Л. Лавров, С.- Петербург
Ф, Вемейер, Бад-Рейхенхалль


КАРЛ ИВАНОВИЧ РОССИ-
жилых домов "Русской колонии Александровки" в Потсдаме?

Русская колония Александрова — одна из достопримечательностей немецкого города Потсдама. Исходя из специфики образной архитектурной характеристики, её следует отнести к экзотическим сооружениям декоративно-развлекательного назначения, таким, как «Римские бани» или «Китайский павильон» в парке Сансусси, характерные для многих дворцово-парко-вых резиденций в стиле барокко или классицизма. Однако Русская колония Алек-сандровка была и остается настоящим жилым поселением. Таблицы на стенах ряда домов перечисляют прежних владельцев зданий: Иван Григорьев, Отто Григорьев, Пауль Григорьев, Курт Григорьев — русские имена сменяются немецкими, а вместо кириллицы появляется латиница...
Поселение создано в 1826 г. по указу прусского короля Фридриха-Вильгельма III в память о скончавшемся друге и союзнике, российском императоре Александре I. Учитывалось, очевидно, и то, что женой Николая I была прусская принцесса Шарлотта (Александра Федоровна). Указ короля выполнялся в срочном порядке; Александр I умер осенью 1825 г., к ноябрю 1826 г. строительство домов было завершено, а в апреле 1 827 г. здесь появились новоселы: певцы русского военного хора, входившего во времена наполеоновских войн в состав музыкального подразделения 1-го Гвардейского пехотного полка Прусского королевства. Каждый из них получил всю необходимую домашнюю утварь и корову. К этому времени из 62 солдат русского военного хора в живых оставалось только 12. Поселение включало и церковь, построенную по проекту В.П.Стасова и в 1829 г. освященную в честь Св. Александра Невского.
Большой интерес вызывают необычные для Германии архитектурные характеристики одно-двухэтажных жилых построек: резные орнаменты украшают фронтоны кровли, обрамление окон и балконные ре- шетки; на крыльцах — причудливые колонки. Все элементы декора подчеркивают неоспоримо русские истоки образного решения здания. Между тем, архитектурные путеводители не называют автора проекта комплекса, возведенного прусским Гвардейским саперным подразделением под командованием Снетлаге. Использованный тип несущих строительных конструкций — типично немецкий фахверк. Объясняя особенности образного решения зданий, указывают, что прототипом для них были постройки русских военных поселений [4, стр. 69], что сомнительно, ибо, рассчитанные на малоимущих, поселения эти были весьма экономными {точнее, бедными) по архитектурному решению. По пространственным параметрам и по качеству декоративного оформления их нельзя сопоставить с постройками Русской колонии Александровка, Обилие декоративных элементов на фасадах домов, доведенное почти до уровня театральной декорации, напоминает, скорее, о развлекательных сооружениях в королевских резиденциях. В их числе можно назвать и такие, которые были стилизованы в «крестьянском», а точнее — в «пейзанском» духе. Эталоном их типологии была идиллическая ферма Марии-Антуанетты в Версале, где она представала перед гостями в лирическом образе крестьянки, доившей коров. Аналоги Русской колонии Александровки следует искать именно среди подобных объектов.
Известно, что на рубеже XVIII-XIX вв. русский императорский двор активно развивал и украшал свои резиденции. Модные пасторальные мотивы воплощались в двор-цово-парковых комплексах под Петербургом. Следы модных увлечений того времени сохранились до наших дней: сложенная из березовых поленьев простенькая хижина с роскошно украшенным интерьером в Гатчине или парковый павильон — Молочня в Павловске. Менее повезло «крестьянским» поселениям. В 30-е годы XIX века под Петербургом также построили несколько «образцовых» русских деревень. И внешний их образ, и регламентированная сверху жизнь их поселян имели театрализованный идиллический характер. Учитывая развлекательный характер поселения, большое значение придавалось декоративному оформлению зданий — фасады насыщены украшениями из дерева, обилие затейливой резьбы на балконных решетках, обрамлении ворот и крыльца, на карнизах и коньке крыши. Время не пощадило эти постройки, но проектные материалы известных работ К. И. Росси, О. Монферрана, А. И. Шта-кеншнейдера вызывают несомненный интерес. Причем проекты идиллических «крестьянских» изб, разработанные прославленными придворными архитекторами, отличаясь по характеру декоративного оформления, практически полностью повторяли друг друга в композиционном отношении [1, стр. 160-161; 2, стр. 57-63].
