ENGLISH VERSION
ГЛАВНАЯ СТРАНИЦА ИНФОРМАЦИЯ О ЖУРНАЛЕ ПОСЛЕДНИЙ НОМЕР ЖУРНАЛА АРХИВ НОМЕРОВ ЖУРНАЛА НАШИ ПАРТНЕРЫ ТВОРЧЕСТВО ГОСТЕВАЯ ВАКАНСИИ
 


    Андрей Ильин


    С ЛЮБОВЬЮ К ЦАРСКОМУ СЕЛУ

    Практически все, с кем генеральный директор ООО «Матис» Николай Дмитриевич Матюшкин создавал свое предприятие, успели потрудиться в составе 2-й мастерской знаменитого на всю страну объединения «Реставратор». Располагалась она в городе Пушкине, на Малой улице, поскольку по преимуществу занималась «реставрационным обслуживанием» музея-заповедника «Царское Село». Таким образом, у каждого, кто стоял у истоков Матиса, за плечами имелась серьезная профессиональная школа. Впоследствии не раз пришлось применить ее с пользой: новое предприятие сразу же активно включилось в жизнь санкт-петербургского реставрационного комплекса. С самого начала, то есть с 1998 года, коллективу стали поручать ответственные работы на объектах историко-культурного наследия Северной столицы.

    На сегодня перечень подрядов, выполненных специалистами ООО «Матис» в разные годы, достаточно велик, и нет уже такой строгой гео­графической привязки к Пушкину. Памятники, которые отреставрированы с их участием, щедро разбросаны по карте всего огромного города. Тем не менее, отчетливая связь с Царским Селом прослеживается на протяжении всей дея­тельности компании. Причем по мере приближения его юбилея она становилась только теснее.

    Балкон над порталом
    Екатерининского дворца
    после реставрации
    Дмитрий Матюшкин, заместитель генерального директора ООО «Матис»:
    — Признаться, и мой трудовой путь начинался здесь же. Еще в девяносто четвертом году отец (Н. Д. Матюшкин — прим. авт.) поставил меня работать под присмотром и началом первоклассного резчика-краснодеревщика Дмитрия Павловича Андреева на расчистке дверей в левом крыле Александровского дворца. С тех пор, как говорят, много воды утекло, да и нашими мастерами для музея было сделано немало. Даже первыми объектами ООО «Матис» уже как самостоя­тельного предприятия стали Московские, или Фридентальские ворота, а также балкон на Знаменской церкви. Их мы восстанавливали вместе с коллегами из фирмы «Славянка», а в дальнейшем участвовали во многих других царскосельских реставрациях, включая изготовление каркасов для изразцовых печей в Антикамерах Екатерининского дворца, работы в Мемориальном музее-лицее и др.

    Естественно, что ближе к 300-летию бывшей императорской резиденции реставрационная деятельность на территории ГМЗ дополнительно активизировалась. Мы знаем и любим Царское Село, а потому со своей стороны приняли решение представить предложения от компании на ряде тендеров, причем в нескольких сумели одержать победу. Не стоит подразделять работы, выполненные ООО «Матис» к этому юбилею, на более или менее знаковые, сложные, интересные и т. д.: каждая из них имела свои специфические реставрационные особенности и далась нам непросто. Во всех случаях подгоняли сроки, а от исполнителя требовался только качественный результат. Воспринимали мы это как данность, привлекая к решению подрядных задач весь свой кадровый ресурс и технический потенциал.

    Реставрацию балюстрады и чугунного ограждения на балконе Екатерининского дворца мы выполняли на субподряде ООО «Краски Города» (гендиректор С. Х. Бегишев), которое, в свою очередь, осуществляло полный реставрационный ремонт фасадов здания со стороны плаца. Работа оказалась сопряжена с большим объемом расчисток, демонтажа, воссоздания, золочения деталей. Несмотря на это, мы уложились в сроки, обозначенные генеральным подрядчиком и основным заказчиком — дирекцией музея, которая, как всегда, постоянно контролировала ход реставрации.

