Леонид Лавров
зав. кафедрой архитектурного проектирования СПбГАСУ
Юрий Курбатов
профессор кафедры

УРОКИ ТАКТИЧНОСТИ И КОРРЕКТНОСТИ
АРХИТЕКТОРА Н. Н. НАДЕЖИНА (1929-2005)
ОПЫТ СОЗДАНИЯ И БУДУЩЕЕ ТРЕХМЕРНЫХ МОДЕЛЕЙ В ГРАДОСТРОИТЕЛЬСТВЕ
Вспоминается, как одно из событий в архитектурно-строительной практике Ленинграда, имевшее место около полувека тому назад, привлекло всеобщее внимание не только специалистов, но и простых горожан. В ту пору квадратные километры периферийных земель год за годом заполнялись типовыми жилыми корпусами. Именно этот вариант строительства позволял приблизиться к решению важной социальной задачи – обеспечению каждой семьи отдельной квартирой. К сожалению, и новоселы, и зодчие были недовольны однообразием массового продукта, который появлялся в результате деятельности такого «проектно-строительного конвейера».
В этих условиях каждая постройка, выделяющаяся «лица необщим выраженьем», становилась предметом большого публичного интереса. Так случилось и с девятиэтажными точечными домами, построенными в Выборгском районе по проекту молодого архитектора Н. Н. Надежина под руководством опытного зодчего В. М. Фромзеля. Работа понравилась всем, и их коллегам, и рядовым горожанам. На берегу водоема среди зелени поднялись компактные дома-башни, придавшие всему кварталу характерный и своеобразный облик. Простая и в то же время пластическая структура здания стала яркой оппозицией типовой крупнопанельной застройке. Людям пришлась по вкусу простая новация – смещение двух блоков квартир на полэтажа; нравились хорошо нарисованные фасады, запоминающееся соотношение глухих стен, лоджий, проемов.
Дом был спроектирован по заказу одного из первых в стране жилищно-строительных кооперативов, но затем получил широкое распространение по всему Советскому Союзу. Сначала этот проект рекомендовали для повторного применения, правда, уже вскоре утвердили как типовой для кооперативного строительства (серия 1-528-КП-40). Только в Ленинграде таких объектов было построено около трехсот. Показательно, как приспосабливали проект для использования в создававшемся городе Сосновый Бор. Поскольку тогда отсутствовала надлежащая противопожарная техника, архитекторам пришлось ввести в структуру здания дополнительную эвакуационную лестницу – оказалось, что разработка Надежина содержала такую возможность! Квартиры в этих домах и сейчас высоко котируются на рынке жилья. Дом был отмечен публикациями в престижных зарубежных изданиях «L’architecture Francaise» и «The architectural Review» в 1964 и 1965 гг., и совсем еще молодой автор (Николай Николаевич всего-то за десять лет до их выхода в свет окончил ЛИСИ) мгновенно получил всеобщее признание и огромную популярность. После института он распределился в Ленпроект, затем в 1964-68 гг. работал в ЛенЗНИИЭП, после чего в должности ГАП вернулся в институт, где начинал трудовую биографию. С 1997 г. Н. Н. Надежин – доцент кафедры истории и теории архитектуры СПб ГАСУ.
Следующая работа упомянутого вначале авторского коллектива вновь продемонстрировала высокий профессионализм зодчих, их умение добиться полного соответствия между создаваемой постройкой и ее городским окружением. Если точечные башни органично вошли в живописный зеленый ландшафт Выборгской стороны, то жилой дом кооператива «Маяк» на Конном пер. должен был занять участок в плотно застроенном квартале и ответить на соседство с яркими архитектурными произведениями, ведь совсем рядом стояли здание Мечети и конструктивистский вузовский корпус. В такой ситуации современный инвестор чаще всего находит архитектора, который создаст для него доходную высотку «с видом на Петропавловку и всю Петроградку». Надежин и Фромзель убедили заказчика ограничить амбиции и ориентироваться на корректное и скромное решение. Первоначально рассматривался вариант пятиэтажной новостройки, но реализованный в натуре корпус получил только четыре этажа (вопреки экономической рациональности!). Архитекторы сочли, что в этой конкретной градостроительной ситуации самым уместным будет «шаг назад». Дополнительным штрихом стало активное озеленение перед главным фасадом – настоящая «зеленая кулиса». Новое сооружение буквально «растворилось» и стало нейтральным фоном для существовавших акцентных архитектурных элементов.

