Олег Самарин

СПИРАЛИ ИСТОРИИ
РЕСТАВРАЦИЯ И ПРИСПОСОБЛЕНИЕ
ЗДАНИЯ СИНОДА ЗАВЕРШАЮТСЯ В МАЕ
Во всех современных исследованиях последним выдающимся произведением Карло Росси считается проект зданий Сената и Синода. Закладка ансамбля состоялась 24 августа 1829 г. Ей предшествовал весьма представительный конкурс, с целью определить, кому из зодчих удастся наилучшим образом «придать зданию характер, соответствующий огромности площади». В результате победила концепция, которую сочинил и представил именно этот «русский итальянец». Стройка продлилась пять лет (весьма недолго, учитывая размах), правда, шла под руководством другого видного архитектора той эпохи, Александра Штауберта. События 180-летней давности имели очень серьезную политическую подоплеку, заметно повлияв, вместе с тем, на градостроительное развитие Санкт-Петербурга на всем дальнейшем протяжении XIX века.

Исторические материалисты первыми усмотрели тенденцию: все в нашей с вами жизни повторяется. Пусть событие и случается в несколько новом качестве, но аналог ему в прошлом обязательно найдешь – образуется своего рода временнáя спираль. С Сенатской площадью, которой недавно с подачи городских топонимистов вернули прежнее название, так и происходит. Сентябрьский переезд Конституционного суда стал официальным поводом заговорить о возврате Петербургу части столичных функций. Реконструкция и рес­‑ таврация «сенатского крыла» комплекса Росси, связанные с этим и осуществленные в беспрецедентно короткие сроки, явились лишь первой частью большого проекта. Вторая будет вот-вот реализована. В другой половине здания, той самой, где до 1917 г. заседал Синод, будет размещена Президентская библиотека им. Б. Н. Ельцина. Идею, исходящую из высшей федеральной инстанции, тоже приходится воплощать в экстремальном скоростном режиме. В начале марта объект передается под монтаж «компьютерной начинки», а полная его сдача намечена на май. На сегодняшний день все работы идут в соответствии с графиком. Видимо, следует по достоинству оценить «трудовой подвиг» проектировщиков и строителей, приняв во внимание, что ничего подобного в нашей стране до сего момента не проектировалось и не создавалось. С другой стороны, перед ними стоит уже чисто петербургская задача – предельно сохранить исторический облик и архитектурную подлинность здания (обеспечив при этом возможность оснащения его самым современным оборудованием). Концепция и проект реставрации и приспособления бывшего Синода под президентскую библиотеку разработан ООО «Архитектурная мастерская Е. Ю. Меркурьева» (генпроектировщик) совместно с ООО «Архи­тектурная Студия Михайлова» (реставрация и средовой дизайн).
Г. Михайлов:
– Проект, который поручили нашему коллективу, действительно, не имеет аналогов ни в российской, ни даже в мировой практике. Создается первая, и к тому же электронная, президентская библиотека. Второй важный момент – она будет располагаться внутри здания, которое исторически возводилось под конкретные цели, вполне понятные современникам, однако очень далекие от тех, каким ему теперь надлежит служить. Третье – образ россиевского шедевра не должен пострадать. Каждый из этих факторов сам по себе порождает массу проблем и особых условий, не говоря уже об их совмещении в рамках одного проекта.
Задача осложняется особой «идеологической нагрузкой» – библиотека преимущественно будет посвящена истории государственности в России. После подписания тогда еще В. В. Путиным указа насчет ее создания при Управлении делами Президента России, было образовано несколько комитетов: одни занимались поиском новейшего оборудования, другие – определением основных приоритетов учреждения, особенностями его функционирования. Мы же продумывали архитектурную часть, средовой дизайн. Потом все было сведено воедино, откорректировано, и сейчас проект и реализация вышли на финишную прямую.
Пока мы не коснулись данного проекта, мы, как все, просто читали про знаменитый ансамбль: Сенат справа, Синод слева, между ними арка, и думали, что соответственно назначению и протекала жизнь в этих зданиях. Оказалось, все обстояло не совсем так, а функциональное деление, задуманное Росси, не только в реалии, но и с момента строительства принималось весьма условно. Комплекс в большей мере делался «под Сенат» (сенаторы имели в своей части и рабочие кабинеты, и приемные парадные залы). Для высшего же органа Православной церкви отводилась лишь две дюжины комнат. Одна часть их располагалась на втором, парадном, этаже, другая – на первом, где к тому же размещалась и синодальная типография. Все остальные помещения крыла занимали архивы, преимущественно сенатские. Даже служебные квартиры клерикальных лиц были в дворовом флигеле. Именно такое функциональное зонирование территории продумывалось изначально. Большая часть помещений Синода, отведенная под хранилище документов, практически не имела художественной отделки. Надо сказать, это в значительной степени облегчило реставрационную нагрузку на проект в части приспособления памятника.

