Борис Игдалов
генеральный директор
ООО «Царскосельская янтарная мастерская»

ВРЕМЕН НЕРАЗРЫВНАЯ СВЯЗЬ
РАЗВИТИЕ ТРАДИЦИЙ
ДРЕВНЕРУССКОГО ЦЕРКОВНОГО ИСКУССТВА
В РАБОТАХ ЦАРСКОСЕЛЬСКОЙ ЯНТАРНОЙ МАСТЕРСКОЙ

Зарождение декоративно-прикладного искусства (ДПИ) напрямую связано с религиозными верованиями – с незапамятных времен наши предки пытались придать физическую форму элементам своего духовного мировоззрения. Безусловно, религия, церковь, христианство – явления, которые сообщили мощный толчок развитию ремесленной художественной мысли и послужили созданию самостоятельного и на протяжении многих веков основного направления в ДПИ.

ПУТЕШЕСТВИЕ К ИСТОКАМ
Отечественное церковное искусство было теснейшим образом связано с главным центром православного мира – Византией. Основа таких контактов закладывалось задолго до Крещения Руси: наши ювелиры еще в VIII в. н. э. познакомились не только со скандинавской, но и с византийской техниками создания украшений. Причем именно христианская эстетика, явившись неизмеримо богаче языческой, наделила мастеров способностью улавливать импульсы, которые шли от иконописи (ведущего вида искусства средневековья), и отражать их в изготавливаемых предметах. Для решения столь сложной задачи становятся востребованными новые техники исполнения: перегородчатая эмаль, литые или резные нательные кресты, иконки из драгметаллов. Некоторые такие вещи производились высококлассными княжескими резчиками-ювелирами с применением драгоценных камней.
В связи с этим есть полные основания датировать начало важнейшего этапа становления отечественного декоративно-прикладного искусства серединой XII, а его кульминацию – XV веком. В этот период оно становится более современным: московские мастера учатся делать тонкую скань, украшать ее цветными мастиками, отливать серебряные рельефы-накладки, покрывать фоны полихромной эмалью. В первой половине XIV в. происходит мощное обогащение орнаментальных сюжетов, что во многом становится результатом ремесленной интеграции золотоордынских мастеров, принявших христианство. Этим людям удается внести в ювелирные изделия и предметы церковной утвари узнаваемые восточные мотивы. Примерно тогда же работает резчик-ювелир Амвросий – инок Троицко-Сергиева монастыря. На его творчество, что вообще характерно для русского церковного искусства малых форм, оказывает сильное воздействие иконопись, выступающая теперь не только иконографическим, но и художественным источником пластики.
В позднейшем деко-ративно-прикладном искусстве заметнее становится влияние западно-европейской орнаментики. В XVI в. при царском дворе начинают трудиться иноземные ремесленники, выступающие проводниками новых феноменальных форм и технических приемов. Тогдашний стиль работы мастеров ДПИ соответствует «духу эпохи», более торжественному и рациональному, чем прежде. Облик произведений к концу века становится строгим и изысканным. Особое распространение получает техника черни, позволяющая создавать тончайшие рисунки на металлических поверхностях церковных предметов, крестов, потиров, элементов декора икон и иконостасов. Изделия из серебра и золота украшаются большим количеством жемчуга и драгоценными камнями, качество которых подчеркивалось впервые появившейся огранкой. До этого в России использовались только шлифованные кабошоны.
В середине XVIII в. происходит существенное обновление арсенала технических приемов, одновременно наблюдается заметная модификация традиционных форм изделий. По численности и уровню квалификации на первое место выходят мастера Санкт-Петербурга. Хотя в ту пору в основном создавались светские декоративные изделия, продолжает развиваться и церковное искусство малых форм. В целом на протяжении XVIII–XIX вв. оно, подобно светскому, прошло путь от барокко через рококо к классицизму. Во второй половине XIX в. с оживлением храмового строительства и ростом частных капиталов, использовавшихся для украшения церквей, возросла потребность в церковной утвари. Широкий размах в эти годы приобретает обращение к памятникам Византии и московско-ярославскому искусству XVII в. В таком ключе работают мастерские москвичей Овчинниковых, Хлебникова, Сазикова. В Петербурге же основными исполнителями заказов церкви становятся братья Грачевы, а фирма Карла Фаберже становится знаменитой, во многом благодаря своим подарочным пасхальным яйцам из драгоценных металлов и камней.
Мощное развитие изготовление предметов ДПИ в стране получает на рубеже XIX–XX вв. Многие православные церкви украшаются драгоценными изделиями русских ювелиров. Перегородчатая эмаль, литье, резьба по камню, гравировка, художественное стекло, резьба по дереву – вот неполный перечень декоративных приемов, посредством которых храмы России предстали во всем блеске своего убранства.