Жилой дом кооператива «Маяк»: проектный вариант с 5-этажным решением и реализация в 4-этажной постройке

Важной работой Н. Н. Надежина, определявшей его безупречное отношение к историческому наследию, стала реконструкция бывших особняков Кшесинской и Брандта (Музей Великой Октябрьской социалистической революции) с включением их в композицию нового корпуса, устройством нарядного вестибюля и главных залов Музея. В этой работе в полной мере проявилось не только тонкое понимание блестящих работ мастеров начала ХХ в. А. фон Гогена и Р. Мельцера, но и умение тонко интерпретировать язык их архитектуры в создании новой формы. Каменные плиты нового фасада соответствуют материалу облицовки существовавших зданий, но при этом мягко выделяются цветом. Удачным оказался и авторский поиск стилистики. Предложенная Надежиным неоклассическая трактовка своего фасада воспринимается как естественное продолжение форм модерна. Получился единый ансамбль.
К категории знаковых работ того времени относится ансамбль зданий Высшей профсоюзной школы ВЦСПС в Ленинграде (1991, совместно с архитектором Е. Д. Лохановой). Эта работа отличается безупречностью функционального решения. Центральный двор – вестибюль – фокус пространственной организации комплекса. Они дополнены другими закрытыми и полузакрытыми дворами – коммуникационными пространствами, которые связывают многочисленные функциональные ячейки в единый и разнообразный ансамбль. Изменился и художественный язык архитектуры, он явно имеет ссылки на исторические мотивы, несет конкретные признаки поворота к наследию, его взаимодействию с современностью.
Пример удачного эстетического языка функциональной архитектуры – здание детского сада на углу ул. Маяковского и Саперного пер. (1981, совместно с архитектором Е. В. Капраловой). Авторы сумели разместить важный социальный объект, требующий соблюдения жестких нормативов в части обеспечения необходимой инсоляции и достаточных площадей для игровых пло­щадок, на крайне ограниченном по размерам строительном участке. Это один из немногих примеров использования эксплуатиру­емой кровли в застройке Ле­нинграда. В то же время это очень хорошая модель объемно-пространственной включенности нового здания в историческую среду. Интересно, что и в этой постройке Николай Надежин пошел на ограничение этажности. Об этом свидетельствует брандмауэр соседней постройки, где сохранился силуэт разобранного здания, освободившего место под детский сад. Прорисовка разверток показала, что на этом участке города предпочтительнее будет акцентировать роль улицы Маяковского, а не Саперного переулка. Здание детского садика, повторяющее красные линии углового участка и идентичное по масштабу своих членений соседним строениям, оказалось уместным своему окружению.


Детский сад на пересечении Саперного пер. и ул. Маяковского: проект и фотофиксации 1980-х и 2000-х гг

Восьмидесятые годы в творчестве Н. Н. Надежина были отмечены проектами крупных сооружений для Военно-медицинской академии им. С. М. Кирова. Наиболее значимыми среди них считаются клинический корпус между Финляндской железной дорогой и ул. Лебедева (совместно с арх. Ю. П. Груздевым, Е. В. Капраловой, А. В. Шприцем), учебный корпус с общежитием на пр. К. Маркса, 17, ныне Большой Сампсониевский (совместно с арх. Л. А. Гутцайтом и А. В. Шприцем). Оригинальность этих объектов, крепкие связи с контекстом и уважительное к нему отношение начали расшатывать догмы строгой функциональности, еще доминировавшей в те годы. В то же время, эталон хорошо нарисованной функциональной формы – здание агентства «Союзпечать» (1979-81, совместно с арх. Л. Д. Гутцайтом и А. В. Шприцем). Убедительной демонстрацией незаурядных способностей и целеустремленности Николая Николаевича стало его участие в 26 архитектурных конкурсах, а реализации киноконцертного зала в Свердловске и памятника Ленину в Павлодаре – прямое следствие его побед.
Н. Н. Надежина всегда отличали высокая художественная культура, понимание уникального петербургского контекста, свободное владение художественным языком архитектуры. К тому же окружавшие этого человека хорошо помнят его скромность, личное обаяние, социальность. Вероятно, и все постройки Надежина наилучшим образом отражают перечисленные качества. Он ушел из жизни необоснованно рано, не дождавшись строительного бума, новых технологий. Хотя по большому счету и того, что Николаю Николаевичу удалось сделать в условиях больших ограничений, вполне достаточно, чтобы утверждать – он оставил очень яркий и запоминающийся след в петербургско-ленинградской архитектуре, которым можно гордиться.

>> К СОДЕРЖАНИЮ >>