Андрей Ильин

НА МЕСТЕ "ОХТЫ" БУДЕТ "БУФФ"
ПРОЕКТ НОВОГО ТЕАТРАЛЬНОГО ЗДАНИЯ НА ПРОСПЕКТЕ ШАУМЯНА,
ПОДГОТОВЛЕННЫЙ АРХИТЕКТОРАМИ "ПЕТЕРБУРГТРАНССТРОЯ",
ПРОШЕЛ "НА УРА"

После перерыва, к началу обсуждения второго вопроса повестки дня этого очередного Градостроительного совета, страсти поутихли, разговор продолжился в более размеренных тонах. Показалось, что весь свой эмоциональный потенциал архитектурный ареопаг Санкт-Петербурга успел излить, рассматривая текущие коррективы, внесенные в идейную концепцию строительства нового стадиона на Крестовском острове. Досталось и покойному ныне Курокаве, и его российским сподвижникам. Теперь речь шла о другом объекте, официально именуемом как Санкт-Петербургский Государственный музыкально-драматический театр «БУФФ» с городским культурным центром Красно­гвар­дейского района по адресу: С-Петербург, проспект Шаумяна, 22. Проект реализуется в соответствии с адресной инвестиционной программой городского бюджета и является одной из конкретных инициатив губернатора Санкт-Петербурга В. Матвиенко.
Презентуя проект от имени коллектива разработчиков, его руководитель архитектор Борис Бейдер был в меру лаконичен, хотя и успел за отведенные двадцать минут весьма подробно прокомментировать стартовую и прогнозируемую градостроительную ситуацию, дать развернутые пояснения по сути своих объемно-планировочного и структурно-функционального решений. Редко кому из авторов, в разное время вызывавшихся на «градсоветовский ковер», удавалось быть настолько убедительным и логичным. В этом свою безусловную роль сыграли несколько факторов, и решающим среди них явилась, скорее всего, серьезная степень изученности темы. Одни объемные макеты будущего здания – автономный и в контексте окружающей застройки – выставленные на всеобщее обозрение, чего стоили. Вкупе с рационально выстроенной композицией планшетов такой иллюстративный ряд служили очень надежной аргументацией разработки. Чувствовалось по всему: архитекторы очень глубоко овладели защищаемым предметом творчества, прониклись идеей строительства нового театра.
Она, действительно, очень актуальна для Санкт-Петербурга. Мы мало-помалу возвращаем себе право именоваться театральной столицей России, являя редкий на сегодня пример города, где такие объекты либо активно реконструируются, либо строятся «с нуля». Главный архитектор Александр Викторов в свое время подчеркнул эту новую (хорошо забытую старую) питерскую особенность, в связи с чем даже специально позвал вашего корреспондента на октябрьское заседание градсовета. Есть и более прозаичные вещи: около четверти века сам «Буфф» буквально ютится на первом этаже жилого дома по Народной улице. Зрителям нужно, вероятно, очень любить старейший в стране многорепертуарный театр, чтобы ехать туда от метро «Ломоносовская», преодолевая постоянные пробки на Володарском мосту. Собственное же новое здание станет легко досягаемым, так как расположится в какой-то сотне метров от метро «Новочеркасская». Есть и другая вещь, уже важная не только для труппы и ее поклонников, а для города вообще. Гигантский Красногвардейский район, сопоставимый по численности населения со средним областным центром России (полмиллиона жителей), в силу определенных экономических, а порой и политических обстоятельств оказался обделенным в плане досуговой составляющей. Новый театр в значительной мере снимет эту проблему, поскольку наряду с основной функцией здание будет выполнять дополнительную – районного культурного центра. Соответственно, и со строительством, которое обойдется петербургской казне без малого в 1 млрд. руб., намечено уложиться в рекордный двухлетний срок. Зрительный зал, где будут идти основные спектакли театра, рассчитан почти на 600 человек. Согласно проекту, трансформируемая сцена оснащается самым современным акустическим и осветительным оборудованием. Уже сейчас театр Исаака Штокбанта планирует новый репертуар с учетом переезда, который предположительно состоится в 2009 году. В здании комплекса будут располагаться зал «Кабаре-буфф», аналог нынешней Зеркальной гостиной, театральный музей, артистические кафе и клуб. В фойе предполагается устраивать выставки современных художников, фотографов, дизайнеров.
Проект ООО «Петербургтрансстрой» предполагает строительство овального шестиэтажного здания, главный фасад которого будет полностью остеклен. При всем том никакого упора на технологические новации разработчики не делают. Все весьма традиционно, но отнюдь не «приземлено» как в образном, так и в функциональном отношении.

