М.Мамошин


Эволюция “стеклянной” архитектуры берет свое начало в 1851 году с “Хрустального дворца” Д. Пэкстона в Лондоне, продолжается в Х1Х-ХХ веках и достигла в настоящее время состояния реализации практически всех геометрически возможных трехмерных моделей.

Новая промышленная эстетика

Строительство в 1999 году павильона BMW архитектором Бертхардом Франкеном является убедительным тому подтверждением.


Свою историю имеет и архитектура из стекла и металла в Петербурге. После успешного применения стекла в период конца Х1Х - начала ХХ века, начался менее удачный период советского времени.

Первая попытка привнесения в архитектуру Ленинграда эстетики из стекла и металла была предпринята в эпоху конструктивизма и оказалась изначально преждевременной.

Вторая попытка в 60-х годы оказалась так же плачевна и даже выработала отрицательное отношение к этой теме на уровне знака, а печально знаменитые стекляшки объектов соцкультбыта 60-70 годов давно ждут своей реконструкции.

Третья попытка стала в настоящее время возможна благодаря освоению строительными компаниями современного технологического уровня в работе со стеклом и металлом и осознанием архитекторами современных возможностей “ стеклянной” архитектуры. Она перестала быть абстрактным символом и стала не только реально возможной но и востребованной.

Для воплощения замысла архитекторов необходимы высокие строительные технологии, умение, знание и практический опыт подрядчика.

Такой строительной организацией в Петербурге является фирма “Стальконстукция-СПб”, генеральный директор В.А. Аккуратин, главный инженер В.Н. Фомин. В результате накопленного ею за последнее десятилетие опыта эффективного строительства, аккумулировала в себе современные технологии. Работая с современной номенклатурой и сортаментом стекла и металла, сегодня она в состоянии адекватно отвечать на современную европейскую эстетическую конъектуру.

“Стальконструкция СПб” успешно участвует в формировании новой архитектуры и каждая их работа по своему событийна, будь то реконструкция световых фонарей Российской академии художеств и худоджественно-промышленной академии, световых фонарей аэропорта “Пулково”,бизнес центр “Атриум” на Невском 25 и многое другое.

Пивоваренная компания “Балтика” на сегодняшний день является одним из лидеров российской промышленности, и сегодня занимает то место, где нашли уникальное сочетание финансовые возможности и высокие эстетические требования, а самое главное –желание быть носителями всего передового, что превращает ее в цивилизованного Заказчика.

Изначально, функциональная, и производственная необходимость объединения производственной и складской зоны комплекса “Балтики”, разделенного проездом, воплощенная в построенную “Стальконструкцией СПб” транспортную галерею склада готовой продукции ( см. Дизайн и Строительство № 3 (9) 1999г.) повлекла за собой целый ряд замыслов заказчика.

Таким образом, на “Балтике” был создан прецедент создания новой для Петербурга архитектуры стиля хай тек, который был реализован в транспортной галерее склада готовой продукции.

Объемно-планировочное решение галереи утвердило “Балтику” в решении о формировании представительской функции не только с наружи, но и на её тесную взаимосвязь с производственными пространствами компании. Это послужило отправной точкой для развития эстетики экстерьера и представительской функции “Балтики”, соответствующей мировым стандартам.

В конце января месяца этого года, “Балтикой” была четко сформулирована концепция экскурсионной галереи между административно-бытовым корпусом и цехом ЦКТ-5. Проведя аналитику формообразования, было предложено несколько вариантов сечения галереи, а соответственно и конструктивных решений. Принимая в учет задачу исполнения галереи к десятилетию “Балтики” В конечном счете выбор был сделан и уже через сто дней галерея протяженностью 150 метров была введена в эксплуатацию.

