Геннадий Кравец
генеральный директор ООО «Ресстрой»

ЛАЗЕРНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В РЕСТАВРАЦИИ:
ОПЫТ И ПЕРСПЕКТИВА
В последние два десятилетия во многих крупных городах мира, особенно в промышленных мегаполисах, фиксируется резкое ухудшение экологической обстановки. Как результат, повсюду значительно ускорились процессы разрушения памятников. Увы, характерна такая тенденция и для Северной столицы России с ее бесценным культурно-историческим наследием. Сегодня темпы эрозии материалов, и в первую очередь, камня, настолько ускорились, что деструкции и утраты на многих охраняемых объектах, произошедшие за последние 20-30 лет, вполне сопоставимы с имевшими место на всем протяжении предыдущих двух-трех веков. При таком положении вещей в число важнейших научно-практических задач реставрации выходят поиск и применение на практике новых эффективных мер противодействия процессам разрушения памятников.

Как известно, реставрационная наука и практика достаточно консервативны. Всякий раз они весьма осторожно принимают на вооружение новации в технологической сфере. Верно и другое – сегодня работать исключительно по старинке вряд ли возможно. Хочешь не хочешь, а прибегать к современным методикам обязательно приходится. Вопрос в другом, какие именно технологии и материалы приемлемы в каждом конкретном случае, поскольку безоглядное следование моде в нашем деле опять же недопустимо. Здесь как раз и может пригодиться мировой опыт, который, в свою очередь, доказывает, что, например, за рубежом к разряду самых передовых и в то же время безопасных подходов, широко используемых в нынешней реставрации, относятся лазерные технологии.
История применения лазеров в охранно-реставрационной сфере насчитывает свыше 35 лет – пожалуй, только в России эти методы все еще не востребованы должным образом. Тем не менее, на сегодняшний день есть возможность четко определить три основные области решения задач по сохранению культурного и исторического наследия, где лазерные технологии не только целесообразны, но и необходимы. Это, во-первых, консервация и реставрация, во-вторых, исследование и анализ произведений искусств, а, в третьих, мониторинг памятников и контроль окружающей среды. Остановившись на первом направлении, отметим, что применительно к нему в практике наших иностранных коллег наибольшее распространение получила технология лазерной очистки. В ее процессе осуществляется удаление загрязнений и природных наслоений, включая гипсовые корки, очаги коррозии, биологические пленки, минеральные частицы, штукатурные, цементные, красочные и прочие слои с поверхности скульптур и других произведений искусства, а также с фасадов зданий и археологических объектов. По сравнению с традиционными (механическими и химическими) методами очистки, «лазерный вариант» обладает рядом преимуществ. Здесь мы исключаем механический контакт инструмента с обрабатываемым объектом. Кроме того, обеспечивается высокая селективность процесса и ограниченная область воздействия, при которых исключается возможность повреждения исторического материала. Наконец, у реставраторов имеется возможность мгновенно прекратить процесс очистки памятника, если возникает такая необходимость.
Объективности ради замечу, пе­тер­бургская реставрационная компания «Ресстрой» всегда входила в число отраслевых лидеров по использованию наиболее передовых технологических разработок. Осознавая всю важность внедренческой деятельности, мы у себя на фирме не привыкли жалеть средств на оснащение новейшим оборудованием. Вот и в прошлом году, предварительно изучив уникальные возможности работы с лазерами, руководство ООО «Ресстрой» решило приобрести в Италии специализированную установку Smart Clean II, предназначенную для очистки мраморных памятников. Вскоре с ее помощью наши специалисты выполнили комплекс работ по реставрации скульптуры «Зефир, качающийся на ветке» из собрания Государственного музея-заповедника «Царское село».