Борис Бейдер:
– Участок, где раньше стоял кинотеатр «Охта», который отведен теперь под размещение музыкально-драматического театра, расположился в третьем квартале района Малая Охта. Место ограничено: с западной стороны – «красными линиями» пр. Шаумяна, с севера – территорией, занятой городским центром по начислению и выплате пенсий, с востока – двухэтажным зданием художественных мастерских и с юга – благоустроенным пространством. Все эти особенности застройки пришлось учитывать, работая над оптимизацией объемно-планировочного решения.
В итоге, все это у нас вылилось в вариант строительства овального в плане объема, стоящего на двухуровневом стилобате. За нулевую отметку был принят уровень поля входного кассового вестибюля. Отметка цокольного этажа, где будут расположены узлы инженерно-технических коммуникаций и складские помещения зафиксирована на (-) 1,8 м, верхней площадки стилобата – (+)1,75, всего здания – (+)27,3. Основная сцена театра сооружается как колосниковая с боковыми карманами, трюмом и арьерсценой. Зрительный зал с ярусом и двумя ложами по числу посадочных мест будет вдвое больше того, которым сегодня располагает «Буфф». Его пространство, а также сцены и фойе решены как многосветные, хорошо обозреваемые и, как мне кажется, представляют в интерьерах пластичные взаимоувязанные объемы. Обслуживающие основной зал помещения у нас расположены в северной части на отметке 5,7 м, а кабаре вместе со всей его инфраструктурой – на отметках 14,1 м и 17,7 м, вестибюль с гардеробом и санузлами – на отметке 1,8 м, фойе с баром и музеем – на отметке 9,6 м. Городской культурный центр Красногвардейского района выходит непосредственно на пр. Шаумяна.
Таким образом мы постарались пластически связать три основные и все вспомогательные функции объекта между собой. Сам театр, его кабаре и культурный центр имеют самостоятельные входы и частично автономное инженерное обеспечение. При этом существует возможность организации внутренних связей между объектами.
Внутренний двор с восточной стороны здания обеспечивает возможность загрузки декораций, оборудования и нужд пищеблока, для чего он обустроен эстакадой и спецплатформой. Думаю, не стоит особенно останавливаться на том, что весь проект разрабатывался с учетом санитарных и противопожарных норм, весьма жестких, когда это касается крупных объектов общественного назначения.
Решая вопросы отделки фасадов, мы не гнались за какой-либо показной роскошью, не забыв при этом о значении архитектурной детали, когда она перерастает роль декорации и становится формирующим элементом образа. Наружные стены из монолитного железобетона у нас отделываются керамогранитом по принципу вентилируемого фасада, в свою очередь, стилобат, цоколь и входные крыльца облицовываются натуральным полированным гранитом, оконные заполнения спроектированы как металлодеревянные блоки со стеклопакетами. Фасадные витражи представлены металлопереплетами с закаленным поляризованным и тонированным стеклом.
Общую картину будет логично дополнять мощение декоративным бетонным камнем проездов и дорожек на территории, прилегающей к театру. В ее границах планируется разместить автостоянку на 108 машиномест. Проект предполагает возможность развития благоустройства участка в направлении Заневского проспекта в виде партерного сквера, являющегося своеобразным фойе «Буффа», с обращением на входную ось и размещением визуальных рекламно-театральных объектов.

Говорят, «театр начинается с вешалки». Кто спорит, однако в нашем случае лучше было бы сказать, что он начинается с вердикта градсовета. Проект по достоинству оценен и одобрен, хотя это всего лишь начальная фаза его продвижения и реализации. Зная, сколько проблем обычно встает перед проектировщиками и подрядчиками на этом тернистом пути, остается лишь пожелать им необходимой настойчивости и терпения. ООО «Петербургтрансстрой» – серьезная компания, которой ни того, ни другого, ни профессионализма не занимать. Значит, всем нам остается лишь уповать на успех этого далеко не безнадежного предприятия.



