ГЕНЕЗИС СОВЕТСКОЙ АРХИТЕКТУРЫ КАК ПРЕДМЕТ ОБСУЖДЕНИЯ

В период с 18 по 28 августа 2016 г. в Северной столице впервые состоится Международный фестиваль «Архитектурное наследие XX века – от авангарда до модернизма. 1917-1991 гг.». Одним из основных его событий обещает стать Международная конференция «Архитектурное наследие XX века», организуемая совместными усилиями городского Союза архитекторов и КГА Санкт-Петербурга.
Конференция приходится на самое начало форума и призвана стать своего рода увертюрой ко всем его дальнейшим мероприятиям. В рамках пленарного и тематических заседаний, которые оба дня ее работы, 18-го и 19-го августа, с 10.00 до 18.00 будут проходить в Михайловском замке (Садовая ул., 2), планируется охватить весьма широкий круг тем: «Архитектура советского периода», «Проблемы реставрации и сохранение архитектурных объектов советского периода», «Архитекторы советской эпохи», «Тенденции развития мировой архитектуры XX века» и «Современное использование объектов ХХ века».
Поддержку в проведении Международной конференции оказывают Правительство СПб, КГА и КГИОП. Кроме того, участие в ее подготовке приняли Международный Союз Архитекторов и Союз архитекторов России.
Регистрация участников начнется 18 августа 2016 г. с 9.00. Контакты для аккредитации: avant-garde-conference@mail.ru; София Гонобоблева (+7-921-903-6218); Елена Гуляева (+7-981-877-8532)



ЧЕТЫРНАДЦАТЫЙ «АРХИТЕКТУРНЫЙ ЕЖЕГОДНИК»

Увидел свет новый выпуск Архитектурного ежегодника. Обращаясь к его будущим обладателям и читателям от имени Редакционной коллегии, председатель Объединения архитектурных мастерских Санкт-Петербурга Анатолий Столярчук остановился на некоторых принципиальных особенностях формирования и наполнения очередного выпуска этого издания:


- Несмотря на все проблемы сегодняшнего времени, ОАМ Санкт-Петербурга продолжает свою профессиональную деятельность и находит возможности для активного участия в развитии архитектурно-строительного процесса Северной столицы и всей России. По общепризнанному мнению, мы с успехом провели юбилейную биеннале «Архитектура Санкт-Петербурга - 2015». Одним из важных итогов этой выставки стал выпуск иллюстрированного каталога объектов, построенных по проектам членов Объединения за прошедшие 15 лет. Мастерские, сохранившие свое участие в ОАМ, традиционно активно участвовали в петербургском смотре-конкурсе «Архитектон» и архитектурном фестивале «Зодчество-2015», в международных конкурсах и побеждали в них.
Объединение Архитектурных мастерских успешно сотрудничает с Гильдией Управляющих Девелоперов. Результатом на¬ших совместных усилий стала работа в рамках форума PROESTATE, проходившего в Москве с участием молодых архитек¬торов России и продемонстрировавшего высокий профессиональный уровень петербургской архитектурной школы. Характеризуя нынешний, четырнадцатый, выпуск «Архитектурного Ежегодника», отметим следующие его характерные особенности. После некоторого перерыва мы вновь и с большим удовольствием включили в наше издание специальный раздел «Архитектурные конкурсы», в котором публикуем материалы значимых архитектурных конкурсов, проведенных в Петербурге и в других городах России при участии как российских, так и иностранных компаний.
На страницах издания читатели смогут познакомиться с материалами Международного конкурса на разработку архитектурно-градостроительной концепции развития намывных территорий на Васильевском острове в Санкт-Петербурге. Раздел открывают проекты не только победителей, но и всех других участников этого масштабного творче¬ского соревнования, среди которых представлены две мастерские, входящие в ОАМ.
Другие архитектурные конкурсы на разработку концепций Парламентского центра Российской Федерации в Москве, здания Олимпийского Комитета Российской Федерации в Москве, Правительственного историко-культурного комплекса в Калининграде, Гостиничного комплекса в Москве, Павильона атомной энергетики на территории ВДНХ представлены в этом разделе работами только петербургских зодчих.Что касается содержания опубликованных на страницах Ежегодника материалов, то в них прослеживается наметившаяся в прошлые годы тенденция к нарастанию количества проектных работ по отношению к реализованным объектам.
В типологии архитектурных объектов по-прежнему доминируют жилые комплексы над зданиями и сооружениями иного функционального назначения. География публикуемых в настоящем издании проектов и построек остается неизменно связанной как с Петербургом и Москвой, так и с другими городами России.
Мы традиционно сохранили разделы «Реставрация», «Ретроспектива», «Дискуссионный листок», позволяющие расширить представления о творческом диапазоне и историко-культурных горизонтах петербургской архитектурной школы. Вызывает сожаление лишь отсутствие в разделе «Дипломные проекты» работ выпускников СПбГАСУ, не предоставивших вовремя свои материалы для публикации в настоящем выпуске.
Традиционно благодарим компании, оказавшие спонсорскую помощь для осуществления издания, а также всех участников Ежегодника.






