Ольга Писаренко

АНТИЧНАЯ РАПСОДИЯ КАМЕРОНА

НОВЫЙ ОБЪЕКТ ЦАРСКОСЕЛЬСКОЙ ЯНТАРНОЙ МАСТЕРСКОЙ


История превращения Петербурга из петровского «Русского Амстердама» в «Северную пальмиру» екатерининских времен была захватывающей и романтичной. Одной из первых ее архитектурных страниц стало возведение в Царскосельском саду павильона «Холодные бани» с Агатовыми комнатами архитектора Чарльза Камерона.
В 1773 г. Императрица пожелала «выстроить греко-римскую рапсодию в Царскосельском саду». Во Французскую академию художеств было направлено объявление о конкурсе, в котором приняли участие известные знатоки античности Шарль де Вайи и Шарль Луи Клериссо. Последнему принадлежит идея создания терм, как места, которое может дать наиболее острое чувственное ощущение присутствия в мире античной классики. Однако осуществлять этот замысел довелось шотландцу Чарльзу Камерону, который в то время написал фундаментальный труд о банях древних римлян.
Знаток архитектуры античных терм спроектировал все в точном соответствии с древнеримскими канонами. В частности, была соблюдена строгая ориентация по сторонам света, благодаря которой здание меньше всего нагревалось. Отсюда и пошло противоречивое название «холодные бани»: в помещении действительно всегда довольно сумрачно и прохладно. Екатерина желала, чтобы архитектор создал обобщенный и в то же время достоверный образ античности. Причем он должен был раскрываться постепенно при движении снизу вверх. Архитектурное оформление фасадов павильона построено на контрастах. Нижний этаж облицован массивными блоками грубо обработанного пористого известняка. Верхний этаж оштукатурен и окрашен охрой, на фоне которой выделяются терракотового цвета ниши, заполненные скульптурой, и круглые лепные барельефы-медальоны. Комплекс, включающий в себя Агатовые комнаты, Камеронову галерею и Висячий сад с пандусом, строился с 1779 по 1787 гг. С этого здания началась история классицизма в архитектуре России.
Творение Камерона – единственный памятник из всего комплекса Екатерининского дворца, который сохранился в своем первозданном виде, тогда как все остальные постройки после Второй мировой войны представляли собой руины. Павильон обладает уникальной художественной отделкой: стены облицованы в технике «русской мозаики» различными видами уральских яшм и искусственным мрамором, украшены живописью, скульптурой; в отделке широко использованы цветные мраморы, позолоченная бронза, редкие породы дерева. Работы по отделке павильона исполнялись известнейшими мастерами.
В настоящее время памятник нуждается в комплексной реставрации. Генеральным подрядчиком реставрационных работ является ООО «Царскосельская янтарная мастерская».

Общий вид павильона «Холодные бани»
«Висячий сад»
Андрей Евгеньевич Новиков, заместитель директора:
— Четыре года назад специалистами нашей организации был проведен ряд обследований павильона «Холодные бани». В результате было выяснено, что проводить реставрацию интерьера можно только после решения проблем, связанных с фундаментом, перекрытиями, кровлей. Проект реставрации фундамента и цоколя был выполнен в первую очередь, поскольку здоровый фундамент – основа здоровья дома. Проектирование ведут высококвалифицированные специалисты «Архитектурного бюро «Литейная часть – 91». Вторая серьезная проблема – это кровля. Она имеет пологие скаты, для водосброса установлено всего две трубы, нет вентиляции чердачного помещения, вследствие чего появляются протечки ,из-за плохой пароизоляции повышается влажность. Все эти проблемы предстоит решить в ходе реставрационных работ.
Чердачное помещение очень узкое, поэтому мы не можем добраться до углов кровли и оценить состояние балок; сделать это можно будет только по вскрытии чердака.
На сегодняшний день закончено проектирование по всем наружным работам: водоотводу, молниезащите, реставрации фундамента, цоколя и отмостки. Выполненные проектные работы согласованы с Управлением Росохранкультуры и КГИОПом. Впереди самая сложная часть – проект реставрации интерьера.
Интерьер павильона «Холодные бани» необыкновенно богат и разнообразен. Здесь представлены практически все декоративные способы отделки, и все они очень сложны. В уникальном и чрезвычайно дорогостоящем декорировании яшмовых комнат отразился расцвет русского камнерезного искусства конца XVIII в. Весь павильон иногда называют «агатовыми комнатами», хотя агат не присутствует в отделке ни одной из них. Произошедшая путаница с названиями объясняется тем, что уразовская яшма, которой украшен один из кабинетов, имеет красный цвет с прожилками, и по схожести в старину назвалась «мясным агатом». Помимо уразовской, в отделке павильона используются темная и светло-зеленая калканская, сургучная и кошкульдинская яшмы. Все перечисленные виды камней относятся к уральским самоцветам, основные месторождения которых были открыты как раз в то время.
А. Новиков:
— Каменная отделка сохранилась до наших дней с небольшими потерями, гораздо более значительны утраты по бронзовому, гипсовому и живописному декору. Экспериментальная реставрация яшмового декора стен показала, что мастика, на которую установлен камень, со временем частично потеряла свои клеящие свойства.

Утраты живописи потолка Большого зала
Паркет Большого зала
Фрагмент камина Овального кабинета

Другая проблема связана с правильным определением климатического режима для наилучшей сохранности этого интерьера. В середине девятнадцатого века на первом этаже павильона были установлены пневматические печи инженера Амосова, которые подавали теплый воздух наверх. Тогда же в стенах были проложены дымовые трубы и борова для проводки теплого воздуха, а также каналы для вентиляции и обеспечения доступа свежего воздуха к печам. Пришедшие в негодность калориферы были сняты в 1911 г. Сейчас климатологи склоняются к мнению, что температура в павильоне не должна подниматься зимой выше 10° С, поскольку иначе воздух в помещении станет слишком сухим и будет происходить пересыхание мастики. Недавно приезжал эксперт-климатолог из Мирового фонда музеев, который согласился с этим предварительным выводом.
Полная комплексная реставрация павильона «Холодные бани» ставит перед специалистами еще немало вопросов,
Борис Павлович Игдалов, директор:
— Уникальность памятника трудно переоценить, поскольку твердым природным камнем типа яшмы интерьеры не декорировались. Эту скрупулезную работу могли сделать только русские мастера. Шлифовать и полировать такой твердый материал фантастически трудно, к тому же делать это приходилось на месте, на готовом мозаичном наборе. А то, что уразовская и кошкульдинская яшмы очень трещиноваты по своей природе, еще более усложняло задачу. Тем не менее, мы видим высочайшее качество отделки: толщина пластин 10-15 мм, а швы между ними минимальны. Это неоспоримое свидетельство высочайшего мастерства и оригинального, творческого подхода к делу, без которого не решить такие трудные задачи. Очевидно, что такого же подхода требует и реставрация, поэтому основные наши силы направлены сейчас на этот объект, по праву названный «жемчужиной Царскосельского парка». Вписать же свою страницу в его историю – дело чести для нашей мастерской.

>> К СОДЕРЖАНИЮ >>