Борис Буданов, ЛенНИИпроект
Рафаэль Милявский, Комитет по строительству СПб


“Смена эпох выражается сменой знаков. Новое начинается тогда, когда старое заменяется на противоположное” (П.Вайль, А.Генис “Мир советского человека”, с.57 “Ardis”, Апп-Arbor,1988)

Проблемы и перспективы

 СПАЛЬНЫХ РАЙОНОВ В
XXI ВЕКЕ


(по материалам Конгресса “Модернизация жилых домов первых массовых
серий и инженерной инфраструктуры городов и населенных пунктов”,
 23…26 мая 2000г, С.-Петербург).

Сегодня стало аксиомой, что эпоха панельного “домостроя” в нашей стране была “масштабной материализацией социальной утопии”. Но в середине XX в. строительство домов промышленным способом и у нас, и в других странах Европы стимулировалось высокими темпами индустриализации экономики и урбанизации населения, да и самими разрушительными последствиями Второй мировой войны. Появлению индустрии домостроения (с его технологичностью, экономичностью трудозатрат и голым функционализмом архитектуры) в немалой степени способствовали и получившие тогда распространение архитектурные идеи “Лучезарного города” Ле Корбюзье.

И все же, так называемым “хрущобам”, при всех их недостатках инженерно-строительных решений и структуры жилья (малогабаритные одно-двухкомнатные квартирки, неоптимальные в социальном отношении ), нельзя ставить клеймо суррогата жилья – они полностью отвечали требованиям того времени и выполнили своего задачу, да и сейчас еще не исчерпали полностью реконструктивный запас. Их спрос на вторичном рынке достаточно высок, а путем модернизации многим из этих домов можно продлить жизнь, как минимум, на 30…50 лет.

Весь ход дискуссии на Конгрессе показал, что судьба построенного 30…40 лет назад жилищного фонда первых массовых серий (ФПМС) – а это почти 20% всего жилья в стране – на пороге XXI века переросла в проблему национального масштаба, но модернизация домов ФПМС безальтернативна, ибо это чревато полным секвестром этой части жилья уже через 10…15 лет, - именно таков его остаточный ресурс на сегодня.

Проблема была бы не менее остра и при гораздо большем остаточном ресурсе капитальных конструкций зданий, ведь их ограждающее конструкции абсолютно не отвечают современным теплотехническим требованием, инженерные системы требуют полной замены. А в результате при огромных удельных энергозатратах мы до 40% своих энергоресурсов “прожигаем” на теплоснабжение городов.

Добиться ощутимого эффекта энергосбережения только путем ужесточения норм строительной теплотехники в новом строительстве невозможно, т.к. ежегодные его объемы не превышают 2% от общего жилищного фонда.

Словом, нужны масштабные реконструктивные меры по энергосбережению всего жилищного фонда страны. Неслучайно, что этому актуальному направлению, работ посвятили свои выступления: А.Александров (“Текс-Колор РС”, Москва), А.Коски (“LTM Company OY”, Финл.) А.Воронин (Rockwool”, Москва ), Ж.Лейв (“ЛенНИИпроект”, СПб),М.Шварц (ЛенЖилНИИпроект”, СПб), В.Кузмичев(“НИИстройиндустрии,Минск), В.Тарасов (“КБЕ-оконные технологии”, СПб) и многие другие.

Расчетные сроки окупаемости мероприятий по энергосбережению при традиционных подходах остаются неоправданно большими. При сегодняшних ценах на теплозащиту фасадов порядка 40…50$2 эти сроки составляют 12…15 лет (М.Шварц). Рентабельность инвестиций в теплосбережение значительно возрастет, если экономия энергоносителей будет капитализироваться их продажей по ценам мирового рынка путем предоставления квот на сэкономленнное топливо (М.Шварц). Мероприятия по теплозащите фасадов в этом случае окупятся за срок от 3 до 7 лет, а по затратам на ремонт окон и балконных дверей – за 1,5…4 года.

При всей привлекательности реконструкции домов ФПМС рассчитывать на окупаемость проектов за счет только средств населения в условиях кризиса не приходится. Специалисты фирмы “Велюкс” предлагают консолидировать на эти цели средства из различных источников: средства отечественных банков; товарные кредиты в порядке реинвестирования в реконструкцию; личные средства граждан; финансы заказчика; кредиты зарубежных инвесторов и др.

Прозвучали и совершенно новые подходы. Учитывая коренные изменения в экономическом базисе строительства и скудное финансирование капитального строительства в целом (не более 4…5% от нормативно необходимых потребностей), а так же принимая принцип поквартальной реконструкции домов ФПМС академика Булгакова С.Н., специалисты фирмы “Регион-Инвест” и “ЛенЖилНИИпроекта” считают перспективной реализацию комплексных проектов: реконструкция домов ФПМС + новое строительство в этих кварталах + одновременная реализация проектов в историческом центре, имеющих повышенную реализационную стоимость. Такая схема оптимальным образом может быть покрыта на 90% за счет инвестиционной составляющей и поможет одновременно решить локальные проблемы самого центра, исключительно ресурсоемкие и трудноразрешимые даже при поддержке внешними кредитами.

