента с состоянием остального наружного убранства, до которого еще не дошли руки специалистов, получается далеко не в пользу последнего. Тем не менее, это дает представление, как роскошно будет выглядеть дворец спустя три с небольшим года, если всем планам по его реставрации суждено сбыться.
Поводом для очередного обращения «АРДИС» к царскосельской теме стало завершение реставрации двух объектов музея – паркового павильона «Верхняя ванна» и Картинного зала в Екатерининском дворце. В самом начале февраля руководство ГМЗ объявило об этом замечательном событии приглашенным журналистам. Как таковой торжественной церемонии с перерезанием ленточек не было – встреча носила, скорее, рабочий характер, что, в свою очередь, имеет самое простое объяснение. Во-первых, в общей сложности в ходе подготовки к 300-летию намечено восстановить ни много ни мало, а 33 памятника культуры одного только федерального значения. Во-вторых, восстановительные работы здесь приобрели перманентный характер с самых послеблокадных времен и все это время осуществляются таким образом, чтобы не причинять особых помех экскурсионно-просветительной, научно-исследовательской деятельности и особой представительской функции, которую в последние примерно полтора десятилетия с успехом выполняет Царское Село, выделяясь в этом смысле из всего дворцово-паркового ожерелья Петербуга. Естественно, что по ходу подготовки к круглой дате сами работы явно активизировались, хотя и это, признаться, не слишком бросается в глаза публике и ничуть не мешает ей восторгаться здешними красотами.
Первым делом гостей пригласили оценить труды реставраторов в павильон «Верх­няя ванна», расположенный в регулярной части Екатерининского парка на берегу Зеркального пруда. Эта постройка, выполненная в стиле раннего классицизма арх. И. Нееловым в конце 70-х годов XVIII в. и называвшаяся поначалу «Мыльня их высочеств», все время состояла из шести помещений (зала, двух комнат при нем, ванной комнаты, водогрейной и бани) и вплоть до середины следующего века сохраняла свое первоначальное назначение. Современники всегда отмечали изысканную строгость форм, красоту верно найденных пропорций и отделки, присущие этому парковому павильону. Интерьеры ванных комнат, бассейна и центрального зала для отдыха великокняжеских особ выглядели особенно нарядно благодаря альфреско-росписям художника-декоратора А. Бельского. Их сюжетные мотивы, оказывается, были навеяны рисунками арх. В. Бренна и акварелями польского живописца Ф. Смуглевича, которые копировали обнаруженные во время итальянских раскопок 1776 г. фрагменты оформления Золотого дома Нерона в Древнем Риме.
       В доказательство особой роли этого павильона в составе всего здешнего дворцово-паркового ансамбля свидетельствует хотя бы то, что еще в 1911 г. он был превращен в музей в память 200-летия Царского Села.

И. Саутов:
– Сегодня мы презентуем результаты работы фирмы «Ресстрой», выступавшей генеральным подрядчиком на реставрации этого павильона, как, впрочем, в последние годы и по целому ряду других музейных объектов. То, как «Верхняя ванна» стала выглядеть теперь, можно считать одним из наших очень важных общих успехов, учитывая состояние, в котором до самых недавних пор она пребывала. Здание, замечу, прежде никогда не отапливалось, в годы Отечественной войны было разрушено, а относительно серьезная реставрация его живописи в последний раз проводилась еще в начале 1950-х гг. Мастерам того времени пришлось непросто. Достаточно сказать, что в составе внутренней отделки павильона после войны уцелела только одна фреска, все остальное пришлось воссоздавать буквально «с нуля». Аварийность постройки усугублялась сложными гидротехническими условиями ее эксплуатации. Она фактически «впитывала» воду Зеркального пруда, что в дальнейшем грозило невосполнимыми утратами.