    Реставрация первого чугунного моста Дж. Кваренги
    Еще один из таких объектов — металлический мостик у павильонов «Скрипучая беседка» и «Концертный зал». Созданный по чертежу и моделям Дж. Кваренги на Сестрорецком чугунолитейном заводе в 1786 г., он находился в состоянии, близком к аварийному. Нам пришлось не только разбирать, восстанавливать, воссоздавать чугунные конструкции и архитектурный металлодекор сооружения, но и перекрывать ручей, перебирать и заново перекладывать устои, бороться с отрицательными последствиями воздействия внешней среды и недостатками прежних ремонтов. Кроме того, на участке территории Екатерининского парка, непосредственно прилегающего к объекту, было выполнено благоустройство. Первый мост из уникальной кваренгиевской серии предстал в образе, задуманном автором, хотя и здесь хватало нештатных ситуаций, которые разрешались в рабочем порядке.

    Интересным для нас и важным для музея охранно-реставрационным проектом стало восстановление внешнего облика и интерьера другого произведения Кваренги — Чугунной беседки у Нижних прудов. В данном случае «Матис» начал с расчистки всего металла от коррозии и наслоений краски, затем его поверхность была подвергнута защитной обработке, чернению и окраске по методике, согласованной с КГИОП. Нашими же силами была отреставрирована мраморная плита потолка беседки, устроен пол из известняковых плит, восполнены утраты медной кровли, декоративных бронзовых деталей, каменных скамеек, их кованых спинок и ножек, позолочена часть элементов отделки — яблоки над столбами, венчающая шишка, фестоны.

    Еще одна беседка — Скрипучая или, как ее еще называют, Китайская — также была сильно разрушена во время войны. Спустя чуть больше десяти лет ленинградские реставраторы полностью ее восстановили, однако к началу нашего столетия павильон выглядел уже совсем не «по-царскосельски». Успели основательно пострадать или оказались утраченными многие детали его архитектурно-декоративного убранства, и повинен в этом был не столько природный, сколько пресловутый «человеческий» фактор. Исправить общую ситуацию доверили компании «Краски Города». За помощью с воссозданием бронзовых драконов на кровле памятника генподрядчик вновь обратился к партнерам из ООО «Матис».

    Николай Иванов, архитектор (архитектор, ООО «Рест-Арт-Проект»):
    — Этот павильон Екатерининского парка проектировал Ю. М. Фельтен. Под его же руководством шла и сама стройка, растянувшаяся на целых восемь лет — с 1778 по 1786 гг. В какой-то мере такой долгий срок объясняется замысловатостью архитектурного решения, которое намеревался реализовать автор. Он создавал весьма свое­образный комплекс, словно бы поставив на центральный объем три беседки с очень богатыми силуэтами, щедро украшенными позолотой и росписью. На мой взгляд, из всех «китайских» объектов Царского села этот является самым сложным.

    Дракон Скрипучей беседки
    после монтажа на кровле павильона
    Как результат, и современным реставраторам в ходе восстановления памятника приходится сталкиваться с целым клубком проблем. Одной из них стали фигуры драконов, которые в свое время являлись главным декоративным акцентом центральной кровли. Было очевидно, что проект воссоздания этих скульптур, выполненный еще в 1992 г., морально устарел. Мы взглянули на тему по-новому и взяли за основу фиксационный чертеж арх. В. И. Неелова, который триста с лишним лет назад лично осуществлял надзор за работами на Китайской беседке. После увеличения фрагментов по ним были прорисованы силуэты дракона, который мог стоять либо на двух, либо на четырех лапах. Научный совет музея предпочел вариант «с двумя лапами и витиеватым хвостом». Была выполнена модель, которая в процессе согласований не раз тщательно примерялась к фасаду здания, и в итоге всего была принята и отлита в металле мастерами фирмы «Матис». На окончательном этапе принимались решения по тонировке. Поскольку исторически на беседке стояли позолоченные драконы, нынешнюю их версию решено было подвергнуть патинированию в светлой бронзе...

    Полностью статью читайте в номере 1[45]-2010

    К СОДЕРЖАНИЮ





ВЫХОДНЫЕ ДАННЫЕ ЖУРНАЛА