Л. П. Лавров


«Дом на излучине реки»


С момента основания Петербург стал морским портом на побережье Балтики, однако сама городская застройка получила непосредственную связь с берегом Финского залива сравнительно недавно. Слишком больших усилий требовало освоение болотистой дельты Невы. На протяжении столетий новые кварталы жилых и общественных зданий постепенно приближались к морю: шведский город Ниеншанц находился на месте слияния Охты и Невы; первые постройки Петербурга появились западнее его, но Галерная гавань на берегу залива долго оставалась малоэтажным периферийным поселением, отрезанным от основной части города болотистыми пустошами.

Активное освоение западной оконечности Васильевского острова началось лишь в XX веке. В предреволюционные годы удалось осуществить часть проекта «Новый Петербург», но только в 60-е годы начал формироваться «морской фасад» Ленинграда. Огромных усилий требовала инженерная подготовка территорий. На заболоченные участки побережья со дна залива было доставлено около 12 млн. куб. м грунта, благодаря чему повысили на 2,5-3,5 метра отметку земли на заливаемой водой низине. Извилистая р. Смолен-ка, которая терялась среди камышовых зарослей на границе суши и воды, получила новый отрезок своего русла, ставший композиционным центром обширного района новостроек.

В конце XX века концепцию генерального плана 1966 года полностью не реализовали, и поэтому возникают все новые и новые идеи по градостроительному развитию этого района. Сейчас северо-запад Васильевского острова обоснованно относят к наиболее перспективным территориям Петербурга. Помимо удобных коммуникаций с центром и благоустроенного северо-западного пригорода, сказываются своеобразие архитектурного облика района и достоинства морского побережья.

В числе новостроек этого района особое внимание привлекает новый многоэтажный дом на ул. Одоевского, 28, занимающий ключевую позицию: на его месте проходила нечеткая граница между болотами побережья и островом Голодай, отсюда меняется характер русла Смолен-ки и начинается протяженная эспланада, ведущая к заливу.

Архитектурные разработки 60-70-х гг. намечали появление здесь сравнительно невысокого кольцеобразного композиционного элемента. Авторы ныне возведенного здания предложили свою концепцию с учетом изменений, которые натурная реализация внесла в замысел генерального плана 1966 года. Прежде всего, учли отсутствие каких-либо вертикалей в складывающемся городском ландшафте. Разработки 60-70-х гг. намечали строительство ряда многоэтажных зданий на северо-западе Васильевского острова. Однако эти предложения не были воплощены, и панораму новостроек побережья характеризует преобладание горизонталей — сливающихся в единую стену 12-16-этажных зданий с плоскими кровлями. Выделяющиеся по высоте объемы (гостиница «Прибалтийская», общежитие Университета, точечные дома вдоль Смо-ленки) оказывают лишь локальное воздействие на эту картину. Авторы нового здания поддержали и развили систему высотных акцентов района застройки. Центральный объем нового здания возвышается над карнизами сложившейся застройки, а его главный корпус по высоте корреспондирует с объемами, формирующими продольную ось Новосмоленской набережной.

В условиях, когда практически все окружающие здания имеют простую прямоугольную конфигурацию, дом № 28 на ул. Одоевского получил пластически развитое объемно-пространственное решение. В какой-то мере реализована изначальная градостроительная идея возвести здесь круглое в плане архитектурное сооружение. Во-первых, кольцевая конфигурация основного объема не является замкнутой, а раскрыта на юг, к солнечным лучам, для оптимальной инсоляции всех квартир. Во-вторых, крупные пластичные эркеры на фасаде со стороны ул. Одоевского укрупняют масштабный строй сооружения, подчеркивая его лидирующую роль как в формировании ансамбля эспланады на западном участке р. Смоленки, так и застройки квартала административных зданий по ул. Одоевского.

Особо значим доминирующий объем центральной башни, замыкающей перспективу Новосмоленской набережной со стороны залива. Ее высота определилась уже в ходе строительства, когда появилась возможность «натурного моделирования» объекта — в итоге найден оптимальный вариант, позволяющий сохранить целостность здания и в должной мере подчеркнуть градостроительную значимость данного места для композиции застройки.

Концептуальное предложение было поддержано и развито при детальной проработке проекта. Авторы подчеркнули динамизм и современность образа здания. Специальная долговечная штукатурка получила светлое покрытие с выделением локальных цветовых участков. Широко используется стекло, что успешно апробировано на предшествующей постройке авторов — в многоэтажной башне на пр. Культуры. Строительные технологии наших дней позволяют получить многое от этого материала: слегка тонированные стеклянные большеразмерные листы с четкими членениями переплетов дают, несомненно, не только художественный эффект, но и расширяют функциональные возможности жилища. Остекление лоджий защищает от уличного шума и ветра с Балтики, помогает сохранить оптимальный температурный режим в квартирах. В планировочном отношении интересное развитие нашла идея секций с многолучевыми планировочными схемами, отвечающая задуманной конфигурации здания и условиям расположения на участке. Все 313 квартир соответствуют современным стандартам и по санитарно-гигиеническим требованиям, и по техническому оснащению. Любого очарует замечательный вид, открывающийся из окон верхних этажей: это и панорама исторического центра, и лента р. Смоленки, и воды Финского залива, а в хорошую погоду — и купол Кронштадского собора. Конструктивно-технологическое решение отработано специалистами «ЛенСпецСМУ»: несущие конструкции — монолитный железобетон, наружные стены — из газобетона с декоративным покрытием, способным противостоять любым капризам непогоды. Дополняет комплекс трехэтажный объем, расположенный со стороны Смоленки. Обеспечивая изоляцию дворовой территории от посторонних, он служит для размещения гаражей и офисных помещений.

Здание на излучине Смоленки стало заметным явлением в архитектурной жизни города. Оно обладает несомненной индивидуальностью и предлагает новый подход к формированию образа жилого дома в Петербурге — здесь нет таких привычных для последних лет элементов, как островерхие башенки и купола, аркады и эркерочки. Вероятно, мы видим знаки архитектуры не XX, а XXI века.


>> К СОДЕРЖАНИЮ >>