РЯЗАНЬ-2016: В ФОРМАТЕ КОНСТРУКТИВНЫХ ДИСКУССИЙ

В этом году участников Всероссийской конференции «Сохранение и возрождение малых исторических городов и сельских поселений: проблемы и перспективы» принимал гостеприимный Рязанский край. Проходившая уже в седьмой раз она была организована Министерством культуры РФ совместно с региональными властями и Российской ассоциацией реставраторов. Форум, включая пленарное и секционные заседания, а также экскурсионную программу, продолжался с 25 по 27 мая.
«На конференцию съехались 153 делегата от 35 субъектов Российской Федерации. С каждым годом количество регионов, которые интересуются необходимостью съездить и посмотреть, как обстоят дела с сохранением объектов культурного наследия в других областях, городах и поселениях, увеличивается. Такое количество участников – очень хороший показатель на сегодня», – отметила зампредседателя Российской ассоциации реставраторов Юлия Логинова.
Хедлайнерами запланированных мероприятий стали представители Минкультуры России – и. о. директора Департамента управления имуществом и инвестиционной политики Артем Новиков, замдиректора Департамента государственной охраны культурного наследия, начальник отдела регулирования градостроительной деятельности Александр Работкевич и консультант этого же отдела Мария Седлецкая.
В приветственном слове рязанского губернатора Олега Ковалева, переданном участникам конференции через вице-председателя областного правительства Елену Буняшину, подчеркивалось: «Наша область – хранительница древнего богатейшего потенциала культурного наследия, куда входят памятники истории, архитектуры, искусства, археологии. Исторические города и сельские поселения – это особая социальная и культурная ниша, особый жизненный уклад, формирующий определенный менталитет. Сама атмосфера таких мест способствует сохранению исторической памяти, побуждает человека к изучению своих истоков, – продолжила выступление заместитель председателя правительства Рязанской области. – Мы прикладываем максимум усилий для того, чтобы сберечь это бесценное наследие. В регионе активно продолжается работа по сохранению памятников культуры, воссозданию вокруг них исторической среды, включения их в современную жизнь через развитие туризма».
Министр культуры и туризма региона Виталий Попов поделился опытом сохранения объектов культурного наследия в Константинове и других достопримечательных мест области, достижениями в реализации проектов «Народная реставрация» и «Отдыхай дома». Начальник госинспекции по охране объектов культурного наследия Олег Василькин отметил позитивный практический эффект, который дало области проведение данной конференции: «Результат таких форумов – это, прежде всего, корректировка законодательной или иной нормотворческой базы, связанной с регламентацией исторического поселения, и общение между собой специалистов в области охраны объектов культурного наследия, реставраторов, общественных экспертов. Безусловно, с этой точки зрения польза для субъекта РФ будет огромная».