ОТ УТРАТ К ВОЗРОЖДЕНИЮ
К сожалению, развитие церковного искусства было прервано революцией 1917 года. На фоне целенаправленного уничтожения памятников православного зодчества и их убранства, вслед за изъятием ювелирных церковных ценностей идет их переплавка. Многое безвозвратно утрачивается. Даже в 1940–50 гг., когда власть позволила возобновить богослужение в некоторых ранее закрытых храмах, конфискованные у них серебряные и золотые изделия не были возвращены. Необходимая утварь если и изготавливалась, то, как правило, в мелких мастерских, кустарным способом и находилась фактически за границами искусства. Лишь в 1990-е в Петербурге заявляет о себе группа небольших предприятий, которые, наработав в советское время богатый профессиональный и творческий потенциал, оказались способны продолжить традиции прославленной в XIX веке школы русских мастеров.
Наряду с востребованным на тот момент расширением производства светских изделий возрождается и церковное искусство. Образованное в 1991 г. предприятие «Царскосельская янтарная мастерская», вышедшее из состава объединения «Реставратор», было призвано заниматься проблемой воссоздания Янтарной комнаты – всемирно известного памятника камнерезного искусства. Уже наработанный к этому времени опыт наших специалистов базировался прежде всего на реставрации предметов ДПИ XVII–XVIII вв. из собраний крупнейших музеев страны – ГМЗ «Царское Село» и «Павловск», Государственного Эрмитажа и Оружейной палаты, обладающих большими коллекциями произведений, выполненных в технике художественной резьбы по янтарю. Среди них немалое число составляют предметы церковной утвари: распятия, дарохранительницы, кресты и т. д. Многие из них были отреставрированы руками специалистов нашей мастерской, сумевших «пропустить через себя» и воспринять профессиональную культуру предшественников. При этом очень серьезной практической основой в развитии их мастерства стала, в первую очередь, работа над воссозданием Янтарной комнаты и конкретного ряда исторических шедевров.





ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПРЕЕМСТВЕННОСТЬ
Основной составляющей и наиболее ярким направлением деятельности мастерской всегда являлось творчество художников-реставраторов. Они по собственным эскизам воссоздавали произведения на основе технологических приемов старых мастеров, занимались реставрацией сложнейших предметов, изготавливали дипломатические подарки самого высокого уровня. У нас трудятся люди, аттестованные Министерством культуры РФ, получившие высшее образование в стенах лучших художественных вузов страны, члены СХ РФ. Профессиональная подготовка сотрудников Царскосельской янтарной мастерской позволяет создавать предметы ДПИ с применением различных материалов на самом высоком уровне. За более чем двадцатилетнюю историю предприятия было создано немало произведений религиозного содержания: иконы в технике янтарной резьбы и флорентийской мозаики, дарохранительницы, подсвечники, потиры.
Одной из самых значительных и монументальных работ православной тематики стала серия икон для Домовой церкви в резиденции Президента России. Выполненная в смешанной технике янтарного набора и флорентийской мозаики, она представляет собой иконостас из 7 икон с традиционными православными сюжетами: Спас Вседержитель, Борис и Глеб, Святая Троица, Иоанн Креститель, Икона Казанской Божьей Матери, Георгий Победоносец. Весь коллектив Царскосельской янтарной мастерской в течение примерно восьми месяцев работал над выполнением столь ответственного заказа. Уникальные произведения, созданные в 1997 г., сегодня украшают интерьер Первого кремлевского корпуса.
Несомненно, не может не радовать то обстоятельство, что даже в условиях недавней переменчивости политической ситуации сохранились и сегодня продолжают развиваться историко-художественное наследие, культура и индивидуальное творчество уникальных специалистов. Поощряется возрождение старых и строительство новых храмов с прекрасными интерьерами и, как неотъемлемая часть этого процесса, – создание предметов декоративно-прикладного искусства.
Очень важно, что человечество вновь обретает великолепные памятники мировой культуры, такие как воссозданная в Екатерининском дворце знаменитая Янтарная комната, храм «Спас-на-Крови» и многие другие объекты нашего наследия. Еще более ценным фактом при этом является сохранение мастерства, технологических приемов, бесценного опыта, накопленного за многие годы реставрационной работы художниками, архитекторами, камнерезами. Мы очень надеемся, что связь времен не прервется, и наши мастера оставят после себя не только прекрасные произведения декоративно-прикладного искусства, но и сохранят свой бесценный опыт, культуру мастерства для молодых и талантливых реставраторов будущего.

>> К СОДЕРЖАНИЮ >>