Игорь Разживин
«ДВОРЦОВЫЙ ПОДВАЛ»
ПРИНЯЛ ПЕРВЫХ ПОСЕТИТЕЛЕЙ
К ЮБИЛЕЮ ЦАРСКОГО СЕЛА. НОВЫЕ ПРОЕКТЫ
Судя по всему, лето-2007 обещает стать очень запоминающейся страницей в современной истории Царского Села. Напомним,
всего-то через три года с поистине федеральным размахом будет отмечаться трехвековой юбилей этой знаменитой императорской
резиденции в окрестностях Петербурга. В процессе подготовки к предстоящему событию дирекция музея-заповедника вместе с
реставраторами намерена выполнить гигантскую по масштабам программу восстановления царскосельских памятников. Кроме
того, «круглая дата» служит мощным импульсом для активизации научно-исследовательской и публично-просветительской работы
ГМЗ. К открытию летнего туристического сезона и была приурочена пресс-конференция, собравшая внушительное количество
наших коллег из большинства СМИ, ведущих, в частности, охранно-реставрационную тему.
Примечательно, что журналисты стали первыми «лицами со стороны», побывавшими в только что отреставрированном и откры-
том для эксплуатации цокольном этаже Екатерининского дворца. Музейщики с гордостью именуют его «Дворцовым подвалом».
Здесь теперь размещаются холл, конференц-зал на 80 мест, несколько фондохранилищ, что очень важно, открытых для доступа
посетителей, а также кафе для сотрудников, плюс некоторые служебные и бытовые помещения. Реконструированные интерьеры
достаточно современны, однако выдержаны они в традиционной «царскосельской тональности» – в их убранстве в изобилии
присутствует скульптура из числа так называемых предметов хранения,
а стены главного коридора украшены эстампами и фоторепродукциями,
иллюстрирующими постреставрационное состояние дворцовых покоев и
других объектов заповедника.
В пресс-конференции приняли участие заместители директора ГМЗ по
науке Ираида Ботт, по перспективному развитию Михаил Голубков, ру-
ководитель пресс-службы Татьяна Жаркова и директор ООО «Ресстрой»
Геннадий Кравец.
И. Ботт:
– В наступившем сезоне у нас стартует ряд интереснейших экспозиционных
проектов. Это выставка «Былое Царское Село» в павильоне «Верхняя ванна»,
рассказывающая об утраченных произведениях скульптуры, архитектуры пар-
ковых построек и малых форм. На первом этаже павильона «Холодная баня»
Экскурсия представителей прессы по Царскому
обновится экспозиция «Урок рисования». Ее новые экспонаты предоставлены
Селу. 22 мая 2007 г.
музею Государственным архивом РФ, который является единственным отечес-
твенным хранилищем, где в наибольшем объеме представлены рисунки всех
Романовых – от прямых наследников Павла I до детей Николая II. Еще одна выставка – «Царскосельские цветы – символ праздника» – бу-
дет традиционно действовать в нашем павильоне «Грот». Здесь флористические узоры исторических фарфоровых ваз будут сочетаться с
живыми фарфоровыми композициями, а изысканную лепную декорацию стен дополнит античная скульптура. В восьми экспозиционных
залах Зубовского флигеля разворачивается выставка «Фарфор мануфактуры «Херенд», основанной в 1826 г. австро-венгерским импера-
тором Францем Иосифом и являвшейся придворным поставщиком как для Габсбургов, так и для Дома Романовых.
М. Голубков:
– По нашим расчетам, в оставшееся до юбилея время Царскому Селу будет требоваться ежегодно в среднем по 500 млн.
руб. на реализацию предусмотренных охранно-реставрационных мероприятий. Планы у нас большие, и поэтому отрадно
ощущать понимание и поддержку в этих вопросах со стороны Федерального агентства по культуре и кинематографии.
Конечно, с намечавшимся полным фасадным золочением Екатерининского дворца (в силу определенных технологических
и опять же финансовых проблем) к 2010 г. мы управиться не сумеем, потому известное многим «президентское золото»,
выделенное на эти цели, пока что будет дожидаться своего часа.
Г. Кравец:
– Однако этот большой проект можно будет даже начать осуществлять поэтапно, шаг за шагом реставрируя фасад, уникальный
по объему и роскоши золоченого скульптурного убранства. Мы к этому готовы, и в качестве пробного шага уже вызолотили
главные дворцовые ворота. Помимо этого, к новому туристическому сезону наша фирма комплексно отреставрировала па-
вильон «Верхняя ванна», основные элементы убранства Картинного зала, близки к завершению работы в Арабесковом зале.
В разных стадиях реализации у нас находится целый ряд других исторических объектов музея.
Экспонаты новых открытых фондохранилищ ГМЗ «Царское Село»
М. Голубков:
– В складывающейся ситуации мы вынуждены привлекать все возможные инвестиционные источники. Это и централизованные
федеральные средства, и доходы от собственной деятельности, и пожертвования меценатов.
И. Ботт:
– К 300-летию Царского Села учрежден Клуб друзей музея-заповедника. В его составе фирмы, входящие в реставрационное сооб-
щество города, банковские и промышленные структуры, частные лица активно спонсируют наши начинания. Свежий пример – это
$1 млн. на работы по восстановлению Александровского дворца, которые перечислил в распоряжение ГМЗ видный российский
предприниматель Шалва Чигиринский, известный также и тем, что его СТ «Новая Голландия» инвестирует проект реконструкции
одноименного острова в центре Петербурга. Правда, с практическим освоением суммы этого пожертвования есть определенные
проблемы – до сих пор с переселением военного института из стен этого царскосельского памятника дело окончательно не уре-
гулировано, поэтому и приступать к реставрационному ремонту у нас пока нет официальной возможности…
М. Голубков:
– …Хотя даже вопрос с определением генподрядчика в общих чертах решен. Замечу, что ООО «Ресстрой», которое выполняет на
территории музея наиболее серьезные работы, выигрывает в тендерах не по какой-либо искусственно придуманной традиции или
в силу фактического месторасположения своего офиса. Просто это одна из по-настоящему проверенных фирм, которая предлагает
экономически выгодные и научно обоснованные варианты реставрации – такие, которые приемлемы для Царского Села.
В завершение «предсезонного десанта» прессы в музей-заповедник журналистам предложили познакомиться с экспонатами
новых фондохранилищ, отреставрированными интерьерами Екатерининского дворца и проехаться в конных экипажах по всему
парковому ансамблю.

>> � ���������� >>