От имени министра культуры Российской Федерации Владимира Мединского Российской Федерации участников приветствовал Артем Новиков, рассказавший об основных проектах Минкультуры России, в том числе о строительстве в малых городах многофункциональных культурных центров (МФКЦ), комплексной реставрации исторического центра малого города и создании рабочей группы по реформированию реставрационной отрасли. Александр Работкевич дал разъяснения по вопросам правоприменительной практики в связи с изменениями, внесенными 5 апреля 2016 г. в Федеральные законы «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» и «О государственном кадастре недвижимости», которыми предусмотрено введение нового понятия «защитные зоны объектов культурного наследия».
Мария Седлецкая рассказала о концепции комплексного сохранения и развития исторических поселений, сделав акцент на необходимости сохранения образа и неповторимого бренда каждого из них: «Важна взаимосвязь нематериальных ресурсов, природного наследия, событийного туризма со спецификой поселения».Ася Разумовская, замначальника научного отдела ФГУП «ЦНРПМ», и Ольга Замжицкая, руководитель секции организационно-методического обеспечения исследовательских и проектных работ этого же подразделения мастерских осветили особенности методического подхода к разработке концепций сохранения культурного наследия больших территориальных образований, исторических городов и сельских поселений. Тема содоклада иллюстрировалась на примерах решений, применявшихся для Соловецкого архипелага, Выборга, Кирилло-Белозерского музея-заповедника, усадьбы Муромцево во Владимирской области. Конференция продолжилась в режиме секционных дискуссий. Делегатам удалось предметно обсудить практику применения законодательства в сфере сохранения культурного наследия и ЖКХ, проблемные аспекты проживания в зоне исторической застройки и ряд других актуальных вопросов. Между тем по вопросу финансирования ремонта многоквартирных домов, являющихся объектами культурного наследия, мнения участников разделились. Одни выступили за возложение ответственности за сохранность таких домов на собственников квартир, другие – за помощь со стороны государства. В завершение второго дня работы участники отправились на обзорную экскурсию по Рязани, с заездом в село Константиново, на родину великого русского поэта Сергея Есенина.
Заключительный день, будучи целиком посвященным событийному туризму, прошел в городе-памятнике Касимове и, помимо оживленного обсуждения специфики развития этого важного направления за круглым столом, включал посещение музея колоколов, краеведческого музея, Ханской мечети, Успенской церкви, Воскресенского собора и других местных достопримечательностей. По итогам трехдневных мероприятий принята резолюция, положения которой в дальнейшем будут направлены на решение актуальных проблем развития малых исторических городов.



РЕСТАВРАЦИЯ ПАВИЛЬОНА «АРСЕНАЛ» ЗАВЕРШИЛАСЬ

Музей-заповедник «Царское Село» можно поздравить с успешной реализацией очередного и крупного реставрационного проекта. Уже этой осенью в восстановленном павильоне «Арсенал» откроется постоянная экспозиция, посвященная истории оружия.