Общий вид скульптуры
перед началом реставрационных работ
Скульптура после завершения очистки
«Зефир» В. П. Бродзского
в процессе лазерной очистки

Состояние этого произведения к моменту очистки оказалось довольно плачевным. Помимо значительного бактериологического заражения в виде пятен черного цвета по всей поверхности скульптуры (см. 1-ю подборку фотофиксаций), на поверхности мрамора имелись гипсовые корки и остатки мастиковок из ПБМА, появившиеся в результате прежних реставраций 1980-90-х гг. Работа размером 1,20х0,70 м2 из белого каррарского мрамора была выполнена самим В. П. Бродзским в 1860 г. – в это время сам автор жил и трудился в Риме.
В ходе первых реставрационных операций с помощью лазера удалось полностью избавить от наслоений, загрязнений и поражений фактически всю поверхность «Зефира». При этом эффективность процесса оказалась столь высока, что специалисты решили полностью отказаться от традиционного использования абразивных материалов и химических реагентов. Самое главное, в полной мере удовлетворяло требованиям музейной реставрации и качество произведенной лазерной очистки. Являясь достаточно деликатной, она не причинила ни малейшего ущерба поверхности скульптуры. Более того, лазер позволил сохранить даже временную патину. В этом можно убедиться, рассмотрев вторую подборку иллюстраций. Там представлен общий вид памятника в процессе обработки на установке Smart Clean II и после ее завершения.
Отмечу, что «Ресстрой» и не думает останавливаться на достигнутом. В наших ближайших планах – внедрение трехмерного лазерного сканирования. Сегодня эта технология рассматривается в качестве оптимального способа решения самого широкого круга задач, возникающих в ходе реализации реставрационных проектов. В ее основе лежит использование так называемых 3D-cканеров. Речь об оптических приборах, которые работают на принципах лазерной дальнометрии (т. е. измерения расстояний с помощью лазе­ра) и способны производить как измерение координат, так и определение взаимного расположения отдельных точек поверхности исследуемого предмета с очень высокой точностью (доли миллиметра). Затем с помощью специальных компьютерных программ производится трехмерная реконструкция объекта, создается его «виртуальная копия». Полученные таким образом компьютерные модели могут быть использованы для документирования и архивирования данных о наиболее ценных памятниках. Иными словами, речь идет о составлении их электронных паспортов. Совершенно очевидно, что подобная информация может оказаться абсолютно незаменимой в случае возможной утраты или повреждения объекта в результате стихийных, техногенных бедствий или покушений вандалов, а также как незаменимый инструмент при создании все более популярных в мире «виртуальных музеев» и для изготовления сувениров.
Параллельно с этим существует еще как минимум одно не менее интересное направление в применении лазерных сканеров. Здесь подразумевается изготовление высокоточных копий памятников в натуральную величину или с заданным коэффициентом масштабирования. Результаты такого сканирования можно, скажем, загрузить в станок с числовым программным управлением, чтобы впоследствии из глыбы камня (например, мрамора) выфрезеровать изделие, абсолютно идентичное оригиналу. Стоит ли говорить, что такой подход позволяет кардинальным образом изменить современные представления о воссоздании архитектурных деталей, предметов станковой скульптуры и декоративно-прикладного искусства. Ведь в данном случае мы не только тиражируем объект в точной копии, но, что не менее важно, воспроизводим его в историческом материале. Ну и наконец, здесь также полностью исключается любой контакт с поверхностью памятника, что позволяет решить одну из самых серьезных проблем при использовании традиционных методов копирования.
На этих перспективных направлениях в «Рес­строе» намерены сосредоточить свои ближайшие усилия. Так, в скором времени наша компания собирается приобрести японский лазерный сканер, с помощью которого будут выполняться заказы по созданию электронных паспортов памятников. Что касается копирования, то определенная ясность с этой стороной дела также имеется. У ООО «Ресстрой» есть надежные партнеры в Италии, поэтому именно там предполагается изготовление первых образцов. Однако в дальнейшем весь процесс производства планируется наладить в России, закупая у итальянских партнеров только мрамор в качестве сырья.

>> К СОДЕРЖАНИЮ >>