Сопоставив фотографии Никольского домика (А. И. Штакеншнейдер), построенного в Петергофе для кратковременного отдыха семьи Николая 1, и домов Русской колонии Александрова, видим поразительное совпадение как Б общем решении фасадов, так и в прорисовке деталей. Такие же выводы дает сравнение Русской колонии Александрова с «образцовыми» проектами избы, выполненными арх. О. Монферраном, или с проектом деревни Глазово (арх. К. И. Росси): трехэтажная постройка со скатной кровлей; по главному (торцевому) фасаду в каждом этаже по три окна, в чердаке — светелка; перед окнами первого этажа — резные колонки навеса по всему фасаду. Практически совпадают пропорции фасада, уклон кровли, набор декоративных элементов.
Очевидно, мы имеем дело с устоявшимся и почти стандартизированным образом павильона в дворцовом саду, стилизованном под «русскую избу». Этот вывод подтверждает и опыт Потсдама, Здесь, помимо Русской деревни Александровки, существует и другой пример подобных построек — усадьба «Никольское» (Nikolskoje), возникшая у озера Хафель в 1819 г. Ее архитектурное решение также является полным клише упомянутого образа [5, стр. 46, 47], Именно усадьба «Никольское», как отмечают, стала образцом для капитана прусской армии Снетлаге при строительстве Русской деревни Александровки [5, ар. 7]. Таким образом, можно полагать, что источником данного архитектурного решения стало творчество К, И. Росси. Для этого достаточно сравнить даты выполнения проектных работ: — проект А. И. Штакеншнейдера датирован 1833 годом, — проектные предложения О. Монферра-на относятся к 1820- 30-м годам, — проектдеревни Глазово был разработан К. И. Росси в 1815 году.
Отвечая вкусам заказчика, в проекте дворцовой деревни в Глазове К. Росси обратился к мотивам русского крестьянского зодчества. Проект не был осуществлен в окрестностях Петербурга, но, скорее всего, чертежи фасадов, разработанные Росси, попали в Потсдам, где и были воплощены в натуру с подлинно немецкой аккуратностью и тщательностью — сначала в резиденции «Никольское» (1819 г.], а затем в Русской колонии Александровке (1826 г.). Напомним, что реализация проекта А. И. Штакеншнейдера [Никольский домик в Петергофе] относится к 1835 году. Надо подчеркнуть, что и немецкие источники указывают, что деревня Глазово послужила прообразом для Русской колонии Александровки [3]. Конструктивное решение построек, осуществленных в Германии, вызывает несомненный интерес. Прусские строители выполнили его по собственному разумению и своим навыкам: богато украшенный «русский» фасад прикрывает фахверковую несущую конструкцию, характерную для немецкой строительной традиции. Столь необычное их сочетание объясняется указанными особенностями организации проектирования и строительства.
Такой путь реализации проектов, когда образное решение напрямую не связано с ее конструктивно-планировочной разработкой и натурным воплощением, не является для творчества К. И. Росси исключением: вспомним Михайловскую площадь (пл. Искусств) в Санкт-Петербурге. Для нее именитый мастер разработал развертки фасадов, а само строительство велось с соблюдением этих определяющих установок К. И. Росси, но по планам, разрезам и прочим необходимым для застройки чертежам других зодчих, по их замыслам и с учетом особенностей заказа по каждому из отдельных участков.
Очевидно, так же был организован и проектно-строительный цикл при создании Русской колонии Александровки, когда автор достаточно жестко регламентировал только внешний облик здания, оставляя на усмотрение производителя работ конструктивную схему постройки. Учитывая все это, можно с уверенностью предполагать, что произведения К. И. Росси украшают не только Санкт-Петербург, Москву, Тверь, Рыбинск и другие русские города, но вносят своеобразие и в облик Потсдама.
Литература:
1. А. И. Лунин. Архитектура Петербурга середины XIX века. Л.: Лениздат, 1 990.
2. М. 3. Тарановская. Карл Росси. Л.: Стройиздат, 1 980.
3. А. Калессе, Александровка — русская деревня под Потсдамом //«Deutschland — политика, культура, экономика». № 3,1 997.
4. К.-Н. Otto, A.Koljada. Alexandrovka, Alexaner-Nevski-Gedachtniskirche. Potsdam: Heveller Verlag, 1997.
5. M. Seller, J.Wacker. Insel Potsdam. Berlin: Verlag Dirk Nishen, 1991.



>> К СОДЕРЖАНИЮ >>