Изначально на месте Арсенала, в Александровском парке, находился павильон «Монбижу», построенный в 1747-50 гг. по проекту С. Чевакинского и Ф.-Б. Растрелли, который использовался как охотничий домик и признавался одним из лучших парковых сооружений. Однако с течением лет Зверинец (территория для содержания животных в естественных условиях), где Монбижу располагался, пришел в запустение, а сам павильон обветшал. В 1817-34 гг. Адам Менелас перестроил его в неоготическом стиле – так появился павильон «Арсенал». Его внутренней отделкой в свою очередь занимался архитектор Александр Тон. Павильон поражал великолепием: стрельчатые окна с приобретенными в Европе подлинными средневековыми витражами, росписи в интерьерах. Центральное место занимал восьмиугольный «Зал рыцарей», в котором размещалась лучшая часть коллекции оружия, принадлежавшей Николаю I. Впоследствии по воле его внука, Александра III, это уникальное собрание передали в Императорский Эрмитаж, причем оно и сейчас частично экспонируется в Рыцарском зале этого музея.
Во время Великой Отечественной войны Арсенал значительно пострадал, и все последующие десятилетия простоял в полуразрушенном состоянии. В 2011 г. институт «Спецпроектреставрация» выполнил проект восстановления павильона. На следующий год в нем были проведены первоочередные противоаварийные работы, а очередь как таковой реставрации, проводившейся по современной методике с элементами консервации, наступила в сентябре 2014 г. Подрядчик – ЗАО «Ремстройфасад» – завершил их в полном объеме к концу прошлого года.
Выполнена реставрация фасадов с сохранением не только подлинного кирпича и шовного раствора, но и двух зондажей исторической кладки павильона «Монбижу». Полностью восстановлена первоначальная стропильная система кровли башен и основного объема. Воссозданы чугунная винтовая лестница (ведущая в одну из башен) и главная лестница из известнякового камня, полы с использованием подлинных каменных плит, паркеты, дверные и оконные заполнения. Один из самых сложных этапов стало восстановление конструктива кирпичного купола Зала рыцарей с воссозданием лепного декора в виде «готической» сетки.
В подвальной части обновленного Арсенала будут располагаться входная зона с гардеробом, технические и служебные помещения, а также один из музейных залов. Первый этаж павильона с его парадной и винтовой чугунной лестницами отдается под выставочные пространства. Как и прежде, экспозиционным центром станет восьмиугольный зал на втором этаже – Зал рыцарей. Для маломобильных посетителей предусмотрены специальные подъемники для входа в музей и подъема на второй этаж. Стоимость работ, включая проектную документацию, составила 305 млн. рублей, практически полностью покрыта из федерального бюджета.




РОССИЙСКОЙ АССОЦИАЦИИ РЕСТАВРАТОРОВ 12 ЛЕТ

День рождения Ассоциации отмечался 13 июля. В обращении руководства и коллектива НП «Росрегионреставрация» к членам партнерства говорится:
«Все эти годы мы старались и трудились с одной целью – сохранить культурное наследие России, сделать его доступным и интересным для всех жителей нашей страны. Мы говорили, писали, фотографировали, слушали, предлагали, дискутировали, радовались, огорчались, но никогда не сдавались! С таким же настроем мы будем идти и дальше по выбранному пути!
Все заслуги и достижения ассоциации, успешно реализованные проекты и проведенные мероприятия – это большая совместная работа, труд профессионалов и небезразличных к судьбе культурного наследия людей, работников и членов ассоциации. Наш коллектив молод и амбициозен, уверен в своих силах и профессионализме. Члены ассоциации – мудрые и грамотные старожилы реставрационной отрасли, опытные специалисты и талантливые молодые кадры.
Мы от всей души благодарим наших коллег, друзей и партнеров за доверие, плодотворное и профессиональное сотрудничество, творческие предложения и всестороннюю поддержку. Вместе мы поднимем реставрационную отрасль на новый качественный уровень, повысим престиж профессии реставратора, возродим опыт мастеров прошлого, бережно внедрим современные методы и технологии и передадим свои знания молодому поколению».




СКУЛЬПТУРА В УБРАНСТВЕ ПЕТЕРБУРГСКИХ ДВОРЦОВ XIX ВЕКА ИЗ ЭРМИТАЖНОЙ КОЛЛЕКЦИИ

26 февраля 2016 г. в Двенадцатиколонном зале Нового Эрмитажа открылась выставка «Создания руки, резцом вооруженной...». Она знакомит с великолепными произведениями скульптуры, украшавшими покои императорских и великокняжеских дворцов в позапрошлом столетии. В общей сложности здесь выставлено более 30 таких работ из собрания Государственного Эрмитажа. Неотъемлемой частью экспозиции стали также 40 исторических акварелей с изображениями интерьеров.

