Олег Самарин

ТАКИЕ РАЗНЫЕ ТЕМЫ

Наша встреча с главным архитектором и генеральным директором архитектурного бюро «ЯК» А. И. Кицулой состоялась у него в мастерской. На стенах были развешаны проекты разных лет. Обозревая эти планшеты, трудно было поверить утверждению Александра Иосифовича, что из профессии архитектора постепенно уходит творчество, а организационная и техническая сторона в трудах зодчего начинает превалировать над художественной, и это, видимо, является знаком времени. Иногда слова расходятся с делами, но крайне редко – таким положительным образом. Давая возможность нашим читателям отчасти ознакомиться с этой прекрасной галереей, надеемся, что наш перифраз «в архитектуре всегда есть место творчеству» не вызовет возражений.

ЗНАКОВЫЕ ПРОЕКТЫ
В мастерской на первое место в этом списке ставят Мемориальную часовню у Троицкого моста, построенную к 300-летию Петербурга в память его первого православного храма. Право на проектирование этого уникального по своему местоположению объекта архитекторы мастерской получили, победив в открытом конкурсе. Архитектурная часть работы была завершена в 2001 г., а строительство велось на протяжении двух следующих лет в авральном порядке. По словам А. И. Кицулы, последний месяц перед сдачей объекта он и его коллеги буквально жили между мастерской и стройплощадкой. Часовня, как и хотели авторы, получилась изящной и монументальной одновременно, а главное, очень органичной в окружающей ее исторической застройке. Благодаря «многодельной» гранитной облицовке здание воспринимается с воды как естественный элемент набережной и общей панорамы Большой Невы. Если брать во внимание последнее десятилетие, то часовня у Троицкого моста стала, пожалуй, единственной постройкой в историческом центре, которая не вызвала жарких споров и возражений, и у авторов есть полное право гордиться этой работой.
А. Кицула:
– В ходе проектирования спонсор и заказчик строительства И. А. Найвальт сказал, что он хочет от нас только одного – чтобы молодожены к этой часовне приезжали так же, как к памятнику Петру I. Тогда я не придал большого значения его словам, но сейчас при виде туристов и петербуржцев, которые приходят сюда, чтобы сфотографироваться, я испытываю огромное чувство гордости и профессионального удовлетворения. Для меня это самая высокая награда. Поверьте, это их внимание или любопытство дорогого стоят и ценнее любых профессиональных премий.
В творчестве мастерской был период, целиком посвященный церковному строительству. Помимо упомянутой часовни, ярким событием этого этапа стала работа над проектом церковно-приходской школы Софийского собора в Пушкине, построенного в XVIII в. по проекту Камерона и Старова. Вместе с возведенной позднее колокольней (арх. Бенуа) он образует единый ансамбль Софийской площади. Проектирование нового объекта на территории исторического памятника рядом с постройками таких именитых предшественников – всегда непростая задача. Авторам проекта удалось настолько удачно с ней справиться, что в написанном четыре года спустя экспертном заключении «Спецпроектреставрации» даже было сказано, что «школа не только не исказила ансамбль Софийской площади, но и логически его завершила». Это очень высокая оценка для любого архитектора, и к тому же крайне редкая.
Не следовало бы думать, что творческий путь бюро «ЯК» был сплошь усыпан розами. Тернии в архитектурном творчестве – дело обычное, а проблемы порой могут возникать по самым не зависящим от проектировщиков причинам. Самым многострадальным из своих объектов Александр Иосифович называет Дом Жако на площади Искусств.
А. Кицула:
– К нему мы подключились уже на завершающей стадии реконструкции по просьбе застройщика переделать фасады уже возведенного нового дворового флигеля. В принципе, большинство зданий в Петербурге имеют уже не первоначальный, а второй или, зачастую, третий фасад. Внешний облик зданий трансформировался по мере изменения вкусов. В этом смысле задача выглядела как очень традиционная, хотя одновременно и как совершенно новая – такого рода работой в городе уже давно никто не занимался. Это была одна из первых совместных работ с моим другом и коллегой Алексеем Михалычевым. У нас возникла идея сделать фасад в едином, придуманном специально для этого дома стиле, с различными архитектурными элементами и деталями, выполенными в одном ключе. К сожалению, реализовать замысел полностью не удалось. Некоторые моменты из задуманного так и остались в чертежах, а часть декора стен была просто сбита заказчиком с заменой на что-то более или менее усредненное, привычное. Авторам, конечно, не стали ничего объяснять, но мы сделали вывод, что идеи пришлись не ко двору. Хотя, с моей точки зрения, работа в целом получилась достойная.

Мемориальная часовня у Троицкого моста.
Арх.: А. Кицула, А. Михалычев, Г. Рыбаков
Многофункциональный офисно-жилой комплекс
с подземной парковкой на ул. Куйбышева
Реконструкция Дома Жако на пл. Искусств

