Татьяна Шульгина

Зарождение и эволюция витража непосредственно связаны с культовой архитектурой. Многочисленные произведения «стеклянной живописи», некогда украшавшие окна петербургских храмов (Готической капеллы, Реформатской церкви, Костела св.Екатерины) не дошли до наших дней. Витражам дома Английской церкви Иисуса Христа (Английская набережная, 56) в этом отношении повезло. Пережив революции и войны, длинную череду государственных пользователей и прочие невзгоды, они «скрылись из виду»: снятые со своих исторических мест расписные цветные окна 35 лет простояли в нише церковного органа, дожидаясь лучших времен…

Здание церкви было построено в 1815 году по проекту знаменитого зодчего Д.К. Кваренги с включением стен старинного особняка. В 1876-1877 годах в связи с предстоящим юбилеем королевы Виктории (1837-1901), являвшейся по закону и главой Англиканской церкви, здание перестраивается по проекту архитектора Ф.К.Болтенгагена. В это время строгий, классицистически оформленный церковный зал получил новое, в духе викторианской эпохи, художественное убранство. Потолок, стены, колонны и пилястры искусственного мрамора украсила стилизованная живопись. У южной стены установили орган фирмы «Бриндлей и Хостер». В специально увеличенных при перестройке окнах северной и южной стен появились красочные витражи с живописными изображениями Иисуса Христа, Иоанна Крестителя и апостолов.

Великолепный ансамбль из 13-ти монументальных произведений (каждое размером 3,2х1,4 м) с их многоцветным радужным сиянием, подобным сверканию драгоценных самоцветов, придал интерьеру храма необычайную торжественность, праздничность, наполнил его божественным светом.

Возрождая средневековые традиции, художник создал целую сюиту живописных картин в романо-готическом стиле, сумев вписать их в классицистическую архитектуру. Он блестяще преобразовал прямоугольные окна в арочные с помощью математически рассчитанной легкой конструкции и широкого живописного бордюра. Внутренний облик церковного зала конца XIX в., хорошо сохранившийся до 1960-х годов, передает опубликованная здесь фотография 1957 года.

На искрящемся золотистом фоне с изысканным орнаментом в красочных одеждах фигуры апостолов кажутся парящими в воздухе, увлекаемые на небо шестикрылыми серафимами.

Образы святых переданы согласно установившейся веками иконографии: они изображены в полный рост, с нимбами над головой, в религиозных одеждах и с соответствующими атрибутами. Так Х-образный крест у Андрея, секира у Матфея, пила у Симона, чаша у Иоанна, копье у Фомы - символы мученической смерти апостолов.

Живопись всех окон отличается высоким мастерством. Колорит построен на сочетании ярких красных, синих, зеленых тонов центрального панно с золотистым обрамлением в технике серебряного травления, восходящей к XIV веку и вновь открытой английскими художниками в XIX веке. Применена богатая палитра цветных кафедральных стекол.

В 1894-96 годах восточная стена церковного зала была украшена мозаичными картинами: «Господь-Вседержитель», «Рождество», «Благовещение» и на южной стене - «Жены мироносицы». Одновременно во вновь пробитых двух окнах, слева от органа, появились новые витражи, которые, как и мозаики, были выполнены на средства прихожан и подарены церкви. Первое окно с изображением покровителя Англии св.Георгия «в честь юбилея ее британского Величества королевы Виктории было воздвигнуто Александром Феликсом Кларком эсквайром членом британской фактории С.-Петербурга». Второе окно с образом св. Елизаветы, подающей хлеб больным детям, - символом милосердия, - было «воздвигнуто приходом Чарльза Вудбина» в память о рано умершей супруге. Обе стеклянные картины отличаются от апостольской серии повествовательностью сюжетов, которые представлены на фоне пышной архитектурной декорации. Завершены композиции полуциркульной аркой с живописным гротескным орнаментом, повторяющим орнамент окон с апостолами. Художник таким приемом объединил все витражи, созданные с интервалом в 20 лет. В трактовке сюжетов и необычайной декоративности живописи - смешение позднего викторианского стиля конца XIX века и раннего модерна.

Атрибуция витражей была сопряжена с большими затруднениями, так как они не имеют ни подписи автора, ни клейма фирмы. Архив церкви Иисуса Христа был вывезен из России сразу после революции. В результате длительных поисков удалось все же установить, что этот ансамбль - единственный в России образец английского витражного искусства конца XIX века - изготовила фирма «HEATON, BUTLER & BAYNE».

Фирма была учреждена в 1860 году художником Clement Heaton (1824-1882), сыном священника, получившего уроки мастерства у William Halland, владельца одного из первых витражных ателье в Англии. Общество «HEATON» было замечательно организовано, производило сотни витражей и являлось наиболее процветающим в этой области.

За годы своего существования (1860-1920) оно прошло все жанры и стили - от прерафаэлитизма до art nouveau. Окна для англиканских церквей, исполненные фирмой, можно и сейчас увидеть в различных странах мира - от Бразилии до Дании и от Канады до Японии. Работы этой фирмы были отмечены призами и медалями на всемирных выставках в 1876, 1879, 1900 годах. «HEATON» выполнял в основном произведения светского характера, Butler (1830-1913) специализировался на изготовлении витражных стекол, а самый талантливый художник общества Robert Turnhill Bayne выполнял главным образом церковные заказы. В его творчестве отразилось влияние средневековых мастеров витража и живописи прерафаэлитов (Д.Г.Россетти и др.). По всей вероятности, R. Bayne и является автором данных витражей.

В 1997 году Комитет ГИОП, учитывая высокую художественную и историко-культурную ценность витражей англиканской церкви Иисуса Христа, включил их в адресную программу реставрации за счет собственных средств. Работы выполняет мастерская «Петербургский витраж» фирмы МП «СОЮЗ» при участии художников-реставраторов С. Хвалова и В. Лебедева.


>> К СОДЕРЖАНИЮ >>