Ирина Радченко
ЕСЛИ
«ОБЪЕКТ», ТО
ОБЯЗАТЕЛЬНО ООО «ИНТАРСИЯ» ЗАВЕРШАЕТ
РЕСТАВРАЦИЮ ГЕОРГИЕВСКОГО ЗАЛА
«ЗНАКОВЫЙ»
В МИХАЙЛОВСКОМ ЗАМКЕ
В этот раз награждение лауреатов конкурса «Строитель года» проходило во дворце Белосельских-Белозерских и от-
дельным пунктом было включено в деловую программу Международного форума «Интерстройэкспо». Примечательно,
что уже второй сезон подряд жюри главной отраслевой премии Петербурга называет ООО «Интарсия» победителем в
номинации «Лучшая компания в сфере реставрации и реконструкции».
Е ще одно примечательное событие минувшей весны: в День города после реставрации открылись Петровские ворота Петро-
павловской крепости. «В свою 304-ю годовщину наш блистательный Петербург получает замечательный подарок, – сказала
на церемонии губернатор Валентина Матвиенко. – Это старейшая триумфальная арка нашего города, которая стала символом
рождения Северной столицы. Для нас этот памятник дорог еще и потому, что идея его создания принадлежала самому Петру
I, а автором проекта и строителем стал первый зодчий Петербурга Доменико Трезини». Внимание гостей на этом особо не
акцентировалось – не тот случай, но главными героями этого общегородского торжества все-таки вновь являлись рестав-
раторы ООО «Интарсия», которые при участии итальянских коллег (проект был совместным) выполнили эту уникальную
работу. Чтобы не повторяться, отсылаем читателя к нашей последней публикации о восстановлении Петровских ворот (№
«АРДИС» 2006 г. – прим. авт. ). Там были приведены интересные для
специалистов и просто любопытствующих некоторые факты из истории
этого триумфального сооружения, а также в подробностях освещены
многие нюансы технологического процесса их реставрации.
На деле получается так: когда мы говорим либо пишем об «Ин-
тарсии», то это непременно подразумевает рассказ о какой-нибудь
яркой реставрационной работе. Она, как правило, становится очень
заметной и в городских, и в
общероссийских, а подчас в
международных масштабах.
Например, сегодня основные
силы коллектива сосредото-
чены на одном из таких, как
говорят, «знаковых» объ-
ектов – специалисты ООО
«Интарсия» заняты восста-
новлением интерьеров Георгиевского зала, что расположен в бельэтаже Михай-
ловского замка. Первоначально он назывался Мраморной галереей, что наилучшим
образом отражает материальную основу его декоративного убранства. Именно
мрамор разных сортов, цветов и оттенков преобладал в его отделке, из него был
изготовлен здешний знаменитый беломраморный камин, инкрустированный яшмой
и лазуритом. В дальнейшем зал на некоторое время переименовали в «Галерею
мальтийских кавалеров». Это явилось прямым отражением пристрастий Павла I.
У него, как известно, архитектурное дело было серьезным хобби, а «масоно-мисти-
ческая» интрига присутствовала во всех политических начинаниях. Сам император
являлся магистром Мальтийского ордена.
Юлия Рожкова, прораб ООО «Интарсия»:
– Работы в Георгиевском зале мы начали в августе 2005 года. Первой из наиболее
сложных практических проблем стало устранение последствий длительных про-
течек кровли, особенно активных по восточной стене. С этой стороны плафона
была демонтирована практически вся замокшая, деструктированная и покрытая
высолами штукатурка и лепной декор. Зал несколько раз подвергался переделкам,
в результате чего было утрачено его первоначальное убранство.
Цвет воссоздаваемой отделки стен пришлось определять главным образом по ис-
торическому описанию: в архивах содержались указания на месторождения всех
пяти сортов мрамора. Реставраторы в глубине души надеялись, что, сделав шурфы,
обнаружат какие-то осколки подлинного материала, однако ни одной стоящей на-
ходки не оказалось. Лишь под полом нашлось несколько обломков – вот по ним и
исторической справке уточнили, что конкретно подойдет. Основной фон стен был
пестро-розовым, плюс имел зеленые, желтые и черные вставки. Потом уже вместе
с представителями КГИОП и Русского музея выезжали и отбирали камни, с ними же
после распиловки на месте тщательно согласовывали раскладку каждого простенка.