С начала XIX в. скульптура в убранстве личных покоев императорских и великокняжеских дворцов, а также частных домов начинает использоваться все чаще. Гостиные, кабинеты, библиотеки, зимние сады украшают портретные бюсты и статуи, композиции на мифологические и аллегорические сюжеты, созданные в самых разных материалах, мелкая бронзовая пластика. Такие произведения постепенно превратились в непременный атрибут изысканного петербургского интерьера. По своему художественному уровню многие из них не уступали экспонатам, выставленным в то время в Императорском Эрмитаже, но были известны лишь узкому кругу жителей русской столицы. Так, например, в 1802 г. статуя «Амур» и группа «Амур и Психея» работы Антонио Кановы были доставлены князю Николаю Борисовичу Юсупову в его дворец на Фонтанке, а в 1815-м Александр I приобрел четыре произведения итальянского мастера для эрмитажного собрания.
Помимо работ Антонио Кановы (1757-1822) и Бертеля Торвальдсена (1770-1844), самых знаменитых скульпторов эпохи неоклассицизма, во дворцах Петербурга хранились произведения их талантливых учеников и последователей - Пьетро Тенерани (1789-1869) и Луиджи Бьенеме (1795-1878), Ринальдо Ринальди (1793-1873) и Джона Гибсона (1790-1866), Христиана Даниэля Рауха (1777-1857) и Эмиля Вольфа (1802-1879), Бориса Орловского (1797-1837), Александра Логановского (1812-1855) и многих других прославленных западноевропейских и русских мастеров XIX века.
Статуи и скульптурные группы, принадлежавшие членам императорской семьи и петербургской знати, в середине XIX века чаще всего покупались в Италии и Германии. Именно там Николай I приобретал «новейшую» скульптуру, как для Нового Эрмитажа, так и для подарков. Среди них «Данаида», созданная в 1839 г. скульптором Х. Д. Раухом, и подаренная в 1840 г. императрице Александре Федоровне Николаем I. В экспозицию включены произведения, либо специально заказанные, либо купленные в 1838-39 гг. в Италии для коллекции наследника русского престола великого князя Александра Николаевича (будущего императора Александра II), а также привезенная в 1859 г. уже для его сына великого князя Николая Александровича скульптура «Амур с атрибутами Геркулеса» работы Эмиля Вольфа. Интересна судьба статуи императрицы Александры Федоровны, созданной Карлом Фридрихом Вихманом (1775-1836) по специальному заказу императора Николая I, утраченную после пожара Зимнего дворца в 1837 г. и воссозданную в 1840 г. русским скульптором Дмитрием Савельевичем Савельевым.
Мариинский дворец, принадлежавший семье великой княгини Марии Николаевны, старшей дочери Николая I, украшали мраморные произведения А. Кановы, Х. Д. Рауха, Э. Вольфа и других выдающихся мастеров. В особняке А. Л. Штиглица на Английской набережной можно было видеть работы Б. Торвальдсена, того же Э. Вольфа и Л. Бьенеме. Представленный на выставке бюст «Фавн» был привезен в Санкт-Петербург в начале 1830-х гг. Тогда он считался работой Микеланджело, хотя ныне приписывается его современнику Баччо Бандинелли. Сменив в Петербурге несколько владельцев, «Фавн» в 1860-х годах оказался в доме графа П. С. Строганова, а в 1912 г. по его завещанию поступил в Эрмитаж.
Акварели Эдуарда Гау, Константина Ухтомского, Луиджи Премацци, Ивана Вольского и Жюля Мейблюма, запечатлевших покои Зимнего, Михайловского, Мариинского, Ново- Михайловского дворцов, апартаменты дома графа П. С. Строганова и особняка барона А. Л. Штиглица, позволяют сегодня увидеть утраченные или недоступные интерьеры, а также судить о количестве, разнообразии и вариантах размещения скульптуры в их пространствах.
Экспозиция подготовлена Отделом Западноевропейского изобразительного искусства (заведующий, д. иск. С. О. Андросов, кураторы – ст. н. с., канд. иск. Е. И. Карчева, и мл. н. с. Е. М. Орехова). К выставке, которая продлится до 22 мая, Издательством Государственного Эрмитажа подготовлен научный иллюстрированный каталог «СОЗДАНИЯ РУКИ, РЕЗЦОМ ВООРУЖЕННОЙ...». СКУЛЬПТУРА В УБРАНСТВЕ ПЕТЕРБУРГСКИХ ДВОРЦОВ XIX ВЕКА».