ДРУГИЕ НАПРАВЛЕНИЯ
Когда к юбилею города приводились в порядок все общественные места, мастерская внесла свою лепту и в эту деятельность. Не слишком цивилизованная организация торговых зон на питерских вокзалах приобрела более упорядоченные черты благодаря разработкам «ЯК». На Витебском в результате были установлены небольшие розничные павильоны, разместившиеся в пролетах вокзального дебаркадера. А на Московском вокзале появились хайтековские стеклянные витрины с расположившимися за ними предприятиями торговли и общепита, которые совершенно преобразили облик светового зала.
Самая крупная на сегодня работа мастерской – многофункциональное здание офисно-жилого комплекса с подземной парковкой по ул. Куйбышева на Петроградке.
«ЯК» является одной из немногих мастерских города, которые, занимаясь по преимуществу объемно-планировочными проектами, не оставляют интерьерной темы. Здесь согласны, что это два разных направления деятельности архитектора, но считают, что они не являются взаимоисключающими. Более того, не овладев одним, никогда не постигнешь другого в полной мере. На практике это выражается в совмещении разработок по обоим направлениям.
В последнее время все более востребована разработка концепций развития территорий. Уклон в сторону градостроительного проектирования происходит по объективным причинам. Точечная архитектура актуальна, но уже не в такой степени, как, скажем, десяток лет назад. Развивающийся рынок нуждается в обосновании инвестиционной привлекательности территории или объекта вложений. Одна из последних работ мастерской в этом направлении – концепция развития стадиона «Динамо» на Крестовском острове. Выполнялась она совместно с ЗАО «ПСК», которое разработало проект планировки и спортивную часть комплекса. Бюро «ЯК», в свою очередь, занималось коммерческими зонами. На сегодня эскиз проекта планировки утвержден, и заказчик, по новой петербургской традиции, уже подбирает архитектора с мировым именем, которому надеется поручить дальнейшее ведение работ.


Концепция развития территории
стадиона «Динамо»
Проект бизнес-центра «Сенатор»
на Большом пр. В. О.
Проект бизнес-центра «Сенатор»
на Б. Пушкарской ул.

КАКАЯ АРХИТЕКТУРА СОВРЕМЕННА?
Несколько лет назад мастерская получила заказ от частного инвестора на проект жилого дома в неоклассическом стиле для своих сотрудников. «Пятно» располагалось в Павловске рядом с парком. Во время войны здешняя историческая застройка была разрушена, позднее на ее месте появились безликие «хрущевки». Авторы рассматривали свой проект как основу для восстановления утраченной городской среды. Однако главного архитектора не устроила неоклассическая архитектура здания, и он попросил сделать что-то посовременнее.
А. Кицула:
– До сих пор не очень понятно это решение. Новый неоклассицизм, назовем так это явление, – одно из современных течений в мировой и российской архитектуре. Ошибочно оценивать его как стилизаторство. Возможно, это начало еще одного этапа архитектурной эволюции. Ведь в нашей профессии, как известно, каждая новая фаза развития обычно начинается с переосмысления классической традиции. В общем, это здание оказалось невозможно просто взять и «переодеть», поэтому мы вынуждены были сделать новый «современный» проект. С моей точки зрения, он тоже вполне соответствует тем требованиям, которые мы перед собой ставили с самого начала. Но это совершенно другой образ…
Еще одна работа в духе неоклассицизма – проект бизнес-центра «Сенатор» на Большом пр. Васильевского острова. Монументальное здание с позолоченными оконными переплетами и балясинами, облицованное природным камнем: демонстрация богатства, но в рамках вкуса. Для того же заказчика (ФГ «Империя») архитектурным бюро «ЯК» проектируется еще один бизнес-центр. Задача состоит в реконструкции бывших Пушкарских бань на Б. Пушкарской улице. Оба объекта непростые: мало того, что располагаются в плотной исторической застройке, каждый имеет сложные примыкания и проектируется с заглубленными под землю автостоянками. Правда, если бизнес-центр на Большом проспекте можно назвать манифестом неоклассицизма, то здание на Большой Пушкарской демонстрирует абсолютно противоположный подход. Его можно условно назвать «современным». К бережно сохраненному кирпичному фасаду архитектора Сюзора пристроено сооружение, контрастное ему во всех отношениях. Наклонные плоскости витражей, скошенные грани каменных стен поначалу могут показаться излишне вызывающими, даже агрессивными. Однако при ближайшем рассмотрении все это вместе с тщательно подобранным по фактуре и цвету материалом стен оказывается глубоко продуманным и работает на включение современного объекта в сложившуюся городскую среду.


Жилой дом в г. Павловске: неоклассический и осовремененный варианты проекта
А. Кицула:
–Что такое современная архитектура или, точнее сказать, какую архитектуру следует считать современной – это тема для отдельного большого разговора. Мне неизвестен ни один человек, который бы знал ответ на этот вопрос. Одно ясно, что время больших стилей в архитектуре прошло. Сегодня уместнее говорить об архитектурной моде, в крайнем случае – о тенденциях, – но никак не о стилях в том смысле этого слова, в котором его применяют к архитектуре XVIII или XIX веков. Современная архитектура полифонична и многолика. В ней нет ничего недозволенного или невозможного. Чтобы не потеряться в этом потоке тенденций, направлений и мнений иногда полезно не забывать, что фундаментальные законы, лежащие в основе нашей профессии, например, закон всемирного тяготения или закон зрительного восприятия, пока еще никто не отменил. Каковы бы ни были эстетические предпочтения автора, куда бы ни повернулась изменчивая мода – все должно делаться с учетом основополагающих принципов организации пространства и на высоком профессиональном уровне.
Уже прощаясь, Александр Иосифович показал мне проект, который, по его словам, вряд ли будет реализован. Мне показалось, что это один из самых интересных авангардных проектов мастерской – торгово-офисного комплекса у метро «Проспект Большевиков». Интересно, что часть здания переброшена над проезжей частью, чтобы образовать островок, образованный треугольником дорог. Все это висит на фермах. Абсолютно современный и очень красивый проект.



Проектная концепция застройки площади у метро «Проспект Большевиков»

>> К СОДЕРЖАНИЮ >>