Мрамор и при строительстве, и теперь в ходе реставрации использовался очень
насыщенных рисунков, с яркими прожилками. Поэтому следовало выверить все
сочетания, так чтобы общая интерьерная картина воспринималась в органичном
единстве, а не как произвольный набор красивых камней.
Ю. Рожкова:
– С геометрией стен также была своя сложность. Видимо, попадание снаряда
привело их к искривлению в сторону Фонтанки. Тем не менее, раз уж лепной де-
кор на плафоне должен был иметь четкие формы, на стенах пришлось делать
Общий вид и фрагменты отреставриро-
очень большие наметы, выравнивать по арматурным обоймам и каркасам. Кроме
ванных Петровских ворот
того, была сильно порушена кирпичная кладка и, в свою очередь, буквально рассыпалась от длительной череды замоканий
и высыханий. Соответственно, понадобилось выполнить большой объем вычинки и реставрации кладки, обработки ее
биоцидными материалами.
Потолок, изначально прямоугольный и конструктивно решенный как кессонированный, с штукатурными профилями по
дранке – вообще отдельный вопрос. Из-за протечек все его элементы, а также несущие деревянные балки были сильно
повреждены. После микологического обследования выяснилось присутствие здесь более пяти видов всяческих вредоносных
грибов. Даже три «протезированные» балки не устояли от этой «биологической атаки». Единственно реальным выходом
из ситуации признали замену всего дерева на металл. Тем более что наши предшественники после войны уже поставили
6 металлических балок. По ним в арматуре воссоздавались все конструкции кессонов, с последующей установкой фанеры
по старым посадочным местам для крепления лепки. Все профили штукатурных тяг предварительно были сняты, детали
лепного декора потолка демонтированы, пронумерованы и промаркированы. И вновь вместе с КГИОП и представителями
музея мы сортировали, что можно использовать в качестве модели, что – как образец, а что – ставить на место. Большей
частью здесь были алебастровые послевоенные элементы с не совсем четкой пластикой, которые пришлось заменить на
исполненные более достоверно. Интересно, что подлинные панно с вензелем Павла I и короной сохранились лишь на юж-
ной стене, зашитой в тот период, когда здесь располагалась кинобудка. По всему остальному залу идет лепная отделка
более позднего времени (периода инженерного училища) – триглифы-кронштейны, между которыми находились щиты со
шлемами.
Общий вид интерьеров Георгиевского (Мраморного) зала
Западная стена Георгиевского зала во время реставрации.
Михайловского замка. Фото 1910-х гг.
2007 г.
Деревянная балюстрада на балконе с тумбами, филенками, золочеными балясинами тоже дошла до нас с определенными
конструктивными и декоративными изменениями, предпринятыми в ходе позднейшей реконструкции. Мы ее реставрировали
на момент последнего состояния – к примеру, восстанавливали все 6 огромных кронштейнов под балконом (по справке,
первоначально их было четыре, но абсолютно не ясно, как они выглядели).
Из двух экседр только на северной, не пострадавшей от взрыва, остались фрагменты исторической лепки, правда,
около 50%. Расчищая сохранившееся, мы обнаружили следы позолоты, составили положенную картограмму и сейчас ведем
золочение этих элементов и восполненных утрат. Западная экседра, в отличие от северной, оказалась «новоделом», ис-
полненным из алебастра. Поэтому всю ее, за исключением раковины, пришлось менять. Пять дверей зала из ценных пород
дерева с золоченой резьбой воссоздавались по аналогу, находящемуся сейчас в Законодательном собрании. Так же посту-
пили и с каминами, взяв за образец единственный подлинный из натурального камня, который находится в Павловске. А
вот четыре колонны, которые некогда были заменены на исполненные в искусственном мраморе, было все-таки решено
оставить и отреставрировать.
Уже этим летом реставрация Георгиевского зала будет закончена. Сейчас подходит к концу золочение второй половины
плафона, а под первой – уже разобрали леса, ведется подготовка пола под настилку паркета. К завершению идут работы по
реставрации отделки стен, завершается восстановление натурального камня и практически освоен весь объем восстанов-
ления искусственного. Остались, что называется, «последние штрихи».
Фрагменты интерьерного декора Георгиевского зала в процессе реставрации.
2006–07 гг.
Специалисты ООО «Интарсия» на реставрации интерьеров Георгиевского зала

>> � ���������� >>