Шла речь и о совершенствовании законодательной и нормативно-правовой базы, необходимой для формирования благоприятного инвестиционного климата для решения задач реконструкции домов ФПМС. Было предложено создать (в рамках общих законов) ряд конкретных нормативно-правовых актов для исполнения их всеми участниками процесса.

При реконструкции зданий придется учитывать разнообразные факторы демографического и социального характера. Их важность многие участники ставили на первое место. Практика реконструкции показывает, в частности, что при грамотной и ответственной работе (“Падамс”, СПб и др.), можно стоить мансарды даже без расселения жильцов верхних этажей; пренебрежение работы с жителями чревато актами протеста и даже нанесением материального ущерба строителям. Необходимо поэтому освоить социологические методы работы с населением, нацелить на эту работу средства информации.

Зодчие рассматривают безликую, деструктивную, “вагонную” застройку районов “хрущоб” весьма перспективной в плане архитектурного преобразования. К слову, облик старого Петербурга сложился в результате многих перестроек, пройдя через 7-8 таких этапов. Основные градостроительные приемы реконструкции должны включать: уплотнение кварталов (новое строительство), зонирование внутриквартальных территорий и их комплексное обустройство.

Однако прозвучали и предостережения (В. Е. Полищук, Зам. председателя КГА СПб) не увлекаться огульным уплотнением застройки – потеря существующих зеленых массивов приведет к ухудшению качества пространственной среды и будет иметь отрицательные последствия. Яркий пример этого – ядро исторического центра Петербурга. Рынок земли, состоявшийся 100 лет назад, дал жилищный фонд и качество жизни, которые нельзя считать удовлетворительными.

Сами “пятиэтажки” могут быть реконструированы в различных модификациях. Это и увеличение этажности (в том числе, строительство мансард), и переход от узкокорпусных зданий (10-12 метров) к ширококорпусным (16-20 метров); и вынос лестничных клеток наружу здания с увеличением внутренних полезных площадей; и пристройка модульных санузлов, кухонь и т. п. Эти приемы позволят увеличить плотность застройки в два раза и более и повысить эффективность использования уже сложившейся инфраструктуры. Как показывает европейский опыт (и, прежде всего опыт, модернизации домов в бывшей ГДР и Польше), применение современных материалов и технологий позволяет придать реконструируемым домам совершенно новый облик, а разнообразие отделочных материалов, их цветовое и фактурное воздействие – индивидуальность и неповторимость каждому дому в соответствии с архитектурным замыслом.

Реализация Региональной программы намечена в три этапа:

I этап – 2000 – 2003 г.г. – должен обеспечить базу для запуска процесса реконструкции на инвестиционных условиях. На этом этапе за счет бюджетных средств готовятся: пакет первоочередных правовых, нормативных градостроительных документов, проектная документация; производится обследование технического состояния пилотных объектов и модернизация и реконструкция инженерной инфраструктуры и др.

На II этапе – (2004-2010 г.г.) – должна производиться реконструкция первоочередных районов застройки 60-х годов.

III этап - 2011-2020 гг. – массовая реконструкция фонда. Объем бюджетных средств составляет 11% от общего объема финансирования, которые направляются, в основном, на реконструкцию инженерной инфраструктуры.

Организационно программа будет выполняться преимущественно силами Агентств реконструкции и развития территорий с расширением прав на управление и эксплуатацию фонда и территорий.

Кредитно-финансовый механизм программы призван обеспечить открытие кредитной линии под гарантии города на стартовом этапе реконструкции с последующим переходом к реконструкции на принципе самоокупаемости за счет прибыли от нового строительства, экономии затрат на отопление и эксплуатации фонда первых массовых серий. При этом комплексность реконструкции фонда является одновременно главным условием экономической эффективности.

В Региональной программе модернизации пятиэтажек Санкт-Петербурга особо подчеркнуто, что реконструкция их должна вестись комплексно и поквартально. Таким образом, архитекторы и дизайнеры получат уникальную возможность проявить себя не только при перестройке целого квартала или микрорайона. А поскольку фронт работ огромен, - то и возможности для творчества воистину уникальны. Мастерство их будет проявляться в способности придать кварталу красоту, с учетом духа времени. И, если архитекторам и строителям удастся сотворить маленькое чудо – преобразить кварталы “хрущоб” в удобное и красивое жилье - это безусловно повысит качество жизни россиян, наипервейшего дефицита, которого им сегодня так не хватает.


>> К СОДЕРЖАНИЮ >>