ПЕТЕРБУРГСКАЯ ПРЕМЬЕРА ОТ HILTON

Официальное открытие гостиницы Хэмптон на территории конгрессно-выставочного центра «Экспофорум» состоялось 23 июня, вскоре после завершения там работы ПМЭФ-2016. Буквально накануне этого события в должность генерального управляющего петербургским кластером отелей Hilton и Hampton by Hilton вступил Франсуа Морван. Он и стал гидом у представителей городских СМИ, приглашенных сюда на экскурсию в середине июля.
Восьмиэтажное здание общей площадью более 9 тыс. м2, входит в состав комплекса, который был спроектирован в архитектурной мастерской «Евгений Герасимов и партнеры». Интересно, что невзирая на совсем еще «младенческий» возраст питерского Хэмптона его номерной фонд уже сейчас заполняется практически под завязку. Так происходит благодаря не одной только репутации брэнда. Располагаясь в районе с развитой инфраструктурой, к тому же в считанных минутах езды от аэропорта «Пулково» и Московского проспекта, да еще имея отличное транспортное сообщение с историческим центром и пригородными музеями-заповедниками Северной столицы, новый отель заведомо «обречен на популярность» как у туристов, так и у деловой публики, на которую у Hilton не в последнюю очередь рассчитаны такие трехзвездочные гостиницы.
В отеле есть свой ресторан, а каждый из 207 номеров (141 стандартный, 63 семейных и 3 для гостей с ограниченными возможностями) оснащен индивидуальной системой кондиционирования, удобной кроватью, рабочим столом, плазменным телевизором, MP3-будильником, сейфом, чайником, гладильной доской, утюгом, феном и переносным столиком для ноутбука. Помимо бесплатного Wi-Fi, здесь организован весь сервис для полноценной работы: имеются свой бизнес-центр, плюс две переговорные комнаты вместимостью до 50 человек каждая, центр печати фотографий, компьютерные места, факсы и принтеры, доступны услуги курьерской почты. В стоимость проживания входят ежедневный завтрак, пользование фитнес-залом, открытым с шести утра до десяти вечера, услуги по доставке гостей в аэропорт «Пулково», а также до станции метро «Московская» и обратно. Открытие отеля Hilton в соседнем здании, как сообщил г-н Морван, запланировано на конец этого года.



«ДВОРЯНСКОЕ ГНЕЗДО» В ЦАРСКОМ СЕЛЕ


16 июля в Зубовском флигеле Екатерининского дворца открылась совершенно особая выставка. В ГМЗ «Царское Село» впервые обратились к теме, раскрывающей «второй план» императорской резиденции – жизнь ближнего окружения ее венценосных владельцев. Экспозицию выставки под названием «Дворянское гнездо» в Царском Селе» составили более 100 предметов убранства из дома Кочубеев – живопись, изделия из бронзы, мебель, фарфор, скульптура.