Парадная лестница. Проект реставрации
Интерьер бывшего архива
канцелярии Синода. Проект реставрации
Зал Общего Присутствия. Общий вид. Проект

Фирма «АСМ» специализируется исключительно на исторических объектах. Как правило, это сопровождается подробнейшим изучением истории создания и жизни памятника, вплоть до археологического. Для обоих Михайловых, отца и сына, а также всей их команды, это, если угодно, основной профессиональный принцип. Музеефикацию отдельных особенно любопытных находок, которые случаются в процессе таких исследований, можно смело отнести к числу «фирменных знаков» мастерской. Вспомним, например, как в Эрмитажном театре эти архитекторы с коллегами обнаружили «памятник в памятнике» – дворец Петра I. Или возьмите дом на Невском, 38, к строительству которого были причастны и Росси, и Бенуа. Там был найден, отреставрирован и открыт для всеобщего обозрения фрагмент одной из первых построек на главной петербургской магистрали – двух­этажного здания, возведенного другим великим архитектором, Земцовым. Проектировщики свято верили, что людям, заходящим в бутики и ресторанчики цокольного этажа, небезынтересно окажется познакомиться с материальным свидетельством времени, когда начиналась застройка Невского проспекта. Жаль, но фирма, арендовавшая помещение XVIII в., тщательно задекорировала находку своим брендом и дизайном.
Г. Михайлов:
– Синод тоже не оставил нас без сюрпризов. Когда во дворе начали понижение грунта, то вновь «наехали» на стены дома конца XVIII в., кото­рый занимал почти всю дворовую территорию. Мы провели соответствующие археологические работы, и сейчас во дворе, который собственно перестал быть двором как таковым, делаем музеефикацию стен и конструкций XVIII-XIX вв. По проекту, данный цокольный уровень называется «зоной приема автотранспорта» или «тех­ническим этажом». Между тем, имеется задумка использовать это пространство в полторы тысячи кв. метров и по менее утилитарному назначению (машины ходят по расписанию, и в свободное от их приезда и стоянок время территории можно подыскать дополнительное применение). «Библиотека» – обобщенное название, на самом деле это общественно-культурный президентский центр, все части которого должны быть многофункциональны.
Среди исторических помещений Синода не оказалось ни одного, которое бы соответствовало по параметрам конференц-залу, необходимому в составе комплекса. Поскольку новая библиотека интегрируется в международную систему, предполагается, что именно здесь будут проходить выставки, симпозиумы, научно-практические конференции и другие мероприятия федерального и международного уровней. Этим, собственно, и была продиктована необходимость перекрытия территории двора стеклянным куполом – атриумом. Он, кстати, будучи решен без превышения высотных отметок, согласован с Рос­‑ охранкультурой. В зале-ат­риуме полностью со­‑ храняются бывшие дворовые фасады, что достигается при помощи раздвижных стен. В интерьерном решении одновременно прочитываются и деловой, и возвышенный стиль. Добавим, что он обоснованно претендует стать самым большим и самым мультимедийным залом Санкт-Петербурга.


Зал Общего Присутствия. Проект реставрации: воссоздание балдахина и «Царского места»
Г. Михайлов:
– Атриум помог решить еще одну «больную» проблему. В здании две анфилады – лицевая и дворовая, поэтому без застройки двора посетителям и персоналу перемещаться между подразделениями пришлось бы по коридорам. Однако все помещения в Синоде Росси спроектировал сводчатыми. Поставив перегородки, мы, естественно, перерезали бы своды, тогда как атриум дал возможность организовать технологический, первый, второй и третий этажи, по 1,5 тыс. кв. м каждый, но главное, мы получаем зал, посредством которого связаны все отделы библиотеки. Изюминкой проекта являются четыре инженерные и лифтовые шахты, по которым из вент-камер в уровне кровли воздух поступает на уровень каждого этажа, далее расходясь по пазухам сводчатых помещений. Благодаря, в том числе, и этому, проект реконструкции получился максимально щадящим в полном смысле этого слова, при этом исторические интерьеры сохранились в прежнем виде.

P. S.: Прокомментировать работу архитекторов на этом объекте мы попросили директора ФГУП «Дирекция по строительству и реконструкции объектов в СЗФО» В. А. Борщева
– С архитекторами из студии Михайлова и мастерской Меркурьева мы работаем не первый раз, за Константиновский дворец они стали лауреатами Государственной премии. С этими людьми, признаюсь, очень приятно и легко сотрудничать. Так бывает, если имеешь дело с настоящими профессионалами, специалистами высокого уровня, знающими, любящими Петербург и умеющими стоять «намертво», когда дело касается его архитектурной неповторимости.

>> К СОДЕРЖАНИЮ >>