С. Пычин, заместитель директора по реставрации и капитальному ремонту ГМЗ «Царское Село»:
– Технология комплексной реставрации здания была разработана на основе проведенного в 2002 г. исследования состояния материалов и конструкций. Было очевидно: прежде чем заняться интерьерами, необходимо основательно чинить перекрытия и фундамент, уложить новые зеркально-мраморные полы, выполнить их гидроизоляцию, просушить павильон, смонтировать системы вентиляции и отопления. Финансировать проект взялся федеральный бюджет, правда, средства оттуда начали поступать лишь пару лет назад. Поэтому непосредственно к работе ООО «Ресстрой» и субподрядные организации получили возможность приступиль здесь в 2005 г. В целом на реставрацию «Верхней ванны» было израсходовано 18 млн. рублей. Принимая во внимание всю сложность проекта, те сроки, в которые удалось уложиться коллегам, сдающим сегодня объект, можно считать почти что рекордными.
И. Саутов:
– В Царском Селе, как ни в каком другом месте, царил настоящий банный культ: павильон «Холодная баня», Баболовский дворец с гранитной ванной, Турецкая баня, павильоны «Верхняя ванна», предназначавшийся для купания кавалеров, и «Нижняя ванна» – для фрейлин. Со временем мы собираемся возродить эту культуру, реализовав тем самым весьма оригинальный музейно-экскурсионный проект. Один из конкретных шагов в этом направлении уже сделан.

2 февраля 2007 г. В день открытия Картинного зала после реставрации

Картинный зал площадью 180 м2 расположен за Северной стеной Янтарной комнаты. Он всегда считался одним из особенно парадных дворцовых апартаментов, созданных по проекту Ф.-Б. Растрелли в 1750–х гг., и занимает всю ширину Екатерининского дворца. От прочих этот дворцовый интерьер отличает шпалерная развеска 130 коллекционных живописных полотен, используемых только с декоративной целью. Особую парадность придают залу решенные как порталы резные двери. В сочетании с золоченой резьбой, великолепным узором наборного паркета и живописным плафоном, который копирует «Олимп» Г. Дициани на Иорданской лестнице петербургского Зимнего дворца, они создают уникальный интерьер.

Центральный фрагмент плафона «Олимп»
в Картинном зале
Пресс-конференция директора ГМЗ И. Саутова

И. Саутов:
– Зал входит в знаменитую Золотую анфиладу 2-го этажа. Известно, что в XVIII в. здесь часто проходили высочайшие трапезы, музыкальные вечера и дипломатические приемы. В каком-то смысле эта традиция жива и поныне. Относительно недавно, принимая во дворце шведского короля Карла XVI Густава, чтобы не нарушить протокола и одновременно не дать почвы каким-либо двусмысленностям, мне пришлось подстраховаться, усадив монарха спиной к картине «Полтавский бой». Там, понятно, запечатлен эпизод того периода истории, когда отношения между Россией и Швецией были далеко не самыми теплыми. Тем не менее, когда гость все-таки бросил взгляд на картину, то тут же сам и сгладил всю неловкость ситуации: «Здесь Петр I разбивает Карла XII, короля Вазов, а мы-то ведь Бернадотты!»
       В военные годы Картинный зал сгорел. Правда, нашим предшественникам отсюда удалось заблаговременно эвакуировать большую часть картин – 114. Шестнадцать погибших впоследствии пришлось заменить работами, близкими по сюжетам, технике и стилевым решениям. Для посетителей восстановленный Картинный зал был открыт в 1967 г. Но и с той поры уже минуло немало времени, что само собой не могло не сказаться на общем состоянии его декора и живописной коллекции. И вот теперь, по прошествии ровно сорока лет мы имеем возможность вновь представить интерьеры зала в том виде, какой сложился два с половиной века назад и неизменно впечатлял всех бывавших в царскосельской резиденции русских императоров. Нынешняя реставрация Картинного зала стартовала в 2004 г. и проводилась специалистами ООО «Ресстрой» за счет целевого бюджетного финансирования в размере 40,7 млн. рублей.
       За три минувших года специалисты этой мастерской восстановили и укрепили позолоту зала, роспись плафона и удивительной красоты паркет, набранный из 12 редких пород дерева.

       В общей сложности на мероприятия по подготовке и проведению юбилея планируется потратить более 38 млрд. рублей. Данная цифра аккумулирует расходы и на празднества как таковые, и на музейные объекты. Сюда же отнесены серьезные затраты, которых в итоге потребует восстановление архитектурных памятников и благоустройство самого г. Пушкин, поскольку, как в свое время заметила губернатор Валентина Матвиенко: «Он должен стать городом европейского качества жизни, что является одной из основных целей «Программы подготовки к празднованию 300-летия Царского Села». Если этот проект будет реализован, число туристов, посещающих достопримечательности этого петербургского пригорода возрастет до 3,5 миллионов человек в год». При всем том, именно дворцово-парковый комплекс остается центральным звеном приложения средств и сил. В этой связи редакция «АРДИС» намерена и дальше подробно знакомить читателя со всеми реставрационными новостями, поступающими с этих мест.



>> К СОДЕРЖАНИЮ >>