Елена Гуляева
Кирилл Поленов

СОВРЕМЕННЫЙ АВТОБИЗНЕС: АРХИТЕКТУРНОЕ ПРОЧТЕНИЕ
ПО ПРОЕКТАМ ПСО «ТИМРУС» СТРОЯТСЯ
ДВА НОВЫХ САЛОНА «ТОЙОТА» НА ПЕТЕРБУРГСКОЙ КАД
Динамика развития российского автомобильного бизнеса последних лет признается одной из самых стремительных в мире. Естественно, что мегаполисы и в этом отношении заметно опережают провинцию. Статистика констатирует: сегодня среди покупок петербуржца со средним и относительно высоким уровнем достатка на первое место уверенно выходит именно авто. Собственная машина рассматривается теперь не как некая «роскошь», а в качестве того самого «средства передвижения», без которого легко выпасть из напряженного ритма жизни в огромном городе. Более того, народ все чаще склоняется к приобретению новых, а не подержанных иномарок, как на заре рыночных реформ.
В этой связи закономерно, что на наших с вами глазах Северная столица переживает настоящий бум строительства автосалонов различных брендов. Заметим, что, жестко конкурируя между собой, многие всемирно известные марки вынуждены придерживаться примерно одинаковой стоимостной планки. Это справедливо по отношению как к розничным ценам на машины равного класса, так и к тарифам на их послепродажное обслуживание. В результате возможности потребительского выбора становятся заметно шире, хотя одновременно это обостряет вопрос, стоящий перед дилерами: чем еще привлечь на свою сторону клиента?
Ответ – только высоким сервисом – лежит чуть ли не на поверхности. В Москве очевидность такого варианта решения конкурентной проблемы поняли давно, и там все крупные автосалоны, как правило, строят собственные ремонтные комплексы. Не случайно те же дальновидные японцы из концерна «Тойота» всерьез озаботились тем, чтобы их машины не только хорошо покупали, но и прилично обслуживали. В числе его сегодняшних требований к каждому проекту автосалона – наличие минимум одной полноценной ремзоны. Кстати, и в Петербурге дальнейшее развитие сети «Тойота» предполагается исключительно с соблюдением такого жесткого условия. Подразумевается, что в таких зонах первые два-три года (в зависимости от гарантии) будут осуществлять сервисное обслуживание, а далее – заниматься обычным ремонтом плюс работами по страховым случаям.
Интересно, что такую же схему сейчас внедряют и дилеры остальных производителей. Ниша автосалонов, совмещенных с ремонтными центрами, в силу своей выгодности сейчас активно разбирается всеми марками. В то же время в самой структуре работы автобизнеса все еще сохраняется определенная дифференциация, наметившаяся, когда большую часть продавцов и покупателей интересовал только сбыт. В лучшем случае решался вопрос строительства оригинального и, тем самым, привлекательного салона. Каких-то пять лет назад люди просто приобретали машину, особо не вдаваясь в проблемы ее дальнейшей эксплуатации. В наши дни все более явной становится обратная тенденция: потенциальный автовладелец вполне может отказаться от покупки, сочтя ее последующее обслуживание неудовлетворительным. Снижение продаж некоторых еще недавно популярных марок можно объяснить изменившимися потребительскими стандартами.
Наряду со структурной реформой в системе питерского автомобильного бизнеса на его развитии прямо сказывается новая «транспортно-географическая» обстановка. Например, удобное расположение салонов на Кольцевой автодороге наконец-то избавляет клиента от необходимости всякий раз пробиваться через городские пробки, чтобы купить или обслужить автомобиль. Визиты туда даже стали сродни посещению гипермаркетов. К тому же, если до недавнего момента гарантийное и сервисное обслуживание в автосалонах сосредотачивалось в одном объеме, то сейчас их нередко стараются разделить. Первое вместе с офисами страховых фирм организуется непосредственно в местах продаж. Сервисные же цеха, предназначенные для ремонта подержанных авто, располагаются отдельно, хоть и поблизости. Пока что такие иномарки все больше ремонтируются в подвалах или гаражных боксах, но и здесь нам тоже пора отходить от кустарных условий, привыкая к цивилизации.

Ситуация в главном понятна. Естественно, что актуальные новации производителей вносят определенную корректировку в условия объемно-планировочных задач, стоящих перед проектировщиками. Теперь от авторов, занятых такими объектами, требуется не просто «нарисовать» роскошный автомагазин, но и снабдить его всей рассмотренной выше атрибутикой. Заказчик ждет от них многофункциональных по сути решений, включающих и коммерческую и индустриальную составляющие, которые станут взаимодействовать без ущерба друг другу.