Галерея состоит из двух составных частей. Первая полностью стеклянная с криволинейным очертанием верха, протяженностью 70 метров прорезает цех на отметке 4.200 и имеет перепад высот что повлекло к появлению лестничного марша. Поскольку температурный режим в цехе имеет допуск в полградуса, “Бюро техники кондиционирования и вентиляции” было предложено отопление этой части галереи инфракрасными излучателями, которые создают комфортную атмосферу для человека, но не нагревают ограждающие конструкции.

Вторая составная часть экскурсионной галереи проходит вне цеха примыкая к нему, имеет периметральное плоское остекление с покрытием профилированным металлом с верху и низу.

идея хай-тека была реализована в шпангоутах (декоративных алюминиевых дугах), являющихся продолжением радиального очертания верхних и нижних ограждающих конструкций.

В данное время идет работа над дальнейшим совершенствованием внешнего облика пивоваренного гиганта. Одним из основных направлений поисков архитекторов сейчас является пристройка к административному корпусу в месте главной проходной на предприятие.

Первоначально была получена задача о проектировании навеса, светопрозрачного козырька над главной проходной площадью около 500 кв. м.

Поиски и предложения данного козырька привели заказчика к пожеланию о создании крытого, остекленного пространства, своего рода “лобби-хола” в котором могла быть организованны рекреационные пространства.

В основу основного предложения рассматриваемого “Балтикой” была положена идея четкого функционального зонирования пространства. В стеклянном, радиальном в плане объеме предлагалось два уровня входа, первый наземный, вход с отметки земли для рабочих и посетителей предприятия, а второй представлял собой VIP пандус-подъезд на второй этаж здания административного корпуса. Подъезд на второй этаж позволял бы сразу же попадать в представительскую часть завода, к приемной генерального директора, к уже возведенной к тому времени экскурсионной галерее.

В одном из проектных решений предлагалась возможность организации вертолетной площадки на кровле стеклянного объема, своего рода “президентский” уровень.

Во всех вариантах предлагалось устройство бассейна с зеркалом воды как внутри новой проходной так и с наружи, а так же устройство автомобильного кармана для автобусов. На данный момент выбор “Балтикой” еще не сделан, идет процесс согласования ценовых аспектов, хотя к сожалению уже отвергнута идея с VIP пандусом.

Комплексный подход к решению задачи привел к тому, что идет процесс создания площади перед главной проходной, идет поиск “облагораживания” фасада и надстройки над шестым этажом административного корпуса.

Пивоваренная компания “Балтика” являясь на сегодняшний день образцом производственной культуры, через некоторое время может стать образцом обустройства среды не только для промзоны “Парнас”, но и для всего промышленного Петербурга.

Строительство – корпоративный процесс, в работе над экскурсионной галереей принимали участие несколько петербургских подрядных организаций. Давний партнер “Стальконструкии СПб”, фирма “Планета АЛ” - изготовила стеклянные огрождающие конструкций галереи. В проекте участвовала фирма “Эвелайт”, обеспечившая освещение галерей эксклюзивными светильниками, а так же “Бюро техники кондиционирования и вентиляции” – которой была предложена и затем и реализована нестандартная система отопления.

Архтиектурное решение проекта было выполнено в “Архитектурно-проектном центре Мамошина” архитекторами М.А. Мамошиным и Д.В. Хмелевым.

Была выполнена трехмерная компьютерная модель всего комплекса предприятия, что позволило заказчику еще на стадии проекта принять правильное решение просматривая варианты галереи с любой точки пространства, так же был сделан видео и другой презентационный материал.

Экскурсионная галерея и последующие работы, являются примером плодотворного сотрудничества Заказчиков, Проектировщиков, Подрядчиков и Смежников в создании новой эстетики для “Балтики”

Работа являет собой пример ломки стереотипа о прагматизме промышленной архитектуры.

На современном этапе строительные технологии позволяют несущим конструкциям играть вспомогательную роль в формировании архитектурного образа сооружения, на первый план выходит творческий замысел. Одновременно требования к конструкциям, их качеству и инженерной мысли прямо пропорционально возрастают.

 


>> К СОДЕРЖАНИЮ >>