Надежда Шумайлова

АРХИТЕКТУРА КАК СТИМУЛ МЫСЛЕЙ И ЧУВСТВ


Проект особняка. Общий вид

Спортивно-оздоровительный комплекс в квартале 20, Купчино. Проект

Проект ресторана и гостиницы в г. Пушкине
Признаюсь, в случае обращения к творчеству персональной мастерской Валерия Питаева поначалу показалось очень заманчиво пойти по традиционному пути первого печатного представления таких коллективов. В большинстве специальных изданий (наш журнал – не исключение) очень удачно работает сценарий: «год создания, проекты, объекты». На его фоне, и уже в зависимости от предполагаемого объема публикации и деталей редакционного задания, иной раз даже получается углубиться в творческие частности, проникнуть в авторское кредо мастера. Хотя именно в этом небольшом интервью априори заданная схема не сработала – все сразу же пошло по-другому.
Во-первых, мы с Валерием Леонидовичем условились понимать архитектуру исключительно как искусство и рассуждать о ней соответствующим образом, сделав акцент на философских основах создания ее произведений. Поэтому, может быть, прагматическая составляющая проектного процесса, некоторая его конкретика остались на этот раз, так сказать, за кадром. Во-вторых, сам Питаев – не только состоявшийся зодчий, но также крайне интересный живописец и график. Это тоже определило тональность нашего разговора. Что же касается построенных зданий или, допустим, проектов, которые в силу стечения определенных обстоятельств не были реализованы и, возможно, еще только ждут своего часа, то тут к услугам читателя весь иллюстративный ряд статьи.
В. Питаев:
– Увы, тенденция на нарочитое упрощение, которым сопровождается происходящее на наших с вами глазах обновление городского облика, сегодня стала ощущаться как никогда. В связи с этим необходимо вспомнить, что понятия «архитектура» и «строительство» близкие, но одновременно и почти противоположные. Посмотрите, семантика объектов в конечном счете определяет их принадлежность к тому или другому виду высшей нервной деятельности. Рациональная прямоугольная (возможно, стеклянная) «коробка» – плод работы левого полушария творца – легко, как букварь, «прочитывается» зрителем. Правда, впоследствии по той же самой причине такой объект перестает вызывать всякий интерес. С другой стороны, форма или пространство, выстроенные с намерением сделать предмет сложнее для восприятия, сформировать ряд «зацепок для глаза» (пластичность стены, индивидуальный силуэт, наличие деталей), становятся архитектурой. Творец этой сферы деятельности мыслит образно, позволяет себе полноценно использовать свой мозг, задействуя не только (и не столько) левое полушарие, но и правое, чувственное.
Корр.:
– Заранее допускаю, что нас могут упрекнуть в излишней эстетизации вопроса. Но ведь это уже даже не философия, а проблематика высшей нервной деятельности...
В. Питаев:
– Скорее, и то и другое, а почему бы и нет? Зритель в восприятии такого объекта становится увлеченным «читателем», зараженным страстью познать глубину замысла. Этот процесс схож с проникновением в суть сложного романа со всеми его сюжетными хитросплетениями, что качественно отличается от изучения примитивного (хотя и полезного на определенном этапе) букваря. Несмотря на склонность реальных и потенциальных заказчиков финансировать чаще всего строительство, я – по выше приведенной классификации – стараюсь заниматься архитектурой.
Корр.:
– Хотелось бы как-то предметно проиллюстрировать эту главную для вас, я так понимаю, мысль.
В. Питаев:
– В одном из моих проектов, к примеру, заложена такая концепция: человек не должен постоянно находиться в однообразных (как правило, прямоугольных) помещениях. Торжество жесткого порядка, т. е. ортогональной системы, утомляет аналитикой. Человек сложнее – надо дать пищу его чувственной предрасположенности, хотя бы в собственном доме. Иногда противопоставление прямого угла криволинейной стене, тупому или острому углу, иногда их сочетание при перепаде высот помещений и вариабельности освещения могло бы стать системой «зацепок» для глаза. Появляется некий семантический потенциал, освоение которого стало бы процессом познания сиюминутного и долговременного, что соответствует эстетическому восприятию. Надеюсь, со знаком «плюс».

В. Питаев. «Оптимальная семантика
города». Холст, масло (2003 г.)
В. Питаев. «Сиракузы.
У источника Аретуза».
Холст, масло (2007 г.)
В. Питаев. «Амстердам. Причал у вокзала».
Холст, масло (2007 г.)

>> К СОДЕРЖАНИЮ >>