Работая над темой, мы встретились с руководителями ООО ПСО «ТИМРУС» – генеральным директором Юрием Тимофеевым и главным архитектором Сергеем Кривоносовым. Сегодня их компания совместно с «Невским автомобильным альянсом» и «Петербургским автомобильным альянсом» ведет проекты двух автосалонов с большими ремонтными комплексами на севере и юге КАД, под условными пока названиями «Тойота Центр Парнас» и «Тойота Центр Волхонка». Планировочные решения в двух случаях принципиально различаются: будущие салон и ремзона у комплекса «Парнас» разнесены по двум зданиям, а на юге Кольцевой аналогичные объекты блокируются в едином объеме.
Ю. Д. Тимофеев:
– В сравнении с салоном «Автобиография», разработанным «ТИМРУС» пару лет назад, эти комплексы в проектном отношении оказались намного сложнее. Важным является и то обстоятельство, что оба объекта расположены в Ленобласти, хотя определенный опыт подобного строительства за пределами Санкт-Петербурга у нас был накоплен еще во время работы в ООО ПСФ «Руст».
В Toyota сделали некую матрицу автосалонов, где расписаны и просчитаны наперед все позиции по площадям, мощностям ремзоны и даже по цветовой гамме. С учетом российской специфики чертежи мы посылаем главному дилеру в Москву, а там уже они сверяются с общей моделью, заданной японцами. Понятно, что это заметно ограничивает полет архитектурной фантазии наших специалистов. Кроме этого, проект приходится выполнять, когда в буквальном смысле «стройка наступает на пятки». Не успеешь, к примеру, подготовить чертежи ремонтного цеха, как сразу же нужно браться за гараж, поскольку одно без другого функционировать не будет. Так цепочка тянется по всему проекту, поскольку в автосалонах все очень тесно увязано.
Применительно к салону с большим ремонтным комплексом в п. Бугры у гипермаркета «Мега-ИКЕА» реализован принцип раздельного размещения гарантийного и сервисного обслуживания. Вероятно, поэтому в окончательно согласованном варианте проекта у нас получилось нечто, походящее на мини-заводик. Цех по ремонту машин с истекшим сроком гарантии, включающий, в частности, окрасочные камеры, линии для производства кузовных работ, большой склад и т. д., займет отдельное здание. Автосалон «Тойота Центр Парнас» много раз менял свое местоположение на предпроектной стадии и рождался достаточно любопытно, поскольку планировка данного участка предполагала строительство цеха окраски и салона с ремзоной. Когда подсчитали потенциал открытой автостоянки при таком строительстве, получилось 240 машиномест, в то время как заказчику требовалось минимум 600. Увеличить стоянку удалось за счет перепада высоты местности в 7 м, образовав два «лишних», но, как оказалось впоследствии, нужных этажа. Получилось, что оба гаражных уровня уходят под землю, а над ними будут стоять автосалон и цех. Таким образом, в «Тойота Центр Парнас» можно будет попасть, заезжая с пандуса на террасу.
В отличие от своего «тезки», строящегося на севере петербургской КАД, автосалон в месте пересечения Волхонки с Таллиннским шоссе будет представлять собой единое сооружение, поделенное на две части. В первой будут вестись продажа и техобслуживание машин, в другой – кузовные работы, осуществляться сервис по гарантии и без, а также расположится зона выдачи автомобилей после ремонта. Часть объема здания спроектирована двухэтажной – там, на антресолях, разместятся зона отдыха, магазины, бухгалтерия и столовая.
С. Н. Кривоносов:
– Здание главным фасадом ориентировано и на Кольцевую дорогу, и на Волхонское шоссе. С тыльной стороны обеих его частей разместятся объемы ремонтных зон, решенные скромно, в едином стиле с автосалоном. Архитектурный образ автоцентра – это система двух объемов в форме призм, с двумя примыкающими «легкими» навесами над парковками для выдаваемых и ждущих ремонта автомобилей. Остекленный салон и ремзоны словно бы отражают функциональное предназначение объекта, подчеркивая промышленный стиль. Здание будет выполнено в металлическом каркасе с монолитными перекрытиями по несъемной опалубке. В отделке фасадов широко применены современные материалы – фасадные витражные системы с заполнением однокамерным энергосберегающим стеклопакетом. Большие поверхности остекления позволяют, помимо всего прочего, дополнительно «раскрыть» внутреннее пространство автосалона. Наружные стены выполнены из трехслойных сэндвич-панелей, жалюзийные решетки из оцинкованной стали с многослойным лакокрасочным покрытием.
Архитектурные и технологические решения в каждом из приведенных примеров приняты на основании технического задания на проектирование и корпоративных стандартов Toyota. В силу этого в отделке автоцентров на Волхонке и Парнасе отдано предпочтение серым оттенкам, «стальным» цветам. Важно, что проектом предусматривается благоустройство территории, непосредственно прилегающей к участку, с применением плиточного мощения тротуаров и площадок, устройством газонов, цветников, установкой малых архитектурных форм, использованием элементов декоративного искусства. Планировочные отметки по территориям застройки приняты с учетом существующей окружающей планировки и условий водоотвода. Оба автоцентра на севере и юге запроектированы со сложными делениями на противопожарные отсеки. По инженерным коммуникациям планируется полный набор, включающий в себя: приточную и вытяжную вентиляцию, дымоудаление, пожаротушение, электрику и многое другое.
Ю. Д. Тимофеев:
– Кроме текущей работы над автосалонами, ПСО «ТИМРУС» в ближайшей перспективе предстоит огромная, интересная и непростая разработка градостроительного характера. Мы являемся генпроектировщиками целого района на участке в 160 га в г. Пушкине. Работа эта вдобавок является интернациональной, поскольку осуществляется с привлечением двух английских фирм по дизайну и ландшафтным работам. На данном этапе наши специалисты занимаются проектом планировки территории и, думается, нам будет о чем рассказать в очередных номерах журнала.

>> К СОДЕРЖАНИЮ >>