Дмитрий Седаков,
зам. генерального директора студии «АДМ, Фрайфельд, Седаков»

ЧУВСТВО ГОРОДА
И АРХИТЕКТУРНЫЙ ТРЕНД

От редакции: Современный подход к развитию архитектуры, включающий в себя видение тенденций, в том числе и мировых, умение их проанализировать и применить в проектных разработках, отличает настоящих профессионалов от архитектуры. Вопросы, как гармонично организовать городское пространство, насытив его функционально, как проектировать эффективно и комплексно, учитывая сложившиеся каноны и определяя новые, извечны и актуальны. Сегодня специалисты студии «АДМ, Фрайфельд, Седаков» заканчивают реконструкцию гостиницы «Москва». В планах – проектирование офисных комплексов в различных районах города. Это будут востребованные бизнес-центры класса «А» и «Б+», спроектированные по принципу «новый подход – новые материалы». Предполагается также разработать проект реконструкции Балканской площади. Здесь у главного заказчика творческой мастерской – холдинга «Адамант» – много объектов. Архитекторы рассматривают несколько вариантов развития площади в соответствии с градостроительной концепцией. Все перечисленное – темы будущих публикаций.

«АТМОСФЕРА»
Наш торговый центр на Комендантской площади может служить положительным примером того, как переоценка значимости объекта повлияла на изменение подхода к его облику. Мастерская занялась этим проектом около трех лет назад. В ту пору большинство заказчиков во главу угла ставили функциональное назначение будущей постройки, архитектурная же сторона дела часто сдвигалась на второй план. В силу этого отличительной особенностью торговых комплексов стала безликость внешнего облика здания и чрезмерная насыщенность рекламой.
Нечто подобное можно сказать и о проектировании многофункционального комплекса на Комендантской площади «Атмосфера». Первоначальное объемное решение было ориентировано на использование недорогих материалов и несло отпечаток излишней сухости и функциональности.
При этом конструктивное решение здания, особенно подземной части, было сложным с технической точки зрения и дорогостоящим в исполнении.
Заказчиком было принято решение об изменении внешнего облика здания в сторону увеличения выразительности архитектурного решения. Разработанный архитекторами новый объем с применением современного структурного остекления позволил привести в большее соответствие современные конструктивные решения с внешним видом здания.
Здесь пришлось также учесть и тот факт, что застройка площади была растянута во времени и оттого являлась далеко не однородной. В такой градостроительной ситуации наше здание просто вынуждено было создать некий новый образ, который сумеет сконцентрировать пространство вокруг себя. В последнем и реализуемом варианте торговый центр представляет собой сплошной остекленный объем. В его верхних, действительно полностью остекленных этажах размещены развлекательные учреждения, в цокольных по периметру здания расположатся продавцы-арендаторы, поэтому здесь остекление будет декоративным, поверх обычных стеновых панелей. Так достигается и некоторое обособление торговых площадей. Объединяющим же весь объем элементом выступает застекленный купол.
Всегда проблематичен вопрос размещения наружной рекламы на торговых комплексах. Он тоже может быть решен более гармонично, чем сложилось в последнее время. В описываемом проекте, к примеру, предусмотрено устройство четырех лайт-боксов на внутреннем поясе торговой зоны над входными зонами. В отделке всего здания применены современные материалы, а ввод объекта в эксплуатацию намечен на начало будущего года.


Торговый центр «Атмосфера» на Комендантской площади

ТЕНДЕНЦИИ
В нашей проектной компетенции, помимо торгово-развлекательных комплексов, присутствуют также и бизнес-центры как возводимые вновь, так и создаваемые в реконструируемых зданиях. Аналогично подходу к объектам, объединяющим торговые залы, рестораны, кафе, спортивные и досуговые пространства, а также предприятия сервиса, мы и здесь придерживаемся стратегии проектирования, которая не утратит функциональной и образной актуальности как минимум пять-десять лет.
По сути, мы в некотором роде пытаемся выстроить архитектурную идеологию востребованных сегодня офисных зданий. В этом случае для нас важно соблюсти гармонию: современная постройка любого назначения не может быть возведена по устаревшим технологиям, из потерявших актуальность материалов, с применением упрощенно-типовых методов конструирования. Вот почему, с целью узнать, чем дышит мировая архитектурная общественность, мы активно поглощаем богатый западный опыт. Ценность такого обмена информацией состоит в изучении наработок, накопленных в последние несколько десятилетий зарубежными архитекторами. Они в этом плане, разумеется, ушли вперед, но у их российских, и в частности, петербургских коллег есть сегодня шанс не только наверстать упущенное, но и стать законодателями строительной моды.
Основной европейский архитектурный тренд – экология. Стремление достичь гармонии с природой прослеживается и в инженерных, и в архитектурных разработках. Главный постулат – максимальная экологическая эффективность здания. К тому же, непременной основой работы западных зодчих является градостроительный план. Планировочные решения современной застройки той же британской столицы весьма концептуальны. Лондонская концепция включает в себя не просто макет будущего квартала, а детальные расчеты экономических, транспортных, экологических, энергетических и других жизненно важных показателей. Это правильно, поскольку комплексно и продуманно.
У нас тоже внедряется идея проекта планировки, но мы находимся в начале пути, условия которого довольно жестко диктует рынок. Специалисты нашей студии приветствуют практику проведения градостроительных советов и привлечение к обсуждению будущего облика города широкой общественности. Цивилизованное развитие городской среды, не сомневаюсь, принесет плоды. Наш объект, о котором мы говорили выше, можно считать одним из первенцев такого подхода к проектной деятельности.


Торговый центр «Атмосфера» на Комендантской площади

>> К СОДЕРЖАНИЮ >>