Представители нескольких поколений этого старинного дворянского рода верно служили Романовым. Сам же особняк рядом с Екатерининским парком в начале прошлого века задумал построить действительный статский советник и церемониймейстер Двора Его Императорского Величества Василий Кочубей (1868–1940). Его идею, создав ярчайший образчик неоклассицизма, начал воплощать архитектор Александр Таманов. На финальном этапе руководство проектом передали Николаю Лансере. Точно следуя в русле первоначального авторского замысла, он совместно с коллегами – Всеволодом Романовым и Всеволодом Яковлевым –завершил в 1914 г. оформление изысканных интерьеров здания.
С 2012 г. в особняке Кочубеев располагается Учебный центр подготовки руководителей СПб филиала Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики». Некоторое время назад руководство этого вуза приняло решение познакомить с сохраненной здесь коллекцией произведений изобразительного и декоративно-прикладного искусств максимально возможный круг людей, которые интересуются отечественной историей. Обращение к музейной дирекции за помощью в продвижении такой инициативы стало закономерным шагом. Так и реализовался совместный выставочный проект ГМЗ «Царское Село» и НИУ ВШЭ – Санкт-Петербург.
Среди многочисленных экспонатов выставки немало истинных шедевров, однако некоторые из них заслуживают особого упоминания. К примеру: каминные часы из бронзы в стилистике «второго рококо» – прекрасное изделие самого известного из петербургских бронзовщиков XIX в. Феликса Шопена. На протяжении более чем сорока лет, начиная с 1843 г., его фабрика не только являлась крупнейшим производителем художественной обстановочной бронзы, но и работала по «высочайшим» заказам. Или напольная ваза эпохи модерн (Россия, Санкт-Петербург, ИФЗ, 1910-е гг.), подглазурная роспись которой, вероятнее всего, принадлежит кисти одного из ведущих художников фарфоровой мануфактуры Григория Зимина (1875–1958), создавшего большое количество эскизов с пейзажными сюжетами и виртуозно владевшего этой техникой. Автором еще одной работы – мраморного бюста женщины под покрывалом (Италия, Рим(?). 1881), представленного в числе выставочных экспонатов в Зубовском флигеле – является выдающийся скульптор из плеяды русских «итальянистов» Виктор Бродзский (1826–1904). Работы этого мастера отличают виртуозное мастерство обработки и редкое умение использовать все фактурные возможности камня. Произведения Бродзского – пример хорошего вкуса, классической правильности форм и выразительности образов. Кстати, и Парадную лестницу Екатерининского дворца украшают две его скульптуры – «Спящий амур» и «Просыпающийся Амур».

Выставка будет работать до 30 сентября 2017 года.



АРХАИЧЕСКАЯ СТАТУЯ КОРЫ В ЭРМИТАЖЕ

В рамках года Греция-Россия 2016 была организована серия крупных выставочных проектов в знак дружбы и сотрудничества между нашими странами. Их программа стартовала в греческой столице. 11 марта Музей Акрополя предоставил свои пространства для демонстрации всемирно известных золотых греко-скифских предметов кургана Куль-Оба из собрания Государственного Эрмитажа.


Ответным шагом, предпринятым меньше чем через месяц – 8 апреля, стало начало работы выставки одного шедевра из этого афинского музея в нашем Эрмитаже. В Северную столицу (да и в Россию вообще) впервые прибыла и была открыта для всеобщего обозрения архаическая статуя Коры, знакомая всем и каждому еще по иллюстрации в школьном учебнике Истории древнего мира.

Музей Акрополя, основанный в 1865 г., является одним из самых посещаемых в Греции. Скульптуры, украшавшие Парфенон, Эрехтейон, храм богини Ники, а также вотивные статуи, к которым относятся архаические Коры, всегда признавались наиболее ценными из его экспонатов.
Обмен шедеврами из крупнейших музеев, воплотившими наиболее характерные особенности античного этапа истории двух стран, призван послужить представлению их всемирно известных античных собраний. Архаические статуи Кор (Кора - греч. «девушка») по праву считаются особенно изысканными творениями древнегреческой скульптуры. В Римском дворике Эрмитажа (зал № 108) на постоянной экспозиции Отдела Античного мира представлена мраморная статуя Коры, выполненная аттическим скульптором в 520 - 510 гг. до н.э. и найденная в 1886 г. на Афинском Акрополе, неподалеку от Эрехтейона.
Выставка греческой скульптуры эпохи Архаики продолжила культурную программу перекрестного года, став большим событием для посетителей Государственного Эрмитажа, любителей древности и ценителей искусства.