Петр Погребняк,
почетный строитель России, директор Санкт-Петербургского филиала Корпорации «Инжтрансстрой»:
– Возможно, Театр «Буфф», проект которого обсуждался на ок­тябрь­ском заседании Гра­достроительно­го cо­вета СПб, в мас­шта­бах деятельности всей на­шей корпорации является не самым крупным, что, впрочем, не означает, будто бы в ООО «Петербургтрансстрой» восприняли эту работу как некую проходную и незначительную. Группа архитекторов в составе Б. Бейдера (ГАП), В. Ермолина и В. Новосадюка при участии Д. Гребенькова, а также инженеров В. Шляндина (ГИП) и А. Воробьева, зам. генерального директора ООО «Петербургтрансстрой» В. Епифанова, разработчиков арт-технологий Е. Кочетова и О. Элькина сумела творчески прочувствовать поставленную задачу, предложив для нее неординарное решение. Такой подход характерен для наших проектировщиков вообще, а в данном случае дополнительно усиливался фактором, что строить объект нам придется собственными силами.
Для более полного представления об объемах деятельности нашего холдинга на Северо-Западе России приведу в качестве примеров ввод первой очереди Балтийской трубопроводной системы, возведение гидротехнических сооружений, создание портовой инфраструктуры нефтеналивного терминала и продолжение строительства морского терминала по перегрузке светлых нефтепродуктов в Приморске. Помимо этого, на острове Высоцк под Выборгом мы соорудили первую очередь распределительно-перевалочного комплекса нефтепродуктов в страны Европы и Америки. В Петербурге наши строители участвуют в завершении затянувшегося «долгостроя» – Комплекса защитных сооружений от наводнений, плюс в создании «Морского фасада» на Васильевском острове. В очень перспективное направление выросло аэродромное строительство. Этапной для Инжтрансстроя стала реконструкция взлетно-посадочной полосы (ВПП-2) аэропорта «Пулково» в канун саммита Большой восьмерки. Выполненные в рекордные сроки без приостановки полетов масштабные работы и устойчивая репутация компании предопределили нашу победу в тендере на серьезную реконструкцию международного аэропорта «Шереметьево-2». На сегодня взлетно-посадочная полоса № 2 уже забетонирована, стартовали работы на перроне. При этом у корпорации достаточно потенциала, чтобы одновременно активно заниматься развитием аэропортов в Сочи, Геленджике, Нальчике, Благовещенске.
В последние годы корпорация участвовала в строительстве и реконструкции значительных по объемам и сложных в инженерном отношении административно-общественных зданий, памятников истории и культуры. Этот опыт очень важен для нас еще и тем, что приобретен он в двух крупнейших мегаполисах страны, где заказчик отличается особой требовательностью. К 300-летию Санкт-Петербурга мы завершили строительство объектов государственного Дворца конгрессов в Стрельне (Ленинградская область), а в конце 2005 г. сдали в эксплуатацию новый комплекс Российского государственного исторического архива. В Москве продолжаем реконструкцию ряда зданий Кремля, а также корпусов НИИ СП им. Н. В. Склифософского (в условиях действующего лечебного учреждения). В подмосковной Коломне возведена Центральная база конькобежного спорта с ледовым дворцом международного уровня. В Мытищинском районе у деревни Ново-Александрово на построенной нами базе по парусным видам спорта уже состоялся чемпионат мира.
Это далеко не полный перечень объектов, которыми занимается «Инжтрасстрой» на просторах России. Есть уверенность, что и будущий петербургский театр на проспекте Шаумяна займет достойное место в творческом портфолио наших архитекторов и списке реализованных проектов корпорации.

Юрий Курбатов,
член-корреспондент РААСН и МААМ, доктор архитектуры, профессор СПбГАСУ, директор СПб филиала НИИТАГ:
– Заседание градсовета, где я в качестве официального рецензента должен был оценить проект предстоящего строительства Театра «Буфф» на месте снесенного кинотеатра «Охта», совпал по времени с серьезным конгрессом в Италии, куда ваш покорный слуга также был приглашен. Поэтому пришлось ограничиться передачей на рассмотрение коллег своих письменных заметок по данной разработке, а они, в свою очередь, предоставили слово для оглашения рецензии архитектору Святославу Гайковичу.
Все это, так сказать, рабочие моменты. Главное же состоит в том, что в практике Градостроительного совета Санкт-Петербурга этот проект, несмотря на его прогнозируемую «резонансность», оказался одним из немногочисленных примеров, который фактически не встретил возражений. Скажу больше: рассмотренные предложения вызвали полное приятие и даже некоторое облегчение у моих коллег. Не мог не отметить их солидарность в основных оценках, познакомившись с протоколом обсуждения этого вопроса. Позитивно высказались в этом плане и «спикер» заседания, зампредседателя КГА В. Полищук, и председатель СА СПб В. Попов, и руководители известных мастерских М. Митюрев, Ю. Земцов, В. Столярчук и др. Пользуясь возможностью, предоставленной мне в рамках данной публикации, еще раз сформулирую главные причины такого успеха. Их, на мой взгляд, четыре.
Первая: группа проектировщиков под руководством вполне известного и уважаемого архитектора Бориса Бейдера не меняет, а сохраняет и развивает сложившуюся градостроительную ситуацию. Это несомненная удача. Имеется в виду, что объем нового театрального здания (так же, как и прежнего кинотеатра «Охта»), согласно авторской концепции, является своего рода «островом», замыкающим сквер на пересечении двух магистралей – проспектов Заневского и Шаумяна.
Вторая: геометризованный скульптурный объем будущего театра в еще большей мере, чем объем прежде стоявшего на этом месте здания, становится «фокусным объектом». Его овальная форма, продольная ось которой подчеркивает главную ось сквера, перпендикулярную Заневскому проспекту, обращена в известной мере и ко всем другим сторонам общего градостроительного контекста. В результате появляющийся овал нового строения (что само по себе является исключительно удачным обращением к первичным геометрическим формам – архетипам) удачно «опирается» на окружающее пространство и его архитектурную оправу.
Третья: архитекторам удалось почти виртуозное включение трех разных функциональных блоков, включая весь сложный комплекс самого театра, плюс кабаре-буфф и районный культурный центр, в единую геометризированную скульптуру. В связи с этим заслуживает пристального внимания тот особый пластический нюанс проекта, когда не функция определяет объем, а напротив: функция (и очень непростая) «вкладывается» в объем. В работе прочитывается еще очень важная примета нового времени – освобождение от доли старой функциональности.
Четвертая: скульптурный объем удачно дополняется деталями, которые отражают специфику этого уникального театра. Существенная часть художественного содержания экстерьера – главный фасад, решенный как театральный портал.

