Юлия Минутина

ПЕРВЫЙ ПЛЕБИСЦИТ ПО АРХИТЕКТУРЕ
ЛАУРЕАТОМ НАРОДНОГО ГОЛОСОВАНИЯ
СТАЛ ЕВГЕНИЙ ПОДГОРНОВ
Выставка, приуроченная к долгожданному подведению итогов конкурса «Связь времен», проходила 8-9 июня в музее Набокова на Большой Морской, 47. Идея этого несколько неформатного творческого состязания архитекторов, практикующих в Северной столице, возникла около года назад. Импульсом к ней, как ни странно, послужили слова Юрия Земцова, произнесенные зодчим в начале выступления на одном из круглых столов: «Вот все ругают людей нашей профессии…»

Позже инициаторы конкурса стали замечать, что новые здания в историческом центре города, которые высоко оцениваются в профессиональных кругах, почему-то часто вызывают отторжение у горожан. Однако если у экспертов есть возможность высказываться на заседаниях градсовета, в газетных и журнальных публикациях, в теле- и радиопередачах, то мнения обывателей не слышит никто. Впрочем, в этом традиционном конфликте творца и толпы есть одно «но» – книгу, которая тебе не нравится, можно не читать, фильм – не смотреть, музыку – не слушать, а вот от архитектуры никуда не деться. Этот вид искусства присутствует во времени и пространстве, независимо от нашего желания воздействуя на каждого. Следовательно, горожанам волей-неволей приходится оценивать его произведения.
Ставилась задача организовать диалог между экспертами, архитекторами и горожанами, а местом для первого этапа такой дискуссии и стала июньская выставка. Ее экспозиция состояла из фотографий тех двадцати зданий, которые организация «Живой город» отобрала для народного голосования «за» и «против», надеясь одновременно услышать комментарии петербуржцев – зодчих, искусствоведов-критиков, а также людей, профессионально не связанных с градостроительством. Кроме того, имелось намерение назвать победителя в конкурсе работ, критерием которого являлось следование петербургским традициям и стилю в современном проектировании. Имя автора лучшего, по мнению горожан, произведения прозвучало – руководитель архитектурной мастерской «Интерколумниум» Евгений Подгорнов с проектом «Северный модерн на Петроградской». Адрес объекта – ул. Подрезова, 18. К сожалению, сам автор на церемонии награждения присутствовать не смог, но в данном случае, как показалось народному жюри, стилевые мотивы, которым тот отдал предпочтение, были не просто не случайны, а закономерны.Справа от нового здания на этой тихой питерской улице стоит доходный дом, построенный в 1911 г. по проекту И. А. Претро и тоже в стиле «северный модерн». К слову, это памятник, охраняемый КГИОП. Пребывая сегодня в весьма запущенном внешне состоянии, он заметно проигрывает своему «младшему брату». Тем не менее, обе постройки весьма удачно иллюстрируют преемственность между прошлым и настоящим петербургской архитектуры, которую тонко почувствовали и горожане. Фасад этого небольшого (всего 9 квартир) жилого здания решен в сложном сочетании нескольких «врезанных» друг в друга форм – эркеры, откуда словно вырастают балконы, сами накладываются на ризалиты. А вот стрельчатая башня дома Подгорнова в  увеличенном масштабе повторяет форму подъезда, придуманного Претро.



Зато после объявления победителя журналисты и публика смогли побеседовать с архитектором Марком Рейнбергом, почтившим выставку своим визитом. Споры развернулись вокруг здания на Казанской улице, 3, спроектированного его с Андреем Шаровым мастерской. Марк Альбертович уверял, что дом не может считаться неудачным, раз прошел согласования с КГИОП и получил одобрения Градсовета. Жители были обратного мнения, настаивая на неуместности подобных решений подле Казанского собора. В ответ на это архитектор заметил, что многие здания, которые сегодня признаны шедеврами, вызывали критику среди современников, и что «через 20 лет на этом доме повесят мемориальную доску». Когда страсти чуть улеглись, Рейнберг подробно изложил свой взгляд на историю зодчества, прокомментировал некоторые объекты, представленные на конкурс, и засобирался, посетовав напоследок, что «архитекторам не дают объяснять свои проекты для горожан». Марк Альбертович убежден, что, выслушав мнение автора, люди иначе оценивали бы его творения. Это лишний раз подтвердило значимость подобных диалогов.
На второй день состоялся круглый стол, на котором посетители выставки смогли обменяться своими впечатлениями с такими разными фигурами, как Михаил Микишатьев, Михаил Золотоносов, Александр Кононов. Обсуждение получилось одновременно эмоциональным и дружелюбным. Каждый мог задать любые вопросы, высказать свое мнение, поспорить или согласиться с говорящими.
По итогам обсуждения можно сделать следующий вывод: сейчас мы наблюдаем архитектурный ренессанс после застоя второй половины прошлого века. Поскольку преемственность поколений была утеряна, сверхсовременные здания воспринимаются как абсолютно неуместные в историческом центре. С другой стороны, кардинально сменился инструментарий архитектора. Если раньше дом рисовали, тщательно продумывая мельчайший фрагмент, каждый отдельный участок стены, то сегодня компьютерное моделирование позволяет небрежнее относиться к детали, которая как раз и формирует основное впечатление от здания. В связи с этим нет ничего постыдного для архитектора, проектирующего в центре города, ориентироваться на образцы XVIII, XIX или начала XX веков. Кроме того, мастер должен быть более настойчив при обсуждении проекта с инвестором, убеждая его не экономить на отделке или материалах, а довериться вкусу профессионала.
В середине обсуждения нагрянул и сам лауреат народного голосования Подгорнов, которому торжественно вручили диплом. Евгений рассказал и о проекте-победителе, и о некоторых других своих постройках в Санкт-Петербурге. Симпатию и понимание в зале вызвали не все работы, тем не менее познакомиться с авторской аргументацией конкретных проектных решений оказалось крайне интересно.

>> К СОДЕРЖАНИЮ >>