ВЫСТАВКА ИЗ ПЕТЕРГОФСКОГО СОБРАНИЯ В ИТАЛИИ

La Venaria Reale – летняя загородная резиденция, основанная неподалеку от Турина по желанию герцога Савойского Карло Эммануэле II во 2-й половине XVII в. Здесь 15 июля 2016 г. начала работу моно-выставка «Великолепие царского двора. Романовы и императорская резиденция Петергоф». Тем самым получила зримое продолжение традиция сотрудничества двух знаменитых музеев, связанных культурной коллаборацией в рамках Ассоциации Европейских Королевский Резиденций (ARRE).

Выставка включает три тематических блока и демонстрирует более 100 предметов из фондов живописи, мебели, керамики, фарфора, ткани, металла и драгоценных металлов. Она продлится до конца января следующего года и, что особенно примечательно, для ГМЗ «Петергоф» стала первым за последние двадцать лет опытом представления части своего великолепного собрания на западноевропейской музейной площадке.
На пресс-конференции, приуроченной к этому событию, гендиректор ГМЗ «Петергоф» Елена Кальницкая ввела журналистов в курс дела: «Все, кто побывал в Венария Реале за время подготовки этой выставки, были очарованы этим местом. Несмотря на то, что она открывается в высокий сезон в Петергофе, когда в день у нас бывает до 50 тысяч человек, мы решили привезти в Италию самые лучшие петергофские экспонаты: 90% вещей, которые увидят зрители, из постоянной экспозиции. Мы стремились собрать воедино и привезти в Италию музейные предметы из нашего собрания, которые могли бы рассказать не только об истории Петергофа, вкусах его владельцев, но и о путях развития русской культуры, в которой так много итальянских черт».
В свою очередь первый замминистра культуры РФ Владимир Аристархов отметил: «Сотрудничество между Россией и Италией в области культуры имеет многовековую историю. Сегодняшняя выставка не случайна – это звено в цепи успешного взаимодействия на протяжении длительного времени. Именно Петергоф является самой известной и самой роскошной резиденцией русских императоров, и на этой выставке зрителя ждет большое путешествие во времени и пространстве».
В торжественной церемонии открытия экспозиции и встрече с прессой также приняли участие российский генконсул в Милане Александр Нуризаде, замминистра культуры Италии Илария Борлетти-Бютони, президент музея «Венария Реале» Паола Зини и его директор Марио Туретта.



ОЧЕРЕДНОЙ ВЫПУСК ЖУРНАЛА «ЭРМИТАЖ»…

…Был представлен 15 апреля 2016 г. Основными темами номера стали: история сотрудничества Государственного Эрмитажа и музеев Польши, выставка «Станислав Август и Екатерина II», Иранский конгресс и странствия Ибн-Батутты, проект на 56-й Венецианской биеннале под названием «Готика», «испанская» коллекция и выставка испанских мастеров из эрмитажного собрания в Амстердаме, отчеты о главных прошлогодних выставках в самом музее и зарубежных экспозициях с его участием.


Журнал является основным периодическим изданием одного из крупнейших музеев мира. На его страницах рассказывается о самом Эрмитаже и вдающихся событиях его жизни, подробно повествуется о хранителях, истории, атрибуциях, реставрации, выставках, научных и археологических открытиях, публикуются эссе об искусстве, интервью с признанными авторитетами в мире культуры, разворачиваются дискуссии о будущем музеев.

Будучи сосредоточенным на охвате всех известных нам эпох и стилей мирового искусства, представленных в главном российском музее, его журнал мало походит на привычную периодику эстетической и историко-просветительской направленности. «Эрмитаж» входит в число лучших изданий в области культуры и искусства в России и за рубежом, неоднократно отмечен крупнейшими международными конкурсами, представлен на важнейших мировых арт-площадках современного искусства.