Исаак Штокбант,
народный артист РФ, заслуженный деятель искусств РФ, художественный руководитель и главный режиссер Театра Буфф, профессор СПбГАТИ:
– Несмотря на то что официально заказчиком нового здания театра является городской Комитет по строительству, разработка проекта началась и продолжается в тесном контакте с нами. Поверьте, мы ни в какой мере не претендуем на соавторство, поскольку отнюдь не архитекторы и в жизни занимаемся совершенно другим искусством. Формат нашего сотрудничества больше консультационный, хотя и очень важный одновременно. К чести проектировщиков ООО «Петербургтрансстрой», они с самых начальных этапов этой работы отдавали себе отчет в необходимости плотно взаимодействовать с руководством Театра Буфф.
Иначе и быть не могло: исторически такого рода объекты считались одними из наиболее сложных в архитектурном отношении. Здесь, причем в комплексе и полной взаимоувязке, приходится решать множество планировочных задач, которые отражают особую театральную специфику. Это и организация самой сцены (или в нашем случае двух сцен – основной и «кабарейной»), и построение зрительского пространства, и крайне многообразной инфраструктуры здания – технической, бытовой и прочей. Все перечисленные объемы должны органично взаимодействовать: сбой в работе одного элемента немедленно приведет к пробуксовке общего механизма. К тому же такой театр, как наш, не является чисто драматическим или, скажем, музыкальным в классическом понимании. Ведя речь о новом здании, нельзя сбрасывать со счетов его многожанровость, также как и вычеркивать из его истории, которая восходит к 1870-му году, какую-либо из страниц. Напомню, именно тогда в Санкт-Петербурге родился первый русский театр-буфф. Кроме того, в наших новых стенах будет располагаться основной досуговый центр огромного Калининского района. Это в перспективе – дополнительная ответственность для труппы, а на сегодня – непростая проектная задача для разработчиков.
Подводя черту сказанному, отмечу, что концепция, представленная командой архитекторов и инженеров Трансстроя, по своим базовым функциональным параметрам нас абсолютно удовлетворила. С позиций историчности, пусть даже здание и получается внешне очень современным, у меня тоже нет ни малейших претензий к авторскому коллективу. Выступая на заседании Градостроительного совета, я посчитал своим долгом дать самую высокую оценку этой работе. Признаюсь, те в основном положительные отзывы авторитетных деятелей петербургской архитектуры, которые сопровождали обсуждение проекта, меня искренне порадовали. Прозвучал, правда, один упрек: дескать, хотелось бы чего-то пооригинальнее, вроде парижского Мулен Руж. Тут я бы возразил: стоит ли в архитектуре вообще гнаться за какой-то экстравагантностью образного решения? Она, как искусство, вечна и поэтому должна быть чуть консервативна. Это во-первых, а во-вторых – нам, петербуржцам, вряд ли пристало повторять чьи-то даже весьма несомненные удачи, такое будет смахивать на плагиат.
Теперь остается ждать и надеяться: по имеющейся у меня информации саму стройку планируется завершить в течение двух лет. Если все будет в порядке с финансированием, то, возможно, свой почти юбилейный, 140-й сезон мы и наша публика встретим в новом театре.

>> К СОДЕРЖАНИЮ >>