Борис Игдалов
генеральный директор ООО «Царскосельская янтарная мастерская»

ИСТОРИЯ САМОЦВЕТНОЙ КАРТЫ

Иногда случается так, что произведения искусства, столь известные в определенный исторический период, предаются полному забвению в ходе изменения политического курса. Такова история карты «Индустрия Социализма», которая была удостоена премии Grand Prix на Всемирной выставке «Искусство и техника в современной жизни» в 1937 г. в Париже, а позже в 1939 г. в Нью-Йорке получила золотую медаль. Казалось бы, минуло относительно немного времени, однако сегодня эта уникальная работа, выставленная в музее Всероссийского Научно-Исследовательского Геологического Института им. А. П. Карпинского, считается «малоисследованным предметом искусства советского периода».

«Индустрия Социализма» представляет собой мозаичную карту-панно из драгоценных камней и поделочных самоцветов, площадью 27,5 м2. Состоит она из 98 основных секций, раздел которых произведен по линиям параллелей и меридианов. Карта весом 3,5 т, выполненная в технике флорентийской и русской мозаик, составлена из более чем 45 тыс. цветных каменных пластин толщиной 6 мм.
Идея такого монументального произведения искусства, увековечившего в камне богатство природных ресурсов и экономические достижения СССР, принадлежала наркому тяжелой промышленности Г. К. Орджоникидзе. Воплощение этого замысла в жизнь началось 3 мая 1936 г. На подготовительном этапе к созданию карты были привлечены Московский завод опытных конструкций и мозаичный отдел Академии художеств. Непосредственно изготовление карты поручили тресту «Русские самоцветы». На входящем в его состав Ленинградском заводе производились набор мозаики, все ювелирные операции и частично – огранка камней. Свердловской гранильной фабрике поручили резку пластин для набора мозаики и также огранку камней. Нашлось дело и для коллектива Петергофского завода технических камней. Там также осуществлялась резка пластин. В общей сложности в работе было занято около 700 человек.

Мозаичная карта «Индустрия Социализма».
Современная фотография
Фрагмент карты с изображением
центральноевропейской части России.
Современный вид

Восторженные отзывы западных журналистов, освещавших парижскую и нью-йоркскую международные выставки, вполне заслуженны. «Карта из России» являла собой проект, невиданный по масштабу, не имевший аналогов по ценности использованных материалов. В описании ее самоцветов, составленном минералогом проф. В. И. Крыжановским, упоминаются изумруды, александриты, аметисты, топазы, аквамарины, фенакиты, альмандины, демантоиды, цитрины, дымчатые горные хрустали, турмалины малиновые и зеленые, выращенные рубины и сапфиры, а также различные яшмы Урала и Алтая. Оправы камней, названия городов и промышленных центров, сеть железных дорог, линии параллелей и меридианов, как отмечает профессор, изготавливались из золоченого и платинированного серебра. Пятиконечными рубиновыми звездами отмечались на карте места расположения главного города страны и столиц союзных республик, названия которых были набраны гранеными изумрудами. По центру слова «Москва», выложенного рубиновыми пластинами, размещались скрещенные серп и молот, усыпанные мелкой бриллиантовой искрой, а надпись «Ленинград» блистала александритами. Создание этой грандиозной самоцветной карты СССР ярко отразило пафос и энтузиазм первых пятилеток.
Некоторые изменения в нее решили внести в период подготовки к американской выставке 1939 г. В результате на карте появились новые города и промышленные объекты, а чтобы показать маршрут дрейфа полярной станции И. Д. Папанина «Северный полюс», верхняя часть наборного панно была надстроена на 70 cм, что значительно увеличило его площадь.
29 апреля 1940 г. администрация Всемирной выставки передала карту Комиссии по делам искусства при СНК СССР. Перечисленные в акте передачи повреждения свидетельствовали о необходимости проведения реставрационных работ. Кроме того, требовалось и частичное изменение мозаичного набора в связи с изменением границ страны в результате Советско-Финской войны и появлением в составе СССР новых республик. Эти работы были вновь поручены Ленинградскому заводу по обработке камней-самоцветов.
Следующая реставрация, больше связанная с необходимостью отразить на карте очередное перемещение рубежей и изме­нив­шееся административно-тер­ри­то­риальное деление в результате Великой Отечественной войны, была проведена в 1946 г. Эти работы поручили Художественному ремесленному училищу № 240. В итоге на карте дополнительно появилось около 500 названий населенных пунктов, обозначенных позолоченными пятиконечными звездами с синтетическими рубинами. 28 апреля 1948 г. она была передана в Эрмитаж для установки в Большом Тронном зале, где и экспонировалась до 1982 г. За эти тридцать пять лет самоцветная карта время от времени подвергалась профилактической реставрации, а также внесению некоторых незначительных изменений. О новом месте ее экспозиции пришлось задуматься в связи с началом ремонта Тронного зала. Тогда карта была демонтирована и в 1988 году передана в музей ЦНИГР. Причем перед установкой в геологическом институте данный объект хранения потребовал дополнительных работ по воссозданию экспозиционного состояния.


Фрагмент карты секции № XXII-5 в процессе реставрации по оригинальной методике Царскосельской янтарной мастерской

Два года назад руководством музея было принято решение о необходимости проведения масштабной реставрации этого уникального камнерезного произведения. Неотложный характер ее выполнения был подтвержден художественным реставрационным советом, при участии ведущих в этой области специалистов из Государственного Эрмитажа, Горного института, музея-заповедника «Царское Село» и Царскосельской янтарной мастерской – Л. В. Бардовской, К. С. Иванова,  И. Д. Капустиной, Д. В. Леньчук, М. Н. Лопато, Н. М. Мавродина, Н. И Макаровой, А. Е. Новикова , Ж.  А. Полярной , Е. Е. Поповой, С. В. Раховой  и А. Р. Соколова, а также автора этой статьи.
Исполнителями работ были выбраны специалисты «Царскосельской янтарной мастерской». Эта организация имеет большой опыт реставрации в технике флорентийской мозаики. Специалистами мастерской выполнены такие крупные работы, как воссоздание четырех мозаичных панно из интерьера Янтарной комнаты Екатерининского дворца ГМЗ «Царское Село», а также серия мозаичных панно-икон для интерьеров Кремля.
Проверка состояния карты, производившаяся лучшими из наших мастеров, выявила наличие серьезных временных изменений, способных привести к полному осыпанию каменной облицовки. Дело в том, что мозаичный набор карты первоначально был закреплен на текстолитовую основу. Та, в свою очередь, как показало время, не смогла создать необходимых условий для долговечной жизни мозаики, и привела к осыпанию каменных пластин. Для предотвращения этого разрушительного процесса в мастерской была составлена особая научная методика, которая позволит провести реставрацию карты в соответствии с историческими традициями создания флорентийских мозаик. Согласно заключению реставрационного совета, текстолитовую основу карты предлагается заменить сланцевой, учитывая, что именно на этот материал традиционно крепились мозаики, начиная с XVII–XVIII веков.
В апреле 2006 г. в мастерскую поступил фрагмент карты секции № XXII-5. К ней была успешно применена разработанная в Царскосельской янтарной мастерской специальная методика реставрации. Руководство музея ВСЕГЕИ и художественный совет оценивают реставрационные работы, проведенные мастерской, как успешные, и надеются на дальнейшее плодотворное сотрудничество, результатом которого станет завершение реставрации монументальной карты «Индустрия Социализма» – камнерезного шедевра, памятника истории Союза Советских Социалистических Республик.

>> К СОДЕРЖАНИЮ >>